Житель Омска Александр Беляев о проблемах местной оппозиции: «Это какое-то унылое болото, где нет места человеку дела»
Омский юрист Александр Беляев опубликовал в блоге статью о местных оппозиционерах. Её «безрадостный, но единственный вывод»: настоящая оппозиция в городе отсутствует. С разрешения Беляева Тайга.инфо перепечатывает его текст в сокращенном варианте. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Неожиданная массовость акций удивила как власть, так и оппозицию. В Москве
Власть быстро опомнилась и запустила машину противодействия — начались бесконечные «путинги», куда автобусами свозили безропотных студентов и бюджетников, были введены драконовские штрафы за несогласованные прогулки за батоном ; против лидеров протестного движения возбудили высосанные из пальца уголовные дела. Тупо и топорно, но власть всё же отреагировала на возросшую гражданскую активность.
Оппозиция упустила свой шанс не из-за противодействия власти, а из-за лени, глупости и нежелания работать с избирателем
Что такое оппозиция? Это партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также это политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть. Правильная оппозиция всегда готова взять власть и всегда имеет людей, готовых на практике осуществлять заявленную оппозицией программу.
На российском и, соответственно, омском политическом поле имеется два вида оппозиции — системная и внесистемная. Системная представлена зарегистрированными партиями, она участвует в выборах, её представители занимают депутатские места в законодательных органах власти. Внесистемная, в основном, бегает по улицам с плакатами, сидит в интернете и занимается разнообразными общественными проектами (от помощи детдомам до правозащитной деятельности).
Ни та, ни другая омская оппозиция не может похвастать большим количеством сторонников. Подавляющему большинству населения города совершенно безразличны как коммунисты с жириновцами, так и яблочники с националистами. Причиной такого положения вещей я вижу абсолютную неспособность омской оппозиции пусть даже не создавать информационные поводы, а хотя бы грамотно рассказывать о себе. Рядовой омич понятия не имеет, чем занимаются, например, оппозиционные депутаты Законодательного Собрания Омской области или кто состоит в рядах омского «Яблока». И дело не в отсутствии доступа к СМИ (в конце концов, Интернет никто не отменял), а в полной беспомощности оппозиционеров как в политике, так и в PR-кампаниях.
В Омске нет никого похожего ни на Навального, ни на Чирикову, ни на Ройзмана. Унылое болото, где нет места человеку дела
Давайте посмотрим на омскую системную оппозицию. Это три партии — КПРФ, Справедливая Россия и ЛДПР. Самой крупной и влиятельной, без сомнения, является КПРФ. Омск исторически тяготел к т.н. «красному поясу» и коммунисты на всех выборах стабильно никогда не опускались ниже второго места. У них есть фракции в Законодательном Собрании и Городском совете, своя газета «Красный Путь» и даже весьма неплохой офис в центре города с красными флагами на фасаде. Но у них нет (и, судя по всему, уже никогда не будет) главного — адекватных харизматичных людей.
Кого из омских коммунистов вы знаете? Смолин? Смолин давным-давно живёт в Москве и, простите за цинизм, известен больше тем, что является инвалидом по зрению, чем какими-то собственными достижениями. Кравец? Уныл до невозможности. Проигрывал все выборы, в которых участвовал. Алёхин? Вроде бы энергичен, красноречив, но, как говорится, не орёл. Был ещё Дорохин, но последние несколько нет о нём ничего не слышно. Откроем сайт Законодательного Собрания Омской области, посмотрим список депутатов фракции КПРФ — Архипов, Жуков, Казак. Кто все эти люди???
Откроем сайт Омского Городского совета. Фракция КПРФ — Коломеец, Ивченко, Краснов, Федин, Эглит. Вам что-нибудь говорят эти фамилии? Чем знамениты эти «оппозиционеры»? Единственный более-менее известный «горсоветовский» коммунист — это Юрий Тюленев, да и тот прославился не своей политической деятельностью, а прошлой службой в должности начальника колонии №9 («На всю жизнь я запомнил те побои и фамилии фашистов, избивающих меня — майор Тюленев, начальник оперативной части майор Остапенко, офицер оперативной части старший лейтенант Марчук, начальник режимной части капитан Шахназаров... Вообще-то, Тюлень уже восьмерых забил. Вся зона знает. Когда сам, когда подкумки перестараются, когда сердце у закатанного в рубашку смирительную, откажет. Всякое случается в этой жизни поганой, особенно, когда Тюлень с бандой свирепствует». © Владимир Борода «Зазаборный роман»).
На прошлогодних выборах многие голосовали за КПРФ только потому, что больше не за кого. Получив незаслуженную народную поддержку, КПРФ протащила в депутаты никому неизвестных людей и затихла. Новоиспеченные народные избранники тихо голосуют почти за все инициативы партии власти, дистанцируются от уличных акций протеста и вообще вся их политическая активность была заметна только при обсуждении установки памятника Колчаку — вопроса, не имеющего вообще никакого отношения к политике (от установки/неустановки данного памятника в городе не изменится ничего).
Почему бы коммунистам не создать комиссию по расследованию деятельности бывшего губернатора? Именно так поступила бы нормальная, настоящая оппозиция
«Справедливая Россия». Карманная партия, созданная Кремлём для перетягивания голосов у коммунистов. Справедливости ради, «Справедливая Россия» (уж извините за тавтологию) не является оппозицией, поскольку вся их оппозиционная риторика является ни чем иным, как грубой имитацией бурной политической деятельности. Они всегда голосуют так, как надо Партии власти, и нужны постольку-поскольку. В Омске справедливороссы не проявляют себя никак. Вновь откроем сайты ЗакСобрания и Горсовета, прочтём фамилии — Провозин, Дубовский, Иванова, Оверина. Кроме Овериной, отчего-то решившей баллотироваться на предыдущих мэрских выборах под лозунгом «Я лучший кандидат, потому что я женщина», данные фамилии не говорят простому обывателю ничего.
В Омском Горсовете фракция «Справедливой России» насчитывает целых 3 человека, зато двое из них, выражаясь языком Шерлока Холмса, весьма примечательные личности. Первый, Игорь Антропенко — долларовый миллионер, москвич и (совершенно случайно) сын бывшего директора бывшего ОАО «Омскэнерго» Александра Антропенко. Вторая, Ирина Матвеенко — генеральный директор богомерзкой телекомпании «Антенна-7» и (как бы помягче выразиться) мать внебрачного сына известного омского олигарха Валерия Кокорина, которому и принадлежит упомянутая телекомпания. С такими членами Партия «Справедливая Россия» по праву имеет в своем названии слово «справедливая». Чем же на оппозиционном поприще запомнились данные справедливороссы? На ум приходит только неудачная попытка Антропенко поучаствовать в мэрских выборах. А оппозиционный депутат Матвеенко почему-то любила глушить передачи радио «Эха Москвы» (его вещанием в Омске занимается «Антенна-7»), когда там говорили про экс-губернатора Полежаева.
Омские системные оппозиционеры не дают медийных поводов — про них просто нечего говорить. Их будущее — бесперспективно
Среди представителей омского «Яблока» можно выделить следующие заметные фигуры:
Юрий Федотов — депутат Горсовета, несколько лет назад перебрался в «Единую Россию». Оппозиционером никогда не был.
Сергей Костарев — профессор, доктор наук, специалист в области экологии. Умён, активен, порядочен, но чрезмерно интеллигентен. Как оппозиционер засветился в проекте «Гражданин мэр» и возне вокруг строительства в Омске кремниевого завода. Организатор митингов «За честные выборы». Производит впечатление здравомыслящего человека, но пресловутая интеллигентность портит всю картину — не чувствуется ни лидерских качеств, ни амбиций, ни харизмы.
Михаил Маглов — ныне москвич, член «Солидарности». Во время проживания в Омске участвовал в акции «заклей рот Достоевскому» и прочих сомнительных перфомансах. Неоднократно задерживался милицией. Кроме бессмысленных пикетов не проявил себя никак.
Антон Жебрун — друг и сподвижник Маглова по уличным акциям. Стал знаменит после того, как был отчислен из ОмГУ за неуспеваемость политическую деятельность. Вместо того, чтобы попытаться восстановиться через суд и получить волну народной поддержки в качестве мученика, исчез с политического поля Омска. Последние годы о нём ничего не слышно.
Наталья Алексеевская — бывшая управляющая омским филиалом Мособлбанка, ныне председатель ТСЖ «На Волочаевской». Ужас, летящий на крыльях ночи. Неудачно участвовала в выборах депутатов ЗакСобрания и Горсовета. Какое отношение она имеет к оппозиции вообще и к «Яблоку» в частности — загадка.
Михаил Яковлев — активист «Яблока», молодой и напористый блогер-матершинник. Прославился ногой, которую на одной из акций ему отдавил машиной сотрудник Центра «Э», а также организацией запрещённого Парада зомби. Имеет шансы стать популярным омским оппозиционером, если прекратит заниматься ерундой.
Никто из «яблочников» не хочет обливать краской автомобиль губернатора/мэра/депутата «Единой России»
Кроме «яблочников» в Омске отсутствуют более-менее заметные представители несистемных партий. Никак не проявляют себя «лимоновцы», анархисты, националисты и прочие борцы с режимом. Создаётся впечатление, что в миллионом городе их просто нет (вполне вероятно, что их нет на самом деле). Нишу всех этих маргинальных движений занимают многочисленные беспартийные активисты, про некоторых из них стоит сказать отдельно:
Павел Акимов — ему 22 года и он бородат. Студент философского факультета ОмГУ. Благодаря неординарной внешности стал заметен на проекте «Гражданин мэр» («это кто там такой бородатый рядом с Варламовым?»), преследуется ФСБ, но каково его политическое кредо — непонятно.
Акрам Махмутов — адвокат, правозащитник, блогер «Эха Москвы», участник «Стратегии-31». Постоянно присутствует на митингах омских несогласных по 31 числам на Театральной площади, любит спорить с полицией, где морально давит несчастных полицейских интеллектом и юридическими познаниями. В реальных делах замечен не был.
Сергей Селиванов — борец с полицией, человек-плакат. Требовал у омского УВД расследовать дело об избиении московского журналиста Кашина. Больше не знаем о нём ничего.
Валентин Кузнецов — правозащитник, почему-то считающий себя юристом. Страшный сон всех омских судов. Есть мнение, что пациент психически не вполне здоров.
Константин Исупов — профессиональный сутяжник, тоже почему-то считающий себя юристом. Не менее страшный сон всех омских судов, чем Кузнецов. С психическим здоровьем также не всё ясно.
Ну и, напоследок, самый главный омский активист, без которого не обходится практически ни одна политическая акция в Омске.
Виктор Корб — он же человек №31, он же мистер Оранжевый, он же Витя Борода. Обладает навыками огромного числа профессий — журналист, художник-оформитель, фотограф, видеооператор, мастер по ремонту квартир, садовник, программист, веб-дизайнер, сборщик дикоросов и пр. Характер прескверный. Ни разу не дал прямого ответа на вопрос, еврей ли он, чем, безусловно, намекает, что таки да. Имеет уникальную особенность вызывать приступы неконтролируемого раздражения у всех, кто общается с ним более-менее продолжительное время. Куролесит в Омске уже лет двадцать. Успел побывать депутатом Горсовета, но до сих пор живёт на первом этаже старенькой хрущёвки на окраине Омска. Любит хвастаться знакомствами с демократами первой волны, фамилии которых ничего не говорят молодому поколению.
Ни один нормальный предприниматель, тайно сочувствующий оппозиции, никогда не даст денег Корбу, ибо не в коня корм
Беда в другом — все проекты Виктора Владимировича почему-то либо оканчиваются неудачей, либо превращаются в клоунаду. Так, запущенная в Москве и продвинутая Корбом в Омске «Стратегия-31» выродилась в Омске в настоящий фарс — по 31 числам на Театральную площадь приходит от силы тридцать одних и тех же человек, многим из которым явно требуется помощь психиатра, и после часа стояния данная публика расходится по домам. Зачем они приходили, зачем они стояли — вопрос открытый.
Будучи действительно харизматичной фигурой, Корб имеет и явные лидерские качества. В любой движухе, куда ему удаётся внедриться, он сразу начинает играть первую скрипку. Кто главный омский организатор митингов? Корб. Кто во главе уличного шествия? Корб. Кто самый известный блогер Омска? Корб. Куда не ткни — везде вылезает бородатая ухмылка легендарного омского тролля. Корба всегда слишком много, он кричит, шумит, ругается, хамит, требует извинений, от него просто невозможно спрятаться.
Как результат — нормальные адекватные люди не хотят иметь никаких дел с Корбом. Ни один нормальный человек не пойдёт на митинг, где с мегафоном у рта прыгает Виктор Владимирович. Не хочется нормальному человеку ассоциировать себя ни с Корбом, ни с Кузнецовым или Исуповым. Ни один нормальный предприниматель, тайно сочувствующий оппозиции, никогда не даст денег Корбу, ибо не в коня корм. Вся оппозиционная псевдодеятельность Бороды имеет нулевой выхлоп. Ну кому в областном правительстве страшно от «Стратегии-31» или сайта «Город-Пень»? Единственные люди, которые заинтересованы в политической активности Корба — это сотрудники уже упомянутого Центра «Э», которые за неимением в Омске настоящих экстремистов вынуждены «работать» с Корбом, дабы оправдать своё существование.
Партия власти не имеет в Омске ни одной приемлемой альтернативы. Это грустно, плохо, страшно, но это факт
Текст статьи печатается в авторской редакции