Павел Скурихин: Сегодня у САХО активов больше, чем долгов
© фото Майи Шелковниковой предоставлено ГК САХО. Павел Скурихин
Пока оформляется сделка по покупке ГК САХО, ее основатель Павел Скурихин рассказал Тайге.инфо, какой видит свою роль в компании и НСЗ, почему выбрал Леонида Маевского в качестве инвестора, сколько компания выплатила банкам после кризиса и что будет с проектами САХО в Новосибирской области.
В последние несколько месяцев группу компаний «Сибирский аграрный холдинг» (САХО) окружают противоречивые новости. С одной стороны, договор об антикризисном менеджменте с одной из крупнейших в России инвестиционно-финансовых компаний «Метрополь», создание первого на продовольственном рынке совместного с Саудовской Аравией предприятия «SAHO Grain». С другой — чиновники Новосибирской области публично беспокоятся насчёт финансового положения САХО в свете предстоящей посевной. Две недели назад стало известно о договорённости по продаже группы компаний известному российскому бизнесмену Леониду Маевскому.Пока урегулируются формальности для сделки, основатель и пока ещё контролирующий акционер САХО, президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин рассказал Тайге.инфо, какой видит свою роль в компании и НСЗ, почему в качестве инвестора выбрали Леонида Маевского, сколько процентов и комиссий группа выплатила банкам после кризиса, что будет с проектами в Италии и Саудовской Аравии, а также прокомментировал будущее САХО в Новосибирской области и озабоченность губернатора Василия Юрченко финансовым состоянием предприятия.
Тайга.инфо: Как вы нашли покупателя для САХО в лице Леонида Маевского? Почему именно он?
— САХО остаётся одной из крупнейших агропромышленных компаний России. Мы вошли в число «последних из могикан», переживших кризис без потери независимости и управляемости. Но из—за объективно неблагополучных условий последних лет стало не под силу обслуживать кредиты, которые мы привлекали до кризиса 2008 года на техническое перевооружение хозяйств, увеличение пашни и строительство новых хлебозаводов.
Бесконечно перекредитовываться нельзя, поэтому мы начали поиск портфельных или стратегических инвесторов. Вели переговоры со многими компаниями, как внутри страны, так и за рубежом. Интерес к САХО очень большой. Особенно он обострился осенью прошлого года, когда цены на зерно начали настоящее ралли. Даже непрофильные инвесторы с интересом взглянули на АПК. Леонид Маевский как раз из их числа. Он смотрит на перспективу, а в ближайшем будущем на мировом рынке спрос на зерно будет стабильно расти.
Мы, в свою очередь, выбрали именно предложение Маевского, поскольку на сегодняшний день САХО нуждается в антикризисной тактике. А у Леонида Станиславовича есть опыт работы с предприятиями в трудных ситуациях. Лучше всего известен его опыт с группой компаний «ЮниТайл». Долгов там было на несколько миллиардов, а под управлением Маевского эта ГК стала одним из крупнейших игроков на российском рынке керамической плитки и керамогранита.
Тайга.инфо: Почему так скоротечно оказалось антикризисное управление ИФК «Метрополь»? Что-то не устроило в совместной работе? Разошлись в оценке активов?
— Потребность в услугах «Метрополя» отпала после достижения договорённостей с Маевским о продаже бизнеса. Нашей целью было как можно скорей привлечь инвестора.
Тайга.инфо: Знаете ли вы, как теперь изменится бизнес-стратегия САХО в целом?
— Об этом корректнее спрашивать у Леонида Маевского. Уверен, что САХО может стать хорошей основой для интеграции сразу нескольких агропромышленных компаний. Проект такого масштаба мог бы привлечь солидные зарубежные инвестиции, а Маевскому масштабные проекты по душе.
Тайга.инфо: Что будет с проектами САХО в Новосибирской области? Последнее время посевные площади сокращались...
— У нас нет отдельных проектов в Новосибирской области, все наши новосибирские предприятия работают в рамках основных направлений деятельности группы компаний — сельскохозяйственного и хлебопекарного. Полагаю, что всё и дальше будет, как прежде. Хозяйства будут сеять, элеваторы — хранить и перерабатывать зерно, хлебозаводы — печь хлеб. Можно говорить о прошлогоднем сокращении посевных площадей, но вспомните, какая была засуха. Больше вложили бы в посевную, больше сгорело бы урожая, как у наших новосибирских соседей.
В Новосибирской области мы брали разорившиеся хозяйства, в которых не было техники, без работы сидели целые деревни
Но важнее другое. САХО не участвовал в приватизации, нам не досталось ни одного стабильного предприятия. Нигде мы не приходили на готовенькое. В Новосибирской области мы брали разорившиеся хозяйства, в которых не было техники, без работы сидели целые деревни. Пашня была заброшенной, на ней деревья росли, мы вкладывали огромные средства, чтобы вернуть её в оборот. Но уже много лет считается нормой, что по итогам года хотя бы одно из хозяйств САХО входит в число лучших по Новосибирской области.Элеваторы, которые мы приобретали, стояли пустыми. Хлебозаводы в райцентрах мы строили и укомплектовывали новым оборудованием с нуля. Если вернуться к вопросу о посевных площадях — мы их не уменьшали. В Новосибирской области мы за свой счет ввели в севооборот залежные земли и увеличили объем посевных площадей на 45 тысяч га. Это размер посевных площадей, например, Маслянинского района. Практически, мы прибавили Новосибирской области еще один сельскохозяйственный район! Никто не рвался сделать это вместо нас. Приведу две цифры: в 1991 году посевные площади в Новосибирской области составляли 3 443 000 га, в 2012 — только 2 405 000 га. За 20 лет из оборота ушло более 1 000 000 га. Именно об этом брошенном миллионе гектар сегодня нужно думать, а не впадать в соблазн «отобрать и поделить» земли САХО, в восстановление которых уже вложены огромные деньги.
Сегодня у САХО около 400 тысяч га сельхозугодий, 9 элеваторов и хлебоприёмных пунктов, 18 действующих хлебозаводов и ещё 17 строящихся . У нас 7 тысяч человек работает. Поверьте, всё это не из ниоткуда появилось, и никуда просто так не денется.
Тайга.инфо: Как вы относитесь к озабоченности и критике властей Новосибирской области по поводу финансовой ситуации в САХО? Губернатор Василий Юрченко даже обращался по этому поводу к заместителю министра сельского хозяйства РФ.
— Понимаю эту озабоченность. Последние годы для нас действительно были непростыми. САХО является одним из крупнейших налогоплательщиков в Новосибирской области и входит в число ведущих работодателей. В региональном АПК таких крупных инвесторов раз, два и обчёлся. В Минсельхозе России также постоянно мониторят ситуацию по крупнейшим участникам рынка. В других регионах, где работают предприятия САХО, власти тоже постоянно держат руку на пульсе. Это нормально. Мы открыты для всех, кто беспокоится о текущем положении наших дел. По—человечески мне понятно и желание покритиковать. Самому неоднократно хотелось возмутиться, почему некоторые госбанки ведут себя так, а не иначе, или отчего погода опять подводит.
Тайга.инфо: Как складывались взаимоотношения с госвластью в других регионах присутствия холдинга — лучше или хуже?
— В любом регионе власть всегда рада новым проектам, новым инвестициям, когда с нуля создаются предприятия, вводятся новые рабочие места. Уже запущенные инвестиционные проекты такого энтузиазма не вызывают. И ещё хуже отношение к проектам, в которых что—то идёт не по плану.
Тайга.инфо: Что бы вы назвали главным итогом создания и существования САХО? Что для вас лично было главным в этом бизнесе?
— С нуля, из ничего мы создали одну из крупнейших агропромышленных компаний не только в России, но и в мире. Удалось воплотить принцип вертикальной интеграции от производства зерна на поле до продажи с прилавка готового хлеба. В результате, если, например, резко падают цены на зерно, общая выручка остаётся стабильной. Удалось создать сельскохозяйственную компанию с географической диверсификацией производства в четырех федеральных округах. Это позволяет выживать в условиях рискованного земледелия нашей страны, о которых можно сказать как в анекдоте про «среднюю температура по больнице с учётом морга». В нашем случае урожай тоже несравнимо стабильнее, чем у локализованных предприятий.
Удалось воплотить принцип вертикальной интеграции от производства зерна до продажи с прилавка готового хлеба. Если резко падают цены на зерно, выручка остаётся стабильной
Мы сделали многое для выполнения своей миссии — добиваться роста качества жизни в сёлах, где действуют предприятия САХО, и увеличили конкурентоспособность российского зерна на мировом рынке. Думаю, что за рубежом САХО сегодня — это одна из самых известных агропромышленных компаний России. Мы первые поставили зерно в Японию, начали поставки в страны Евросоюза, первые создали совместное предприятие с Саудовской Аравией. Трудно выделить что-то одно. Лично для меня очень важно, что мы научились создавать в деревнях конкурентоспособные рабочие места, на которые стала возвращаться молодёжь, получившая в городе высшее образование.Тайга.инфо: На какую сумму вы предоставляли личное поручительство по кредитам САХО? Есть ли перспектива по их погашению?
— САХО непубличная компания, финансовые данные мы не раскрываем. В виде исключения могу сказать, что после кризиса 2008 года мы выплатили банкам в виде процентов и разных комиссий около 6 млрд. рублей. Это убийственная сумма! Только в нашей стране банки увеличивали для предприятий обслуживание кредитов до
Если бы стоимость денег осталась разумной, на уровне докризисной, когда мы начинали наши проекты, САХО бы прекрасно сейчас себя чувствовал с финансовой точки зрения. И сегодня у САХО активов больше, чем долгов. Иначе не было бы такого интереса к нам со стороны инвесторов. Леонид Маевский уже ведёт переговоры с кредиторами. Согласитесь, если бы он не видел возможностей закрыть долги САХО, вряд ли входил бы в сделку.
Тайга.инфо: По некоторой информации, часть земель САХО, которые не использовались, а просто держались «в портфеле», были оформлены на вас лично. Так ли это? Если да, то какова их судьба?
— Поскольку я лично выступал поручителем по долгам компании, как многие менеджеры САХО, можно, наверное, предположить, что и земли записаны лично на меня. Но на самом деле каких—то отдельных земель у меня нет. Покупая сельскохозяйственные угодья, мы никогда не выступали портфельными инвесторами. Не брали «про запас». Наоборот, старались распахать всё, что приобретали. У компании единый земельный банк, он достанется новому владельцу в полном объёме.
Тайга.инфо: Будете ли вы как-то присутствовать в управлении САХО после продажи холдинга Маевскому?
— Буду консультировать нового владельца САХО. В первую очередь, по вопросам взаимодействия с зарубежными партнёрами, потому что у меня несколько лет ушло на выстраивание этих связей.
После кризиса 2008 года мы выплатили банкам в виде процентов и комиссий около 6 млрд. рублей. Это убийственная сумма!
Тайга.инфо: Расскажите о перспективах международных проектов САХО, в частности, в Италии и в Саудовской Аравии?— Итальянский проект, связанный с производством хлебопекарного оборудования, уже давно стоит на запасном пути из-за банкротства банка, собиравшегося финансировать строительство федеральной сети хлебозаводов САХО. А вот проект с Саудовской Аравией развивается, он очень перспективный. Наши партнёры готовы авансировать производство зерна, готовы рассматривать предложения по вхождению в капитал российских компаний. Может быть, что-то делается не так быстро, как хотелось бы. Но с саудовской стороны нашим совместным проектом занимаются высокопоставленные и влиятельные члены королевской семьи, это очень серьёзный уровень отношений и гарантий.
Тайга.инфо: Будете ли вы развивать свой собственный новый бизнес? В той же сфере или в новых видах бизнеса?
— Считаю преждевременным говорить о каких-то конкретных планах до тех пор, пока мы не уладим все формальности по продаже САХО.
Тайга.инфо: Будете ли вы продолжать свою работу в НСЗ? Какие главные задачи видите?
— 27 февраля на съезде НСЗ в Москве мы обсудили и приняли программу на следующий год, я продолжу работу в качестве президента Союза. Главные задачи на ближайшую перспективу — это сохранение достаточного уровня государственной поддержки растениеводства, снизившейся в связи со вступлением России в ВТО, а также работа над финансовым оздоровлением отрасли, над реструктуризацией накопленных долгов. Задачи взаимосвязанные. Их решение должно повысить конкурентоспособность российских зернопроизводителей на фоне зарубежных конкурентов.
Тайга.инфо: Вы стали представителем России в Партнёрстве АТЭС в сфере продовольственной безопасности. Какую работу в этом качестве успели провести, что еще будете делать?
— Эта работа только началась. В январе в Индонезии мы собирались на установочный саммит, в рамках которого избрали руководящие органы и создали постоянно действующие рабочие группы в рамках Партнёрства. Проблемы понятны — население планеты растёт, в отличие от ресурсов для производства продовольствия. Обывателям это пока не очень сильно бросается в глаза. Но уже на нашем веку численность людей вырастет в два раза, и всех нужно будет кормить. В рамках Партнёрства мы пытаемся наметить маршруты для решения проблем, которые в будущем станут предметом обсуждения на самом высоком уровне. Отмечу, что партнёры по АТЭС очень серьёзно оценивают роль и потенциал России на мировом продовольственном рынке. Пожалуй, ни у одной другой страны нет таких возможностей по увеличению сельскохозяйственного производства, как у нас.
Тайга.инфо
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522