Режиссер Тони Д’Анжело: «Женщина не должна оказываться в тюрьме лишь потому, что она красива, и у нее есть любовник»

© Юлия Катковская. Тони Д’Анжело
Режиссер Тони Д’Анжело: «Женщина не должна оказываться в тюрьме лишь потому, что она красива, и у нее есть любовник»
30 Май 2013, 13:48

В новосибирском кинотеатре «Победа» 29 мая стартовал фестиваль «Новое итальянское кино», где режиссеры, отважившись бросить свою команду на премьерах в Риме, лично представили фильмы. Один из них — Тони Д’Анжело — рассказал Тайге.инфо о тонкостях итальянской жизни, отраженных в его картине.

Фильм 2012 года «Невинность Клары» рассказывает об истории двух лучших друзей Маурицио и Джованни, неразлучных с детства. Действие происходит в Карраре. Друзья ходят друг к другу в гости, по выходным ездят на охоту, и, кажется, нельзя представить этих людей друг без друга. Однажды Маурицио представляет семье Джованни свою невесту Клару — красивую и загадочную женщину, которая становится механизмом, решающим судьбу не только дружбы Маурицио и Джованни, но и самих мужчин. Испытывая невероятную скуку в Карраре, где нет ничего примечательного, кроме каменоломни, на которой трудится Маурицио, Клара начинает искать выход из своего унылого положения, усугубившегося каждодневным одиноким ожиданием мужа в сумеречных комнатах дома на окраине города. Сначала Клара занята обустройством уюта, затем находит утешение в обществе Джованни... 

Убив друга, Джованни заканчивает и свою жизнь самоубийством. Какую роль сыграла в этом Клара, режиссер Тони Д’Анжело рассказал в интервью Тайге.инфо. Также он признался, кто из классиков российского кинематографа повлиял на его становление как режиссера, какую гражданскую позицию режиссер отстаивает в своем фильме и где нужно искать счастье.

Тайга.инфо: Расскажите, как родилась эта история?

— Этот фильм был сделан по реальным событиям, которые в действительности происходили в Италии. Он рассказывает о женщине, которая была заключена в тюрьму, обвиненная за участие в убийстве собственного мужа. Проблема в том, что эта женщина находится сейчас в тюрьме, но нет никаких доказательств ее вины. Полиция ухватилась просто за факт смерти ее мужа и самоубийства его друга, так женщину посадили в тюрьму. Ее обвиняют потому, что она очень красивая, следовательно, по мнению полиции и общества, — она участница убийства. Этот фильм говорит о трудностях современной жизни Италии, страны, которая проживает непростой момент и имеет непонятные перспективы в будущем.

Тайга.инфо: Неужели одна такая история характеризует всю Италию? И какие именно проблемы поднимаются — несовершенство законодательной системы, некорректная работа полиции, например?

— Да, я говорю о стране, где юридическая система полностью ошибочна, где в тюрьму садят людей зачастую без объективных причин. Женщина не должна оказываться в тюрьме лишь потому, что она красива и у нее есть любовник! И фигура женщины в Италии — это больше образ, чем реальная фигура, их никто не видит как лидеров, никто не оценивает их потенциал, они очень недооценены в Италии. Именно это мне хотелось показать.

Этот фильм об одиночестве, о клетке, которую люди сами себе сооружают, они убивают сами себя, сами ставят для себя ограничения

Не хочу все время говорить о своей стране, поскольку мне это немножко надоедает, но все же придется заметить, что у нас сейчас о женщине во многом говорят просто как об объекте, как о чем-то поверхностном. Я считаю, что их привлекательность и красота — все, что соблазняет мужчин, не должна быть использована для того, чтобы обвинять и заключать человека в тюрьму. В данном фильме я принимаю роль и сторону Клары, решая, что она была невинной, хотя я знаком с реальной женщиной, я общался с ней в тюрьме, и она мне сказала, что это она виновата. В фильме речь идет о том, что настоящие виновники — сами мужчины, а она искала просто возможность каким-то образом уйти от этого мира, в котором она жила. Мужчины убили друг друга, а она просто оставалась собой.

И этот фильм об одиночестве, о клетке, которую люди сами себе сооружают, они убивают сами себя, сами ставят для себя ограничения. Кроме того, фильм говорит о необходимости быть счастливыми.

Тайга.инфо: В чем, по-вашему, зритель должен увидеть этот посыл?

— Фильм именно о поисках счастья, то есть о том, как человек пытается его найти и не находит.

Тайга.инфо: Вы сказали, что фильм об одиночестве. А какое место занимает тема дружбы и любви, которые тоже прослеживаются в картине?

— Они тоже занимают важное место, все связано. И между героями существует большая дружба, которая идет с самого детства. И есть, конечно, тема вины Джованни, который придает дружбу. Поэтому это также центральные темы.

Тайга.инфо: Что было бы с вашей Кларой за пределами рассказанной истории?

— Мы оставляем героиню в тот момент, в который оставляем, потому что я не хочу никаких позиций, никаких мнений высказывать и брать на себя ответственность за зрительское мнение. Конечно, мне бы понравилось видеть Клару счастливой, а также дочь и жену Джованни.

Тайга.инфо: Кстати, почему семья Джованни, не вовлеченная непосредственно в круговорот событий, так несчастна?

— Это не центральные персонажи, которые, тем не менее, дают нужное обрамление. Клара и жена Джованни в какой-то степени обе хотят выйти из той жизни, в которой живут, и хотят обрести счастье, и у них обеих это не получается.

Если я не буду свои поступки сопоставлять с тем, что по этому поводу думает общество, я буду жить природными инстинктами

Тайга.инфо: В чем вы как гражданин своей страны видите выход из тех проблем, которые обозначили?

— Я не могу отвечать за всю страну и брать на себя ответственность... Но я могу попробовать прожить свою жизнь свободным человеком, свободным от предрассудков и не судить других людей, принимать их недостатки такими, какие они есть. [Итальянский кинорежиссер Пьер Паоло] Пазолини говорил, что свобода — это первая вещь в жизни. Свобода не подразумевает анархию, она подразумевает уважение к другим людям, уважение любых проявлений других людей. Если я не буду свои поступки сопоставлять с тем, что по этому поводу думает общество, или как это осудит общество, то я буду жить природными инстинктами. Если я не буду судить поступки других людей, уважать их, то это и будет выражением свободы.

Тайга.инфо: Когда вы посмотрели готовый фильм, вам захотелось что-нибудь поменять?

— Я бы и сейчас еще что-то изменил. На самом деле я должен сказать, что я доволен, потому что был достаточно длинный период монтажа. Этот фильм достаточно сложный для того чтобы сделать его приемлемым для публики. Фильм «бессловесный», здесь картинка должна рассказать больше, чем слова. Был большой риск, что публика плохо воспримет эти длинные паузы, не выдержит их. После почти года монтажа фильм длился три с половиной часа, но я был очень доволен, что мне удалось, хотя и с большими усилиями, но вырезать многие сцены, к которым я был очень привязан, для того чтобы сократить фильм и сделать его более смотрибельным.

Тайга.инфо: В итоге в фильме много недосказанности, было ли это задумано или так получилось именно из-за сокращения готового материала?

— Нет, это было сделано специально. В сценарии изначально было всего 4 сцены диалогов. Мне хотелось очень много рассказать изображением и звуком. Это мой тип восприятия, потому что мне лично очень нравится такой тип изображения. И, можно сказать, что такой тип изображения очень сближается с русским кино, с японским, с тайским. Идея была именно такой: оставить очень много недосказанности, чтобы было много передано через изображение, без слов, чтобы люди сами могли додумать определенные сцены.

Тайга.инфо: Были ли у вас другие варианты названия? В русском языке существуют слова-паронимы — невинный и невиновный, применительно к вашей истории мы использовали бы слово «невиновный», так как «невинный» имеет близкое, но все же немного отличающееся значение — чистый, безгрешный. Название «Невинность Клары» (L’innocenza di Klara) воспринимается российским зрителем двояко, оно звучит иронично, так как на экране мы видим женщину, которая изменяет мужу...

— Мне уже говорили в Москве, что в русском это два разных слова, но в итальянском — слово одно, то есть понятно, да, мужу героиня изменила, но здесь имеется в виду невиновность к совершенному преступлению, я имел в виду именно эту невиновность. В Италии это не воспринимается двояко. Я же не знал, что фильм выйдет в России. В старом итальянском тоже было такое значение у слова «innocente» — невинный, по отношению к ребенку или девственнице. Сейчас это значение утратилось, и мы употребляем его только в значении «без вины осужденный».

Тайга.инфо: Чьи работы из классиков российского и вообще мирового кинематографа вас особенно впечатляют?

— Я должен признать, что для меня современное российское кино — это кино, которое мне больше всего нравится. Эти фильмы редко приходят в массовые показы, но на фестивалях мы их видим. [Режиссер Александр] Сокуров нам нравится, например. Я люблю Тарковского, до безумия люблю его. Антониони очень люблю, Феллини. Люблю американцев классической эпохи, Хичкока, например.

Тайга.инфо: Ну в вашем фильме чувствуются переклички с Тарковским. Например, в сквозящей безнадежности. Было ли это сделано под влиянием классика или у вас настолько совпадает режиссерское чувствование материала?

— Специально я этого, конечно, не делал, но если есть сходства, то я счастлив от этого. Мне очень нравится, когда камера является поэтическим элементом фильма. Может быть, это в какой-то степени меня приближает к Тарковскому, потому что он был «поэтом». Потому что меня в кино, в первую очередь, интересует изображение, мне практически неинтересен текст. Для меня, кстати, самым великим остается немое кино, например, «Земля» Александра Довженко, 1930 года. Это просто шедевр.

Тайга.инфо: Вы снимали в основном короткометражки, «Невинность Клары» — второй полнометражный фильм. На какую тему вы хотели бы снять следующий масштабный полнометражный фильм?

— Следующей зимой я буду снимать полицейскую мелодраму. Это будет любовная история, которая произошла в Неаполе, великая история любви, которая происходит между Неаполем и Гонконгом. Я думаю, что мы будем снимать этот фильм в ноябре. Это абсолютно выдуманная история, абсолютно другой фильм, отличающийся от уже снятых мною. Он будет более коммерческий. Но у него будет очень мощное авторское влияние.




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года