Заместитель мэра Берлина: «У нас тоже есть земли-доноры и дотационные земли»
© pressestelle.tu-berlin.de. Гелла Дунгер-Лёпер
Обозреватель Тайги.инфо Алексей Мазур пообщался с заместителем мэра Берлина Геллой Дунгер-Лёпер и убедился, что в столице Германии, как в Новосибирске, есть свои ТОСы, детские сады, общественники, ресурсные центры в районах, сложная система выборов. Но есть маленькое отличие: у них всё это работает.
Тайга.инфо: У нас мало кто представляет, как устроена Федеративная Республика Германии. Население страны — около 80 миллионов человек. А сколько земель в Германии?— Шестнадцать.
Тайга.инфо: То есть, примерно по пять миллионов человек в каждой?
— Очень по-разному. Самая крупная федеральная земля — Северная Рейн-Вестфалия, там 16 миллионов жителей. Самая маленькая — Бремен, город и одновременно федеральная земля, там 700 тысяч населения.
Тайга.инфо: А Пруссии нет?
— Пруссию распустили союзники в 1948 году, после войны. Были образованы новые федеральные земли, уже не в границах Пруссии. На территории ГДР после объединения возникли пять новых земель. И в середине этих восточных земель расположен Берлин — город, и одновременно федеральная земля.
Тайга.инфо: Сейчас «земля Берлин» — это объединённый Берлин, и Западный, и Восточный?
— Да. Мы теперь единый город, разница почти исчезла.
Тайга.инфо: Расскажите о федеративном устройстве Германии. Федеральные законы имеют же приоритет над региональными?
— Федеральное законодательство всегда имеет преимущество перед региональным, земельным. При этом вторая палата германского парламента, бундесрат, состоит из представителей земель, и земли могут в существенной степени влиять на принятие законов. Но хотелось бы ещё добавить. Даже не все граждане Германии осознают, что половина принимаемых законов приходит теперь с уровня Европейского Союза. Их принимают в Брюсселе, потом их обсуждают бундестаг и бундесрат. Всё это сравнивается с немецким законодательством, но инициатива этих законов и сами законы — приходят к нам из Брюсселя.
Тайга.инфо: А как формируется бюджет? В России три уровня бюджета — федеральный, региональный и муниципальный. Как в Германии? Кто решает, сколько денег отдавать федерации — сама федерация или земли?
— Сложный вопрос. Как раз сейчас ведутся споры в связи с формированием бюджета Германии. У нас схожая система. Есть федеральный бюджет, есть региональный, на уровне земель, а затем — бюджет общины, района, либо городского района. В Конституции записано, что условия жизни и социальные услуги, социальные выплаты, которыми пользуется население, должны быть уравнены на территории всей Федеративной Республики. И поэтому есть специальный закон о выравнивании финансовых условий для земель.
В Конституции записано, что социальные выплаты населению должны быть уравнены на территории всей Германии, поэтому есть специальный закон о выравнивании финансовых условий для земель
У нас тоже есть земли-доноры и дотационные земли. Через федеральные структуры деньги перераспределяются от сильных земель тем землям, которые нуждаются в дотациях. По действующему закону города-земли, поскольку они обладают большой инфраструктурой и влияют на весь регион, получают по системе перераспределения средств 135% по сравнению с обычными землями. И богатые земли, земли-доноры, такие, как Бавария и Гессен, подали жалобу на то, что это несправедливо. И хотят отсудить эти деньги, чтобы у них так много не забирали.Тайга.инфо: А какая доля налогов, собранных в Берлине, уходит в федеральный бюджет? Больше половины или меньше?
— Точно сказать сейчас не смогу, разные налоги распределяются по-разному. Одни налоги полностью остаются землям, другие — делятся в некоторых пропорциях между земельным и федеральным бюджетами. Но федерация получает значительно меньше половины собираемых налогов.
Тайга.инфо: В самом Берлине, который является землёй, есть районы?
— В Берлине 12 районов, примерно по 300 тысяч населения в каждом.
Тайга.инфо: Они имеют статус муниципалитета?
— Не совсем. Это просто административные единицы. В них нет самоуправления, как в городах, которые при этом могут быть существенно меньше. В районах есть собрания депутатов, но они не могут принимать законов. Они могут предлагать то или иное распределение средств бюджета, но окончательное решение принимает парламент Берлина, сенат.
Тайга.инфо: Как избираются власти Берлина?
— По смешанной системе избирается сенат, сейчас в нём 110 депутатов. И он в свою очередь избирает мэра — правящего бургомистра.
Тайга.инфо: Из числа депутатов?
— Нет.
Тайга.инфо: Вы сказали, что в Германии есть закон о том, что обеспеченность социальными благами должно быть примерно одинаковой по всей республике. Это измеряется в деньгах?
— Это сложней. Есть определённый набор социальных благ, который оплачивается из местных и земельных бюджетов, но он предписан федеральным законом. Вот пример — в Германии вступил в силу закон о том, что каждому ребёнку старше трёх лет обязательно должно быть предоставлено место в детском саду. Этот закон был принят три года назад, было дано три года на подготовку. Есть земли, которые с этим справляются, а есть те, что не справляются. В Берлине мы сумели это сделать, но некоторые земли, западные причём, не смогли. И федеральный бюджет сейчас оказывает помощь этим землям.
Тайга.инфо: Расскажите, какие обязанности у вас, как у заместителя бургомистра.
— Я работаю в канцелярии сената, то есть непосредственно у правящего бургомистра. С другой стороны, я отвечаю за связи с федерацией, готовлю документы для бундесрата. Я занимаюсь европейскими проблемами, связями с европейскими структурами. Кроме того, я отвечаю за вопросы активности граждан, их вовлечения в управление.
Тайга.инфо: Были ли примеры, когда граждан Берлина или власти города что-то не устраивало в политике Германии или Евросоюза? Что вы в таких случаях делаете?
— Мы обладаем законодательной инициативой. Как федеральная земля, можем предлагать какие-то инициативы федерации. В Берлине в последние годы очень выросла квартплата. Мы предложили бундестагу заняться этим вопросом и принять законы об ограничении роста квартирной платы. Сначала мы не могли добиться обсуждения этого вопроса, так как другие федеральные земли считали, что он не очень важный. Но потом и в них случились аналогичные тенденции, и сейчас уже идет работа над этим вопросом.
Тайга.инфо: Есть ли между федеральным правительством и землями борьба за перераспределение бюджетных ресурсов? Были ли попытки пересмотреть соотношение налогов, которые поступают в разные бюджеты?
— Всегда идут споры о бюджетных ассигнованиях для земель. Есть такой спор: если семья отказывается от детского сада, нужно ли ей давать деньги на воспитание ребёнка дома? Берлин и другие земли были против, считали, что эти деньги лучше использовать на расширение сети детских садов. А Бавария, консервативная земля, выступает за семейное воспитание детей и настаивала на том, чтобы семьи получали эти деньги. Другой пример — у нас была федеральная дотация на развитие слаборазвитых городских районов. И федерация эту дотацию сняла. Все города, поскольку социальные проблемы нарастают и увеличиваются, стали дружно протестовать. И мы надеемся, что нам эту дотацию вернут.
Мы посылаем в такие бедные районы команду для управления кварталом. Они выслушивают инициативы жителей и выдвигают свои. Мы пытаемся активизировать людей через партиципацию
Тайга.инфо: Эта дотация была связана с объединением Берлина?— Не напрямую. В связи с объединением исчез островной характер Западного Берлина. Когда стена исчезла, многие богатые люди уехали из города в пригород. Там лучше воздух, лучше природа. А городские районы, внутри города, оказались бедными, и там сконцентрировалось бедное население. И потому понадобились средства на развитие этих районов.
Тайга.инфо: Там не появляются гетто из мигрантов?
— Мы стараемся как раз этого избежать. Пытаемся этому противодействовать с помощью программ управления кварталами, — мы это называем «квартальный менеджмент», — и пока нам это удавалось. Таких гетто, куда нормальным людям было бы страшно ходить, — такого нет в Берлине.
Тайга.инфо: А что представляет собой этот «квартальный менеджмент»?
— Кварталы насчитывают от 5 до 15 тысяч жителей. Это в основном, конечно, бедные районы, где много безработных, — мы в первую очередь ими занимаемся. И мы посылаем в такие районы команду для управления этим кварталом. Как правило, это три человека. Если там преимущественно живут турки, к примеру, то один из них обязательно должен быть турок. И им ставится такая задача — они должны поговорить с людьми и выбрать из их числа комитет. В него входят активные жители, которые хотят что-то сделать для своего квартала. И мы поддерживаем их в том, чтобы они выдвигали свои инициативы и выслушивали наши по тому, как улучшить жизнь в своем квартале. Они придумывают, что может произвести позитивное впечатление на людей. Те начинают интересоваться и участвовать в этом, улучшать жизнь квартала. Мы пытаемся активизировать людей через партиципацию.
Тайга.инфо: Команда, которая посылается в квартал, — кто эти люди, откуда они берутся?
— Это не чиновники, не муниципальные служащие. Мы проводим конкурс. Люди подают заявки, какие-то НКО подают: «Мы хотим участвовать». Есть такие специализированные бюро, которые специализируются на социальной работе, — они предлагают свои услуги.
Тайга.инфо: Эта работа оплачиваемая?
— Да, город оплачивает ее. Их оплата складывается из взносов Европейского Союза, города Берлина и из районных средств.
Тайга.инфо: А те комитеты, которые они формируют, — это уже добровольцы?
— Да, это уже общественники.
Тайга.инфо: В богатых районах нет такой системы?
— Нет. Мы даже не можем выделять на это деньги. Чётко прописано, что средства, которые выделяют Евросоюз и федерация, могут использоваться только для поддержки бедных районов.
Тайга.инфо: А если в богатом районе появляются люди с какой-то инициативой?
— Они могут обращаться к нам, ради бога. Просто они не получают дотации, мы не можем для них оплачивать людей. Но это не единственная система вовлечения граждан в управление, есть и другие. У нас есть система культурных центров, центров микрорайонов, где собираются общественники, обсуждают что-то. Этой системе уже лет пятьдесят.
Тайга.инфо: И в Восточном, и в Западном Берлине?
— Традиционно это существовало в Западном Берлине. Сейчас эту традицию перенесли и на восток, достроили недостающие центры.
Тайга.инфо: Есть разница в социальной активности людей, живших в Восточном и Западном Берлине?
— Это не зависит от географии. Это сложившиеся традиции. Например, есть домкомы — советы жильцов в больших домах. В Восточном Берлине, по традиции, эти домкомы лучше работают, чем в Западном, потому что на Западе этим мало кто хочет заниматься.
Тайга.инфо: У меня два вопроса в связи с детскими садами. Вы упомянули дотацию, которая платится семьям, чьи дети не ходят в детский сад. Это те, кто не хочет водить ребёнка в сад, или те, кому места не досталось?
— Которые не хотят.
Тайга.инфо: А которые не могут? Вот исполнилось ребёнку три года, а место в садике не предоставляют.
— Они могут пойти в суд. И было даже несколько таких судебных процессов. Есть закон, что должно быть предоставлено место в детском саду, но его не дают, потому что нет. И люди идут в суд и отсуживают себе средства либо на няню, либо на частный детский сад.
Тайга.инфо: Было ли какое-то движение за принятие этого закона о детских садах?
— Этот закон был инициативой Социал-демократической партии. Мы исходили из того, что должно быть больше равноправия между женщинами и мужчинами, женщины тоже должны иметь возможность работать. Выплата дотаций тем, кто не хочет ходить в садик, — это инициатива Христианско-социального союза. Бавария даже грозила, что, если закон не будет принят, она заблокирует другие законопроекты. И федерация пошла навстречу.
Есть закон, что должно быть предоставлено место в детском саду, но его не дают, потому что его нет. Люди идут в суд и отсуживают себе средства либо на няню, либо на частный детский сад
Тайга.инфо: А родители выступали за детские сады?— Да, родители были за то, что касается детских садов. Вот насчёт дотаций, я не помню, чтобы там родители участвовали.
Тайга.инфо: Можно ли оценить количество активных граждан в Берлине?
— Мы их объединяем под понятием «гражданская активность». Деятельность у общественников самая разная. Раз в пять лет проводится анализ гражданской активности, и по последним подсчётам получается, что 30% населения Берлина в той или иной мере проявляет общественную активность. Сюда относятся и спортивные клубы, и волонтёрское движение, и люди, которые разговаривают с другими людьми по телефону, чтобы успокоить их, или читают книжки маленьким детям. Могут быть очень маленькие группы, например, жители многоквартирного дома могут выйти, чтобы убраться во дворе. Такое тоже сюда относится. И эти вещи становятся всё важнее.
Тайга.инфо: А бывают ли конфликтные ситуации, когда не согласны друг с другом большие группы людей, например, любители собак и противники собак? Либо когда граждане не согласны с властями?
— Собачья проблема не имеет начала и конца. Сенат даже открыл специальный диалог в интернете, названный от немецкого слова «собачий лай». Очень много споров по этому вопросу. Другая проблема касается электрических сетей. Несколько лет назад электросети Берлина были приватизированы — отданы частной компании. И есть инициатива, очень много активистов за это бьётся, и партии некоторые выступают, чтобы сети опять были переведены в муниципальную собственность. Что касается воды, то это уже сделано — предприятие по водоснабжению стало опять муниципальным. Что касается электросетей, то споры продолжаются. Инициаторы деприватизации уже подготовили законопроект и собрали необходимые подписи. В начале ноября будет референдум в Берлине. Если «за» проголосует 50% от числа пришедших, при минимальной явке в 20% от общего числа избирателей, решение о деприватизации будет принято. Но принесёт ли это пользу — я лично сомневаюсь.
Беседовал Алексей Мазур
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522