Революционера из него не вышло, придется переквалифицироваться в управдомы

© Кристина Кармалита
Революционера из него не вышло, придется переквалифицироваться в управдомы
30 Окт 2013, 04:06

Корреспондент Тайги.инфо побывал в новосибирском Доме актера на читке пьесы «Мои прекрасные соседи», анонсированной как «театрально-просветительский проект» и попытался расслышать, чем именно ТСЖ лучше УК, и разобраться со зрителями в том, для чего нужна государственно-жилищная инспекция.

В «жилищно-коммунальной комедии» Дмитрия Рябова — всего четыре персонажа и незатейливый сюжет. Жильцы квартиры, пострадавшей из-за аварии с трубой на чердаке («У кого-то виллы в Швейцарии, а у нормальных людей горячая вода с потолка хлещет!»), требуют от управляющей компании «Баста» 150 тысяч рублей. Юрист компании Люся предлагает 29-летнему Илье и его матери Валерии Матвеевне отказаться от судебного иска и довольствоваться меньшей суммой. В числе не озвученных девушкой аргументов — участие директора «Басты» по фамилии Белибердюк в избирательной кампании под слоганом «Лучше нет мужика, чем мужик из УК». «Он на выборы идет, ему нужно тихо и спокойно, а в суде какая тишина?» — объясняет сантехник Палыч. Чуть позже окажется, что труба на чердаке была повреждена не просто так, и Илья предпочтет занять сторону Люси, а та и кофе с молодым человеком согласна попить, и основам Жилищного кодекса поучить готова. По словам драматурга, изначально он хотел, чтобы «девушка парня в финале кидала», но потом от такой развязки отказался. Вот и вышел условный хэппи-энд: молодые люди уходят создавать, видимо, ячейку общества и, вероятно, ТСЖ.

Понятно, что в пересказе пьеса многое теряет. На самом деле, у драматурга получился хороший текст — временами топорный, местами смешной. Написать «Соседей» Рябову предложил замначальника областной Госжилинспекции Леонтий Коновалов — с благими, по его словам, целями. Хотелось, чтобы собственники квартир наконец осознали, что они несут ответственность не только за свои квадратные метры, но и — вместе с соседями — за лестничную клетку, подъезд, многоквартирный дом и так далее. «Чтобы с управляющей компанией были нормальные отношения, нужно самому с людьми уметь договариваться, — сообщил Коновалов во время обсуждения пьесы. — Население пишет жалобы нам, не удосужившись даже написать заявку в УК. Могут президенту написать, вместо того чтобы позвонить тем, кому надо звонить в первую очередь. Честно, такое чувство, что для людей главное — пожаловаться, а не решить проблему».

«Население пишет жалобы нам, не удосужившись даже написать заявку в управляющую компанию. Честно, такое чувство, что для людей главное — пожаловаться, а не решить проблему»

Дмитрий Рябов попросил зрителей активнее критиковать его работу, чтобы с учетом их замечаний ему можно было в дальнейшем подкорректировать текст. У некоторых зрителей возникли сомнения в реалистичности конфликта. «Всё-таки у нас собственник стал более просветленный в этом вопросе, чтобы так откровенно трубы пилить», — уверенно заявила пожилая зрительница, в сумке у которой почему-то оказался тот самый Жилищный кодекс. Другая женщина, назвавшая себя сотрудницей управляющей компании, осталась довольна увиденным и предложила актерам «ездить по дворам, как агитбригада», чтобы стать ближе и понятнее зрителю. Поэт Виталий Красный признался, что история, представленная в пьесе, показалась ему очень частной, за которой не видится выход на общее: «Может, какие-то детали надо убрать, не знаю, чтобы не возникало ощущения, что это конкретная история из частной жизни».

Вопросы к пьесе возникли и у актеров городского драмтеатра, задействованных в читке. Татьяне Жуляновой (Люся) захотелось, чтобы та выгода от создания ТСЖ, которую вроде бы осознал главный герой, была представлена более очевидно: «Ну ладно, они плохие, а мы хорошие. А почему мы хорошие? Непонятно». Ирина Ефимова (Валерия Матвеевна) и Михаил Меньшин (Палыч) рассказали о своих проблемах, подсказки для решения которых они в тексте не нашли. «У нас вот три года идут переговоры с УК по поводу ремонта в подъезде», — привела Ефимова пример диалога с коммунальщиками, который упирался в необъяснимо высокую стоимость ремонта. «А у меня нет времени изучать Жилищный кодекс, изучать тарифы», — признался Меньшин, пояснив, что хотел бы доверить эти вопросы работникам ЖКХ, да что-то не получается.

Про недоверие к УК особенно горячо высказывался Борис Гринберг. Поэт настаивал, что на закон, к букве которого апеллируют персонажи, надеяться сегодня нельзя. «Для нормального человека это всё морлоки — что управляющие компании, что суды. О какой справедливости может идти речь? Мы понимаем, что, если эти люди вырвут 150 тысяч, они молодцы, потому что у них за это время 300 тысяч украли. Они говорят: „Грабь награбленное“ — вот, это наша логика, ничего другого не остается», — заявил Гринберг. Предложение Коновалова контактировать с УК самим он назвал перекладыванием ответственности: человек просит у полиции защиты от грабежа, а полицейские отправляют его к грабителям сами. «А зачем тогда нужны вы, чиновники? Есть люди, которые за это получают зарплату. Я плачу налоги, чтобы вы решали эти проблемы. Моя ответственность заканчивается, когда я заплатил», — сказал Гринберг. «Мужчина, у вас потребительская позиция!» — воскликнула одна из зрительниц. «Борис, ну ты же не на митинге», — примирительно заметил в ответ Коновалов.

«А зачем тогда нужны вы, чиновники? Есть люди, которые за это получают зарплату. Я плачу налоги, чтобы вы решали проблемы. Моя ответственность заканчивается, когда я заплатил»

Претензии же корреспондента Тайги.инфо к хорошей, в общем, пьесе Рябова заключались в непонимании того, кто должен быть ее аудиторией. Дело в том, что главный герой Илья, заявляющий матери под занавес, что он, «может быть, даже управдомом станет», уже в первой сцене представлен не слишком симпатичным молодым человеком. Дерзкий и инфантильный, с тремя неоконченными высшими, не может ни лампочку в подъезде поменять, ни обед себе нормальный приготовить. Работает блогером — по словам Валерии Матвеевны, «что-то там всё пишет и пишет в своем интернете». «Не желаю пахать на систему, — объясняет сам Илья Люсе свое блогерство. — Если работать, некогда будет готовиться — к революции». «Ищи нормальную работу, — настаивает мать. — Твой интернет, может, закроется через год, и куда ты?» В другой ситуации Палыч заявляет Илье: «Иди в своем интернете митингуй, а тут дело серьезное». Желая произвести впечатление на девушку, блогер разбрасывается фразами вроде «Менять надо не трубы, менять надо власть» или «Во всем виноват их президент, и они его выбрали, население этой страны».

Узнаете? Риторика государственной пропаганды накануне прошлогодних президентских выборов. Посмотрите, какая у нас несамостоятельная молодежь, они все хотят, чтобы всё за них решали, как таким доверить Россию, хомячки вышли на Болотную, заводы стоят, одни блогеры в стране. Ну и так далее. Даже странно, что ни разу для пущего комизма не упомянут Госдеп. Понятно, что всё это нарочно доведено до абсурда. Но проблема «Моих прекрасных соседей» в том, что в театр (по словам Дмитрия Рябова, товарищество сибирских драматургов «Драмсиб» сейчас проводит переговоры о постановке с двумя местными режиссерами) придут как раз молодые люди, которые сидят в интернете, знакомы с тональностью передовиц газеты «Известия» и вряд ли обрадуются такому «кривому зеркалу». На кого это рассчитано, если не на молодых зрителей? Поверят ли они в то, что Илья так быстро «всё понял» и легко переквалифицировался из блогеров в управдомы? «Нет, эти как раз в театр не придут. Они не ходят, они в интернете смотрят», — возражает актер Андрей Яковлев, читавший за Илью. Возможно, он редко смотрит в зал. Бог с ним. Не хочется только думать, что эта комедия писалась исключительно для Леонтия Коновалова.

Кирилл Логинов




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года