Савченко про обвинения в адрес Юрченко: «Почему бы не устроить разбор полётов по широкому кругу?»
© Антон Саламахин. Василий Юрченко
Новосибирский политтехнолог Яков Савченко предложил Тайге.инфо «Объяснительную» — свой текст о поиске виновных в проигрыше единоросса коммунисту на выборах мэра, нежелании заинтересованных лиц заниматься этим поиском и ангажированности местных журналистов. Публикуем его письмо в авторской редакции.
Через месяц после выборов мэра Новосибирска, три недели находясь в отъезде, я вдруг с новой силой стал получать звонки от различных новосибирских изданий с просьбой прокомментировать прошедшую избирательную кампанию.Любопытно, что все эти вопросы насчёт выборов были сформулированы как по трафарету и содержали в себе плохо завуалированную просьбу пригвоздить к позорному столбу бывшего губернатора [Василия] Юрченко и его политическую команду. Занятно, что такого рода предложения в основном исходят от тех изданий, которые до этого истово хвалили любой шаг бывшего областного руководства и периодически отказывали мне в публикации и эфире во время избирательной кампании мэра и в предшествующие выборам месяцы. Единственной причиной отказов была излишняя критика с моей стороны как раз в адрес бывшего губернатора и его команды, которую почему-то хором окрестили моей «очевидной ангажированностью».
Честно говоря, услышав одни и те же вопросы в третий и даже в четвёртый раз, я даже впал в некоторое недоумение — мне сдавалось, что при современных нравах недостатка в желающих лягнуть снятого губернатора и его ушедшего в отставку политического зама быть не должно. Зачем потребовалось моя помощь?
Но, во-первых, некоторые наши корреспонденты народ хоть и подневольный, но осторожный, полагающий, что на всякий случай самим подставляться не надо. Мало ли, действительно, как могут повернуться события — заказчики могут ещё раз поменяться.
Когда речь шла о том, чтобы опубликовать статью, за которую могли отлучить от кормушки, это была «ангажированность», а теперь, отрабатывая задание, эти люди не ощущают неловкости
Во-вторых, по-видимому, этим людям кажется исключительно удачным и хитроумным приёмом получить критический, а лучше ругательный отзыв от одного политтехнолога (каким они считают меня) в адрес его «коллеги по цеху» (в данном случае Виктора Козодоя). Кстати сказать, эти вопросы и приёмы прекрасно уживаются в их головах со словами об «ангажированности». То есть, когда речь шла о том, чтобы опубликовать статью, за которую могли не погладить по голове или отлучить от кормушки, то это была «ангажированность», а теперь, отрабатывая редакционное задание, они не ощущают никакой неловкости.В-третьих (и в главных), близится конференция «Единой России», и есть освободившиеся руководящие места и желающие их занять. Они, по-видимому, и являются заказчиками этого обострившегося журналистского любопытства.
В общем, сначала я вежливо уходил от этой темы, но, когда просьбы стали раздражающе настойчивыми, решил ответить на этот счёт всем, но не по отдельности, а оптом.
Не буду скрывать — я никогда не относил себя к горячим поклонникам ни бывшего губернатора Юрченко, ни его политической команды (читай — Козодоя). Тем не менее, я старался избегать категорических оценок, так как считал, что Юрченко выгодно отличался от своего предшественника очевидным желанием изменить систему управления областью в лучшую сторону. В этом смысле его прямолинейность, недооценка социальных аспектов, волюнтаризм и даже некоторое самодурство отступали в моих глазах на задний план. Именно с этих позиций я оценивал и появление в обладминистрации Козодоя, поскольку, что бы там про него ни говорили, в системе власти он был, безусловно, новым элементом, способным привнести оригинальные подходы в решение старых задач. Кроме того, было понятно, что человек с его опытом, по крайней мере, не будет совершать очевидных идиотизмов вроде ежедневной «накачки» бюджетников о том, как надо правильно голосовать.
Конечно, с Козодоем мы разные люди. Причём внутренних отличий, я подозреваю, даже больше, чем внешних. У нас разное мировоззрение, разный жизненный опыт, разные цели в жизни и так далее. Если хотите, можете вообще считать нас двумя разными видами. Но терять всякую объективность и делать его одного ответственным за итоги выборов мэра мне представляется некоторым перебором. А когда речь заходит о том, чтобы присоединиться к хору улюлюкающих ему вслед, — я ощущаю себя не в голосе.
Безусловно, я считаю, что в ходе избирательной кампании было сделано немало ошибок — как, в общем-то, бывает почти всегда. И о них я, в отличие от некоторых, говорил вовремя и, так сказать, по ходу пьесы. В частности, продолжаю считать переход на однотуровую систему выборов мэра и их назначение на апрель ошибкой. Но, справедливости ради, нужно вспомнить, что главным заинтересованным лицом в выборах в один тур был [Владимир] Городецкий — в первую очередь под него и принималось это решение. Что же до 6 апреля — то это число, подозреваю, было определено самим губернатором, чувствующим, что тучи над ним сгущаются, и сознательно обостряющим обстановку. Да и сама победа [Анатолия] Локтя с преимуществом всего в 4% говорит о том, что административная система могла перевесить, и, не случись некоторых фатальных обстоятельств, всё могло бы закончиться по-другому. А уж такого рода обстоятельств было хоть отбавляй — и выдвижение [Андрея] Ксензова, которого явно спровоцировал на этот шаг опять-таки губернатор, и публикация в интернете документа под названием «Рост благосостояния семьи Юрченко», и последующее снятие с уничтожающей формулировкой самого бывшего руководителя Новосибирской области, и суд по отмене регистрации [Владимира] Знаткова. Так что, причины были, и не стоит упрощать и судить поверхностно.
Моя заметка не является апологией бывшему губернатору и политическому заму, это скорее уведомление всем отдельным «неангажированным» представителям пишущей братии и их заказчикам о своём нежелании плясать под чужую дудку. А также предложение несколько поменять и расширить повестку дня.
Я остаюсь реалистом и не предлагаю новосибирскому отделению «Единой России» — партии, которая из всех сил пыжится, чтобы показать себя живым организмом, — решать по-настоящему политические вопросы и принимать на предстоящей конференции абсолютно невозможные для себя решения. Как, например, заявление о самороспуске в знак протеста против готовящейся безумной реформы муниципальной власти. Или поддержка запроса РФ об экстрадиции из Австрии Радченко-Челентано с целью пролития света на возможную взаимосвязь новосибирского политического бомонда и ОПГ Трунова.
Решение о снятии выборов Ксензова явно принималось уже без Юрченко-Козодоя, как, кстати, и многие другие в последние две недели — то есть в самое ответственное в избирательной кампании время
Если уж хотите говорить о сугубо домашних делах, о выборах мэра — так сделайте это на несколько более серьёзном уровне. Почему бы не устроить разбор полётов по более широкому кругу? Например, разобраться, у кого из ответственных за территории какие получились результаты по Знаткову. Почему бы, например, не спросить бывшего руководителя Центрального округа [Игоря] Яковлева, как он умудрился с таким треском проиграть вверенные ему районы, и как это коррелирует с отпущенными на эти цели фондами? Почему бы не сделать это по горячим следам, пока он опять не всплыл где-нибудь на новом уровне новосибирской власти? Или, например, почему бы не провести полноценное журналистское расследование с целью розыска автора идеи снятия с выборов Ксензова, чьи голоса отошли в основном к Локтю? Очень бы хотелось узнать. Решение-то это явно принималось уже без Юрченко-Козодоя, как, кстати, и многие другие в последние две недели выборов — то есть в самое ответственное в избирательной кампании время. Или кто был ответственным за размещение наружной рекламы Знаткова, в результате чего в поле зрение изумлённых горожан одномоментно попадало целых пять баннеров с его портретом? И ведь список-то вопросов можно расширить — это просто первое, что само просится на язык.Я вполне понимаю раздражение депутата [Николая] Мочалина, который в одиночку без всякого взаимодействия с центральным штабом выиграл для Знаткова не только свой округ, но и весь Дзержинский район целиком. Понимаю и депутата [Александра] Карелина, которому пришлось взять на себя ответственность за чужие ошибки и разгребать авгиевы конюшни, вынужденно следуя чужим решениям, отдавая чужие долги. Но остальные-то участники процесса, в том числе те, у которых не только рыльце, а вся политическая физиономия в пушку после этих выборов, они-то куда лезут? Так что, господа журналисты, точней на курсе, объективней при разборе полётов.
И поверьте мне, если даже я не прав и если сверх всяких самых смелых ожиданий такая или подобная дискуссия вдруг разгорится на конференции «Единой России», то, уверяю вас, это будет интересно не только участникам собрания и очевидцам. А гораздо более широкому кругу. В том числе и тем, кто, к сожалению, в данный момент находится в роуминге.
С тёплым южным приветом всем упомянутым в этой статье,
временно отсутствующий Яков Савченко
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522