«Счастье не только в том, чтобы здоровым быть»
© Наталья Гредина. Саша Васильев
Саше Васильеву 18 лет. Уже три года он занимается йогой. Результаты регулярных тренировок с инструктором трудно переоценить: молодой человек, родившийся с ДЦП, начал ходить на специальных костылях, хотя раньше не мог даже стоять. Тайга.инфо продолжает рассказывать, как живут инвалиды в Новосибирске.
Саша просит, чтобы мы ранее предупредили, когда будем подъезжать к дому. Говорит, нужно много времени, чтобы подойти к двери и встретить нас. Саша живёт с родителями на втором этаже пятиэтажки, и лифта в ней нет. «Жили бы мы на третьем этаже — может, было бы даже лучше. Я не думаю, что нужно облегчать себе жизнь, — говорит мама Саши Яна Васильева. — Когда в санаториях предлагают третий этаж, не отказываемся».По словам мамы, Саша поднимается и спускается по лестнице, держась за перила: «Когда был маленьким, я его на руках поднимала, а потом потихоньку-потихоньку сам стал». Мы не видим, как Саша преодолевает ступеньки, но можем наблюдать его тренировку по йоге, ради которой и приехали. На полу в своей комнате, унимая тремор, Саша Васильев выполняет упражнения по программе, которую инструктор Александр Легостаев расписал ему в тетрадке.
«Чтобы стать тренером, нужно ходить, и я это сделаю, это вопрос несложный. Некоторые говорят, мол, „вы никогда не встанете“, и просто сбивают мозг, но жизнь на этом не заканчивается»
«В студию, где я работал, позвонили и сказали, что есть мальчик с ДЦП, который хочет заниматься. А я с детства помню, что они очень чистые, светлые какие-то, — вспоминает их знакомство Легостаев. — Я сомневался, но согласился попробовать, раз он так сильно хочет». Вскоре инструктор понял, что ученик «хорошо рулит ситуацией» и не нуждается в жалости. «Сначала я взял самые нейтральные техники. Мы с ним дышали то через левую, то через правую ноздрю, пробовали вращать глазами, принимать позу „кошки“, делать наклоны и несложные движения. Я почувствовал, что у меня есть сильный резонанс и настроение с ним заниматься».Саша Васильев говорит, что до йоги ему было сложно разгибаться и стоять. Через полтора года после начала занятий он начал ходить с помощью специального костыля. Мама Яна уточняет, что успехи сына — это и массаж, и лечебная физкультура, и физиотерапия, то есть весь комплекс реабилитации. Однако только про йогу Саша готов рассказывать часами: «Я написал статью про йогу и занял первое место на конкурсе сочинений в школе. Для меня первое и второе места — выигрышные, а третье и четвёртое я не считаю».
Он мечтает работать инструктором сам, «помогать людям с ДЦП или с заболеваниями ещё хлеще», зарабатывать деньги и жить отдельно от родителей: «Чтобы стать тренером, нужно ходить, и я это сделаю, это вопрос несложный. Некоторые говорят, мол, „вы никогда не встанете“, и просто сбивают мозг, но жизнь на этом не заканчивается». Еще Саша хочет найти себе невесту и завести семью, но пока учится в школе-интернате № 152, и думать о женитьбе ему рано. «Там учатся человек 100-120, — говорит мама Саши. — Некоторых сопровождают сотрудники школы, но они в основном справляются сами. Медленно, но идут. Просто нужны перила, чтоб зацепиться».
Яна Васильева уверяет, что инвалидность ее сына не заперла их в квартире: «Мы можем в кино сходить, в кафе, во все магазины — берём коляску и едем. Ну да, есть ступеньки, но всегда кто-то поможет. Пандусы не везде, но есть. Соцзащита выдаёт путёвки в санаторий. Что может — даёт, чего не хватает — сами покупаем. Мы же понимаем, что живём не в идеальном мире». Саше однажды удалось помочь в социальной сети с поиском донора для девочки, нуждавшейся в компонентах крови. Выходить из дома ради этого не пришлось, и он хотел бы, при случае, продолжать помогать.
«Тело останется кривым, до состояния, чтобы как нормальный человек ходил, не доведёшь. Но я себя принимаю таким, какой я есть»
Хотя недавно на маршруты в Новосибирске выпустили 68 низкопольных автобусов, город остаётся неудобным для инвалида-колясочника. Саша хочет для себя коляску-вездеход, которую изобрели новосибирские инженеры: «Подняться куда-то в обычной коляске невозможно. Да, я буду ходить, но на далёкие расстояния не смогу. ДЦП можно победить, но тело останется кривым, до состояния, чтобы как нормальный человек ходил, не доведёшь. Но я себя принимаю таким, какой я есть».Тренер тоже принимает его «как есть»: «У меня такое отношение к Саше — у него всё в порядке, просто телесный рисунок другой. Но он в этом рисунке может делать какие-то движения». Когда Саша Васильев окреп физически, Александр Легостаев дал ему «крабы» — костыли с тремя точками опоры. «Я его страховал, он на них периодически ходил по комнате, и мы каждый раз „рекорды“ замеряли. Он проходил два метра, три, четыре, разворачивался и шёл в другую сторону, и у него настоящий азарт в глазах появлялся».
«С одной стороны, кажется, что инвалиды никому не нужны. Но, на самом деле, очень много людей занимаются ребятами с ДЦП и хотят помочь, — говорит Яна Васильева. — Если человек сам по себе активный, хочет что-то узнать, пообщаться, он найдёт способы. Счастье не только в том, чтобы здоровым быть. Захочет человек быть счастливым — будет».
Текст: Маргарита Логинова
Видео: Наталья Гредина
(музыка Кирилла Перфильева)
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522