Ленни Уайт: «У вас есть iTunes? Нет? Это к счастью»
© Татьяна Ломакина. Ленни Уайт
Живая легенда джаз-рока Ленни Уайт выступил в Новосибирске со своей группой PresentTense в рамках Sib Jazz Fest и рассказал Тайге.инфо в интервью после концерта, почему гении не знают о том, что они гении, а американцы — что Пушкин был чёрным, и что роднит 1960-е с хип-хопом, а музыку с мебелью.
Тайга.инфо: Я наблюдала за вашими движениями, вашим лицом на концерте и думала: «Вот счастливый человек. Явно ведь не доли считает». Чем всё-таки занята ваша голова, когда вы за барабанами?— Ничем. Вот сейчас я разговариваю с вами, используя слова, язык. Когда ты пишешь песни, ты тоже используешь язык — как будто песня перевоплощается в разговор. Но музыкант пользуется языком абстрактным: вместо слов — ноты. Ноты, которые я играю, и ритм нужно переводить в определённые эмоции по отношению к публике. Если я хочу, чтобы сейчас ты чувствовал себя счастливым, я должен играть ноты, которые сделают тебя счастливым. Если я хочу, чтобы ты почувствовал печаль, я сделаю и это.
Тайга.инфо: Профессионально заинтересованные люди попросили меня узнать, левша вы или правша, так как играете вы в открытой позиции, и им непонятно, какая рука у вас ведущая.
— Вообще я с детства левша. Но, когда я пошёл в школу, мне сказали: «Нет, парень, давай правой». Меня переучили, но я одинаково хорошо владею обеими руками. Я амбидекстер.Тайга.инфо: Ваше становление как музыканта началось в 1960-е, в самую, наверное, бурную музыкальную эпоху. Сейчас сами музыканты нередко говорят, что, мол, всё уже сыграно и сказать что-то новое почти невозможно. Вы с этим согласны? Вам самому ещё не наскучило?
— То, что написано у вас на футболке («All you need is love», — прим. Тайга.инфо), это же из 1960-х. Музыка тогда была настолько сильна, что и слушателей делала сильнее. Она заставляла людей подниматься со своих насиженных мест — даже тех, кто, возможно, раньше просто боялся. В ту эпоху музыка изменила нас. Она была общественным комментарием, ответом на происходящее вокруг. Можно сказать, музыка брала на себя ответственность за те вещи, что происходили тогда.
Сейчас всё иначе. В наши дни такой музыкой стал хип-хоп. Но он в корне другой. В 1960-х музыка отражала проблемы множества совершенно разных сообществ, а не только, например, чёрных, как хип-хоп сейчас в США. Вот вы куда ходите, чтобы послушать вашу любимую музыку?
Тайга.инфо: Сюда, например.
— А у вас есть iTunes? Нет? Это к счастью. А вот большинство людей пользуются iTunes и слушают музыку именно там. Впрочем, как и я. Чаще всего мы никуда не выходим, чтобы услышать музыку, так и сидим. Потому что сейчас не так уж и много сложной музыки.
Это что-то особенное — приехать к вам сюда, чтобы играть живую музыку для людей, которые действительно ценят это. Честно. Я вообще люблю играть в экзотических местах. Это действительно нечто особенное — играть в Японии, Европе, Южной Америке.
Видите ли, Соединённым Штатам присуща музыка из самих же Штатов. Много разных видов и стилей музыки — интеллектуальная музыка, классическая, чистый джаз... Буэээ. Не люблю это выражение — «джазовая музыка». «Интеллектуальная» — это да. Потому что это музыка в принципе гораздо более высокого уровня, чем большинство направлений. Многие люди, которые не живут, а выживают, меньше заботятся о том, чтобы питать свой мозг интеллектуальными мелодиями. Они хотят только «бум-бум-туду-бум-умца-умца». Ну, вы понимаете. Это, конечно, жаль.
Тайга.инфо: Ваш добрый друг по группе «The Jamaica Boys» Маркус Миллер охотно работал и работает с поп-исполнителями. А у вас был такой опыт?
— Да я играл с поп-музыкантами ещё до Маркуса! (Хохочет)
Тайга.инфо: Но вы только что поделили музыку на интеллектуальную и не очень. Не считаете ли вы такое сотрудничество чем-то мелким?
— Нет! Я музыкант. Я играю много самой разной музыки. В 2000 году я начал писать для оперы. Я вообще написал немало отличной классической музыки. Очень люблю, когда оркестр исполняет музыку, написанную мной. Притом я ведь играл и кантри, и участвовал в записи поп-музыки. Недавно я работал с поп-группой «Loop», и это было действительно здорово. Это здорово, потому что их музыка звучит как современная, но то, о чём они пишут, как будто из 1960-х. Они пишут о вещах, о которых сегодня редко услышишь.Например, есть такая песня «Blinding by my fears». Суть её в том, что большинство людей не решаются что-то делать, потому что ими владеют страхи: боятся говорить с кем-то, боятся браться за важное дело. Например, имеют нужные навыки, но отказываются писать, говорят себе: «Не-не-не, я для этого недостаточно хорош». Они настолько напуганы, что не видят своего собственного потенциала. Но факт состоит в том, что кругом полно гениальных людей, которые не занимаются тем, чем им следовало бы заниматься, просто потому что боятся. Они сами не знают, что они гениальны. Так вот эта группа — «Loop» — она действительно отличная.
Тайга.инфо: Вам же и продюсером случалось бывать. Какие, на ваш взгляд, есть особенности в джазовом и поп-продюсировании?
— Поскольку я, хм, «джааазовый» (делает пальцами «кавычки», — прим. Тайги.инфо) музыкант, моя поп-музыка имеет гораздо более высокий уровень, чем привычное «умца-умца». Именно потому что я «джааазовый» (снова «кавычки», — прим. Тайги.инфо) музыкант, итог совершенно разный. И вот что интересно. Я продюсировал запись итальянского певца из Неаполя. Так сказать, неаполитанская музыка в джазе. Например, такое играл Чик Кореа. Это здорово, просто фантастика. Так вот, Микеле Торпедине, менеджер группы Il Volo и певца Андрэа Бочелли, а это всё большие поп-звёзды в Европе, в общем, он послушал нашу запись и сказал: «Я не понимаю, почему это уже больше не попса, но это гениально». Ты помещаешь в музыку джазовую чувственность, но никто этого не слышит. Но он парень из поп-индустрии, продюсировавший кучу мега-поп-арстистов, и он это услышал.
Сейчас вот что происходит: большинство музыки создаётся попросту для продажи. Я имею в виду, что люди, которые этим занимаются, не делают музыку, просто чтобы кто-то сказал: «Это хорошая музыка». Они делают музыку, прежде всего, для потребителей. Это их цель: чтобы люди шли в магазин за пластинками, как в молл за мебелью.
Тайга.инфо: В связи с таким положением дел вы ещё ожидаете открытий в мире музыки?
— Я думаю, такая музыка уже существует, но мы не слышали её, потому что она еще не зарекомендовала себя как успешный продукт. Мы живём в жестком потребительском обществе. Если музыка приносит деньги, ты её слышишь всюду. Если нет, то и познакомиться с ней крайне сложно. Сейчас всё, что ни делается, всё ради денег. До абсурда и нелепости. Ты можешь что-то придумать, разработать и продать это. Но правда в том, что многие берутся делать что-то совершенно новое и особенное только потому, что смогут потом сказать: «Я могу это продать».
Тайга.инфо: Сейчас, почти как в давние времена, вновь обострились отношения между нашей страной и Западом, особенно с США. Потеряет ли что-нибудь мировая музыкальная индустрия, если Россия вновь отделится «железным занавесом»? И что, на ваш взгляд, потеряет в музыкальном отношении Россия?
— То, что происходит между Россией и США, на самом деле происходит ведь не между людьми наших стран. Это происходит между правительствами.
Я приехал в Москву в прошлую пятницу (17 октября, — прим. Тайга.инфо), ну и как это обычно бывает, кругом предлагают: «Такси! Такси!» «Не-не-не!» — отказываюсь я, меня уже должны были забрать. Я решил сделать телефонный звонок, потому как не мог выбраться оттуда. Тогда один таксист сказал: «Какие-то проблемы?» Я говорю: «Да вот дозвониться не могу». Он спросил: «Номер какой?» Я сказал, он позвонил. «Ты откуда?» — спрашивает. «Из Нью-Йорка», — отвечаю. Он: «Ах да, знаю». «Вам стоит туда приехать», — говорю. «Нет! — отвечает. — Я люблю свою страну!» (изумлённо молчит) Э-э-э. Что за?...Я музыкант. Я играю свою музыку для любого и каждого. Всякий, кто любит мою музыку и тот путь, которым я иду, — мой друг. Если люди из правительства начнут жаловаться на музыку и перестанут выпускать отсюда музыкантов играть, например, в США, тогда у вас будут крупные проблемы. Если Россия опять будет отрезана от Западного мира, она потеряет контакт прежде всего между людьми.
Пушкин. Знаменитый русский поэт. Я знаю, что он был чёрный, но половина людей в Штатах этого не знает. А я знаю, потому что бывал здесь неоднократно. Такого рода вещи люди попросту не знают. Порой это информация, которая может кому-то помочь стать лучше.
Что может потерять Россия? Культурный диалог, вот что. Музыка — мировое явление, это язык, на котором говорят во всём мире. Если ты отрезаешь себя от остального мира, ты в любом случае потеряешь что-то очень важное. Прежде всего — диалог.
Беседовала Татьяна Ломакина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522