Год больничной клоунаде в Новосибирске: оставайтесь с носом

Новосибирские больничные клоуны подвели итоги первого года работы в больницах города и области. Команда из четырнадцати человек сделала больше сотни выходов в детские отделения хирургии, стоматологии и онкогематологии, помогла врачам в «Операции „Улыбка“» и провела семейный праздник «Выше нос».
«Детство в больнице никто не отменял!» — считают Саша Кострыкина и Надежда Лузина, основатели автономной некоммерческой организации социально-культурной реабилитации детей «Больничные клоуны НОС», которая помогает детям и родителям преодолевать стресс в больнице на любом этапе лечения.
«Сперва в инициативной группе нас было двое — я и Саша, — говорит Надежда Лузина, директор АНО. — Мы почти год пытались собрать команду друзей и соратников, но как-то не получалось, и мы решили организовать первую городскую школу больничной клоунады. Пригласили двух педагогов из Москвы и Казани, рассмотрели 44 анкеты, выбрали 15 волонтеров, десять из них сейчас регулярно ходят к деткам в больницу».
После трехдневного интенсива клоуны пару недель стажировались в трех больницах — Федеральном нейрохирургическом центре, детской гематологии на ВАСХНИЛе и ГДКБ №3. «Потом у нас сформировались пары, потому что клоуны не работаю по-одиночке, — вспоминает Лузина, — и теперь каждую неделю у нас по три выхода».
.jpg)
Кроме походов в больницы, где клоуны помогают детям оправиться от шока и отвлечься от боли через игру и общение, Саша (клоун Зефирка) и Надя (Матреша) участвовали в международной акции «Операция „Улыбка“». «Вся команда — это волонтеры, даже врачи исправляли челюстно-лицевые дефекты детям совершенно бесплатно и консультировали их, — рассказывает Лузина . — Мы работали в предоперационных и в приемном отделении, пока деток распределяли по датам. В итоге получилось 3–4 дня, всё прошло хорошо, а мы стали чуть профессиональней».
.jpg)
Среди новосибирских больничных клоунов большинство — женщины, но есть и мужчины — и Даниилом «Ботей» Радошкевичем они очень дорожат: говорят, ему даже не обязательно что-то делать, заходя в палату, — все и так расцветают от одного его вида. Но, чтобы не выгорать и продолжать профессионально расти, клоунам периодически необходимы мастер-классы. В октябре они приглашали в Новосибирск итальянского тренера Роберто из LILT Giocare in Corsia: «С ним мы учились быть искренними, искали в себе человека. Наша задача — это умение почувствовать атмосферу в палате и изменить ее, но не обязательно вывести ситуацию на смех, — уточняет руководитель больничных клоунов. — Важно постараться внести небольшое изменение, в плюс или в минус, но не чтобы ребенок расплакался, а чтобы открыл сердце. Не каждый ребенок в больнице будет смеяться. Мы и не умеем смешить, но умеем общаться, дружить, играть».
.jpg)
Пока Надя, Саша и вся их команда работают на волонтерских началах, но значительные траты у них уже есть, а постоянного спонсора — нет. Некоторые компании их поддерживают — летний семейный праздник «Выше нос!» у театра «Глобус» клоуны провели на грант от комитета по делам молодежи мэрии Новосибирска и при поддержке Альфа-Банка и «Сибтехэнерго». Но обновлять и шить костюмы и обувь, покупать реквизит, проводить обучающие мастер-классы нужно постоянно. Недавняя краудфандинговая кампания на «Планете» оказалась успешной —удалось собрать 82 тысячи рублей на проведение второй школы клоунады, и скоро объявят новый набор.
В планах на будущее у «носатых», как они сами себя называют, — независимость, самостоятельность и «самоокупаемость» за счет благотворительного магазина, для которого нужно помещение. Кроме того, клоуны мечтают, чтобы их единомышленники могли работать в любом детском отделении, чтобы там появились волонтеры, занимающиеся с детьми творчеством и играми — так больница перестает быть «отчаянно пугающим местом».
Работа с врачом, по словам Саши Кострыкиной, — важнейшая часть выхода. Именно они сообщают, есть ли недавно поступившие, у кого сегодня температура или слабый иммунитет, кто боится процедур и каких — так клоун понимает, чего ему делать нельзя и с какой целью заходить в каждую конкретную палату.
.jpg)
«Для меня больничная клоунада — это совсем не развлечение, как я когда-то думала. Просто подружиться с ребенком, найти контакт — это дорогого стоит, — признается одна из самых взрослых новосибирских клоунов Лариса „Никита“ Никитенко. — Клоунада стала для меня частью моей жизни. Каждый раз приходишь, как в первый. Ищешь глаза деток и мам, и когда всё получается, это очень трогательно».
По словам клоуна Никиты, мамы иногда нуждаются во внимании больше, чем дети: «Ребенку если чуть полегче, он уже играет, а на родителях — напряжение. Как-то зашли в палату две мамочки, у одной ребенок на операции, у другой — рядом, но они обе плакали. И мы стали аккуратно общаться с ними и между собой, и они перестали рыдать, а когда мы уходили — они смеялись. Это было маленькое чудо».
Подготовила Маргарита Логинова