Алексей Мазур: Год без будущего
© Кирилл Канин
Питекантропы с духовными скрепами во власти не намерены сдавать позиций. Они уверены в своей исторической миссии: сохранить Россию! Под собой и для себя. Поэтому экономические проблемы будут усугубляться политическими. Обозреватель Тайги.инфо Алексей Мазур рассуждает, что ждет нас в 2015 году.
ЭкономикаПроблема в том, что в российской экономике — глубокий системный кризис. Но и у власти, и у населения ощущение, что это «временный спад», ну, как в 2008-м году. Владимир Путин сказал, что это временно — года на два. Но почему через два года станет лучше — не объяснил.
Людям свойственно укладывать новую ситуацию в уже пережитый опыт. И 2014-й кажется почти точной калькой 2008-го. Рубль падал? Падал. И фондовый рынок падал. И недвижимость падала (хоть и не сильно). Но всё «отросло» назад.
Но 2014-й — это не повторение 2008-го. Это — его продолжение, отложенное на несколько лет.
В 2008-м кризис был общемировым. И когда стала восстанавливаться мировая экономика, восстановились цены на нефть (почти) и готовность западных банков и инвесторов кредитовать российскую экономику.
Сейчас всё по-другому. В США рост экономики и все биржевые индексы обновляют исторические максимумы. Европа выбралась из острой фазы кризиса. Притормаживает Китай, но нам бы его «торможение».
Рост российской экономики основывался на нескольких «пузырях». Один «пузырь» — это рост цен на нефть. Казалось, что нефти становится всё меньше, значит, цена её будет неуклонно расти. Звучали оптимистичные прогнозы: 150–200 долларов за баррель. Но оказалось, что добыча нефти может увеличиваться благодаря новым технологиям. Причём увеличиваться добыча стала в США — в стране, которая никоим образом не заинтересована в росте цен на нефть.
Произошёл важный психологический перелом — ожидание будущего роста цены на нефть сменилось ожиданием будущего падения этой цены
Сначала все отмахивались от сланцевой нефти — «пузырь», высокая себестоимость и так далее. Но законы арифметики суровы: хоть «пузырь», хоть высокая себестоимость (но не такая уж и высокая), а нефти на рынке становилось всё больше и больше.И произошёл важный психологический перелом — ожидание будущего роста цены на нефть сменилось ожиданием будущего падения этой цены. Раньше разумное поведение продавцов нефти казалось таким: надо продавать поменьше, а оставить на будущее побольше. В 2014-м оно уже выглядело по-другому: продавай сейчас как можно больше, потом будет дешевле. Мировые цены рухнули. И российская нефть неожиданно спикировала в зону на грани рентабельности.
Это означает, что теперь придётся работать. А мы разучились.
Другой «пузырь» — это кредиты. Все эти годы граждане и компании наращивали свои кредиты. С начала нулевых в экономику шёл постоянный поток денег. И пока экономика росла, казалось, что ничего страшного не происходит: одни кредиты берутся, другие отдаются, третьи перекредитовываются.
В банковском секторе действовал финансовый Perpetuum Mobile — берёшь кредит в валюте под низкую ставку, выдаёшь в рублях под высокую. При стабильной национальной валюте имеешь гарантированный доход.
В любом Perpetuum Mobile есть какой-то нюанс, из-за которого машина не работает. В данном случае — девальвация рубля, которая мгновенно сжирает процентную маржу.
Предположим, что банкам удавалось получать десять процентов в год (что вряд ли, учитывая невозвраты). За 2014 год рубль доллар вырос примерно на 60%. То есть те, кто занимал в долларах, а зарабатывал в рублях, потеряли доход за шесть лет. Как раз со времени предыдущей девальвации.
Вечных двигателей не бывает. И в финансах тоже.
Текущий момент страшен тем, что объявлен немедленный возврат всех долгов. Знаете такую игру: несколько человек бегают вокруг стульев, и по сигналу должны на них сесть? А стульев меньше, чем людей.
Так вот, стулья — это деньги. А люди — это участники рынка. И сейчас все выдергивают себе «своё», и выясняется, что денег на всех не хватает.
В 2009-м государство напечатало денег, потом возобновился кредитный поток — и вроде бы всё вернулось на круги своя. Все отделались лёгким испугом, и бег вокруг стульев продолжился.
Значит, кризис не сыграл своей роли. Системная проблема осталась, и следующий кризис обязательно будет тяжелее. Нынешний кризис.
А теперь — всё. Не будет нового кредитования и перекредитования. Накопленные долги надо возвращать. Или банкротиться. И ресурс государства по печатанию денег уже исчерпан. Вот «подпечатали» немного под облигации «Роснефти» — и тут же получили обвал рубля.
Одно хорошо: рубль так сильно упал, что может быть, этого хватит на первое время. По идее, курс в 45–50 рублей за доллар позволяет свести бюджет и решить основные текущие проблемы.
Беда в том, что проблемы носят более масштабный характер, чем в 2008 году. Например, банковский кризис. Наверняка «ляжет» много банков. Банк «Траст» вот пошёл на санацию. За 2014 год «легло» 56 банков, а вкладчикам было выплачено 192 миллиарда рублей из фонда обязательного страхования вкладов. Сейчас в этом фонде 88 миллиардов.
В 2015-м процесс должен ускориться, и вполне вероятно, что деньги в фонде страхования вкладов закончатся. Вопрос в размере «дыры». Всего в банках лежит вкладов и депозитов населения примерно на 18 триллионов рублей
Думаю, порядка четверти этой суммы потребуется на спасение банковской системы. Крупнейшим банкам деньги дадут, чтоб не «легли». Мелким дадут «лечь», но придётся выплачивать вклады населению. Не исключено, что за следующий год выплаты превысят триллион рублей. Если банковская система в целом доживёт до конца года, и не будет принят закон, «замораживающий вклады».
Откуда возьмутся эти триллионы? Распечатают кубышку? Вряд ли. Скорее их просто напечатают.
Государству всё равно; никто не бунтует, перемен не требует, денег не просит — и ладно
Надо понимать, что банковский кризис в существующей российской «правовой системе» — это огромные возможности для афёр. Предположим, банк схлопнулся. К его владельцам приходят с предложением, от которого невозможно отказаться: «Передаете банк зиц-председателю Функу, и у вас будет пять дней, чтобы сбежать из страны». Зиц-председатель Функ за эти пять дней продаёт всё имущество, что есть у банка, объявляет о приёме вкладов под 20—25—30% годовых (и напоминает, что все вклады застрахованы), также обналичивает несколько миллиардов рублей под скромный процент. Естественно, он перестаёт выполнять все обязательства банка, а полученные деньги выводятся и вывозятся. Через пять дней он также покидает пределы Родины, либо с чистой совестью идёт под суд, чтобы получить пять лет условно.При такой схеме (а она может стать массовой) нам гарантированы максимальный ущерб для системы страхования вкладов, а также постоянный спрос на валюту по сколь угодно высокому курсу.
Большой вопрос, что будет с «пузырём» цен на недвижимость. Себестоимость строительства резко выросла (многие строительные материалы и оборудование — импортные), значит, должны вырасти цены. Это логика тех, кто сейчас кинулся покупать квартиры, чтобы спасти сбережения.
Но, с другой стороны, ипотечное кредитование сейчас прекратится, покупательная способность населения — тоже. Спрос после того, как ажиотаж кончится, упадёт. И на рынок могут начать поступать квартиры тех, кто не вытянул ипотеку. В результате недвижимость может подешеветь — и не только в долларах.
Вскользь упомяну ещё о нескольких «пузырях», которые напрямую к текущему кризису не относятся, но объясняют, почему никаких радужных перспектив нам не светит.
«Пузырь» высшего образования. У нас страна всеобщего высшего образования. Казалось бы, повод для радости. Вот она, постиндустриальная инновационная экономика: большинство населения имеет высшее образование и способно заниматься высокоинтеллектуальным трудом. На деле же высшее образование превратилось в способ изъятия денег у студентов и их родителей, оно никак не привязано к структуре экономики, а множество выпускников (если не большинство) никогда не работают по полученной профессии.
Для студентов это способ продлить беззаботное состояние, для родителей — утешение, что «вывели ребёнка в люди», для вуза — заработок. А государству всё равно; никто не бунтует, перемен не требует, денег не просит — и ладно. Проблема же рабочих рук давно решена с помощью гастарбайтеров. Которые, кстати, зарабатывают часто больше своих российских сверстников с высшим образованием. Правда, сейчас гастарбайтеры могут поехать в другие страны, и кто в России станет работать руками — большой вопрос.
Но самые большие проблемы у нас в сфере управления. Любые проблемы можно преодолеть, если правильно поставлен диагноз, выбрана стратегия, а конкретные задачи решают умные, толковые и честные управленцы.
Правильный диагноз у нас — «надо менять всю систему». Поэтому его старательно подменяют неправильными — «мы в кольце врагов, спекулянты обвалили рубль, а в целом всё нормально и через два года пройдёт само». Ну а насчёт умных, толковых и честных специалистов...
Власть имущие любят поговорить о духовных скрепах и моральных ценностях, но не упускают случая купить машину представительского класса за бюджетный счёт или айфоны
В России построена не экономика развития и прогресса, в России построена экономика контроля и передела. Главная экономическая компетенция наших управленцев — контроль за рентой. Так как в России этой ренты было много (нефть, газ, лес, металлы, электроэнергия, крупные комбинаты, монополии ЖКХ, земельные участки в мегаполисах), то вопрос о том, чтобы что-то там развивать, улучшать, изобретать, не стоял. Это было не нужно — всегда можно было купить что-то импортное. На контроле и дележе ренты вырос целый класс управленцев, которые искренне считают «что моё, то моё, а насчёт вашего давайте поговорим». Они уверены в своём превосходстве и крутизне, и у них уже выросли дети-мажоры, впитавшие в себя всё «лучшее» от родителей. Хороший текст об этом явлении опубликован на «Снобе».Есть, конечно, и друго: и школы, в которых детей учат настоящим знаниям и добру, и люди, отвергающие показное потребление. Но это «другое» — в меньшинстве. И во власти, и в обществе в целом. Власть имущие любят поговорить о духовных скрепах и моральных ценностях, но не упускают случая купить машину представительского класса за бюджетный счёт или айфоны последней модели для работы на благо населения.
Питекантропы во власти не намерены сдавать своих позиций. А теперь они ещё и уверены в своей исторической миссии: сохранить Россию! Под собой и для себя.
Поэтому экономические проблемы будут усугубляться политическими.
Политика
Поскольку 2014 год превзошёл все мои самые худшие прогнозы (даже по падению курса рубля), я решил выдать наихудший из своих прогнозов на 2015-й в надежде, что он не оправдается.
Сначала о внешней политике. Противостояние с Западом будет продолжено, санкции будут постепенно нарастать. Никаких вариантов компромисса по Крыму не видно.
Рубль будет стоять или укрепляться в первой половине января. Быть может, до конца февраля, а потом продолжит падение. В 2015 году мы можем увидеть 100 рублей за доллар. Из-за последовательного банкротства строительных компаний, предприятий, банков, сокращения и «оптимизации» бюджета вырастет безработица, многие предприятия перейдут на четырёх (и трёх) дневную рабочую неделю, вернутся задержки по зарплатам. И это на фоне двукратного роста цен на продовольствие.
К весне многим станет просто не на что кормить семью. Естественно, вырастет преступность, квартирные кражи и угоны автомобилей станут обычным делом.
В стране при этом будет продолжаться угар «мы в осаждённой крепости, каждый, кто против власти — национал-предатель и пятая колонна». Будут внесены изменения в уголовный кодекс, расширяющие понятия «экстремизм» и «государственная измена», что позволит сажать практически за любую оппозиционную деятельность. К весне резко возрастёт число протестов, так как на улицу выйдут представители наиболее пострадавших протестных групп. Мы увидим применение в Новосибирске закупленных недавно водомётных машин.
Где-то в середине года может быть предпринята неудачная попытка отстранения Путина от власти. Быть может — в виде покушения, быть может — в виде ультиматума от ряда олигархов и крупных чиновников. В любом случае, эффект окажется прямо противоположным: «заговорщики» будут схвачены и брошены в тюрьму, правительство отправлено в отставку, премьером станет кто-то из «ястребов».
ОНФ будет превращён в «опричников». Среди министров, губернаторов и мэров начнётся широкомасштабная чистка, они пополнят ряды «козлов отпущения», которые потребуются в большом количестве.
В интернете будет окончательно введена цензура, большинство неподконтрольных Кремлю СМИ будут закрыты. Тайга.инфо тоже.
В общем, с Новым Годом вас, с новым счастьем. И будем надеяться, что эти прогнозы не сбудутся.
Алексей Мазур
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522