Бах, Райх и антифашизм: какими могли бы быть «Сибирские сезоны — 2015»

© vk.com/public66044752. Елена Рудзей
Бах, Райх и антифашизм: какими могли бы быть «Сибирские сезоны — 2015»
19 Фев 2015, 06:00

Почему из Новосибирска бегут молодые музыканты, зачем городу еще один профессиональный хор и каким будет следующий фестиваль современной музыки «Сибирские сезоны», если на него найдутся деньги, рассказала Тайге.инфо дирижер хорового консорта «Лаборатории новой музыки» Елена Рудзей.

Международный фестиваль современной музыки «Сибирские сезоны» появился в Новосибирске пять лет назад в память о «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Идея фестиваля, который синтезировал бы актуальное искусство — театр, хореографию, музыку, видео — принадлежит арт-директору Наталье Санниковой и преподавателям Новосибирской консерватории им. Глинки, дирижерам Сергею Шебалину и Елене Рудзей. Коллективы под их управлением — ансамбль солистов и хоровой консорт «Лаборатории новой музыки» — являются своего рода «двигателями» фестиваля.

Четвертые «Сибирские сезоны» в 2014 году переросли концертный зал консерватории и «свою» публику, с аншлагом открывшись в ГКЗ им. Каца. Юбилейный, пятый фестиваль обещает быть не менее запоминающимся, если бы не одно «но»: в бюджете Новосибирской области нет денег на его проведение. Впрочем, «Лаборатория» и команда фестиваля не в первый раз справляются с финансовым кризисом, чтобы в Новосибирске звучала музыка, которой, по их мнению, так не хватает городу.

Тайга.инфо: Вы знакомы с программой «Культура Новосибирской области на 2015-2020 годы»? Она ориентирована, во многом, на поддержку культурного наследия региона и кажется довольно традиционалистской. После того, как министр культуры Василий Кузин представил ее правительству, слово взяла ректор НГТИ Яна Глембоцкая и заявила, что программа, конечно, сбалансированная, но поддержка эксперимента — это тоже прямая обязанность государства.

— На мой взгляд, государственный поворот к традиционному и патриотическому — это правильно. Я сама активный сторонник серьёзного патриотического воспитания, и часть наших проектов на него направлены. Против традиционного искусства ничего не имею — воспитывать нужно на классике, но считаю, что нужно, сохраняя, развивать. Новосибирск в этом плане город сложный. В Москве и Петербурге гораздо больше современного искусства. А Новосибирск вроде город молодой, но менталитет сибиряков такой укорененный, «сибирский». Это хорошо — характеры выковываются, но эта суровость не дает легкости. Мы пытаемся новосибирцам донести, что «Лаборатория новой музыки» представляет искусство людей, которые живут сейчас. Нельзя же отменить процесс творчества. Люди создают музыку и спектакли, а мы отметаем искусство сегодняшнего дня. По сути, мы отметаем самих себя. Мы отметаем то, какие мы сейчас.

Почему люди боятся современного искусства? Потому что очень часто возникают ассоциации со скандальным

Тайга.инфо: Ну, всё новое пугает.

— «Лаборатория новой музыки» совершенно не стремится, и мы это каждый раз подчёркиваем, эпатировать. Мы очень не любим слово «скандал». Почему люди боятся современного искусства? Потому что очень часто возникают ассоциации со скандальным. Подразумевается что-то непонятное, страшное, кричащее, низменное, зачастую вызывающее или отметающее всё и вся — вот это, вроде как, современное. Мы, наоборот, все эти пять лет пытаемся брать лучшее — говорящее с человеком, коммуницирующее с ним, меняющее в лучшую сторону. Думаю, что нет искусства современного или несовременного. Есть искусство, а есть неискусство. Есть фетиш, есть скандал, есть ерунда. Есть хорошие спектакли и плохие. Есть мастера, а есть дилетанты.

Если человек имеет диплом композитора, это не значит, что он хороший композитор, собственно, как и музыкант любой специальности. Во времена Моцарта жило много композиторов, но мы знаем нескольких. Точно также после нашего времени откристаллизуются какие-то имена. Но отметать нынешнее и не развиваться — это неправильно. Поэтому пять лет назад в Новосибирске была создана «Лаборатория» как ансамбль солистов-инструменталистов и хоровой консорт. Это была инициатива молодых талантливых специалистов, которые хотели говорить сейчас и с современной публикой.

Тайга.инфо: Вы говорите «мы отметаем самих себя», как будто эта инициатива молодых музыкантов под угрозой?

— «Лаборатория», на мой взгляд, создает современное лицо Новосибирска. Если мы говорим о том, что Новосибирск — современный город и культурная столица Сибири, как мы все время пытаемся его позиционировать, то у нас должно быть всё. А город, как мне кажется, идет по довольно узкой колее, у нас даже культура Возрождения, барокко — редкость страшная. И в новом сезоне мы как раз в эту сторону пойдем. Задача «Лаборатории» — просвещать. Почему она образовалась и почему привлекает так много молодых специалистов, выпускников? За 5 лет с нами сотрудничало более 600 человек — инструменталисты всех специальностей, вокалисты, театральные деятели, постановщики и артисты балета, режиссёры, художники, композиторы. Мы им открыты, потому что талантливые люди испытывают огромнейший голод в самореализации.
Тайга.инфо: Если творческие люди не могут реализовать себя здесь, не лучше ли им уехать?

— К огромнейшему сожалению, ни для кого не секрет, что за последнее время Новосибирск стал местом, откуда молодым и талантливым хочется уехать. Связано это с тем, что творческие инициативы поддерживаются редко, единоразовые грантовые поддержки не способны создать долговременную практику развития культуры. С другой стороны, если говорить о самореализации молодежи в хоровом искусстве, что мне близко, то в Новосибирске за последние 40 лет был создан единственный профессиональный хоровой коллектив — замечательный и прекрасный Камерный хор Новосибирской филармонии. Я сама проходила в нем практику и несколько лет работала. Но консерватория каждый год выпускает большое количество специалистов-хоровиков, вокалистов, а им некуда идти работать.

За последние 40 лет в Новосибирске открыто несколько театров, созданы новые оркестры, а в профессиональном хоровом искусстве ничего не происходит в плане расширения и развития. Поэтому «Лаборатория» сразу создала хоровой консорт, где раз в полгода собирается много талантливых аспирантов или выпускников, работающих в разных местах. Это перспективная молодежь, которая жаждет активной деятельности. Мы создаем за короткие сроки емкие программы, которые, надеюсь, оставляют след в музыкальной истории города. И люди готовы дальше работать. Когда хоровой консорт приезжает, предположим, в томскую филармонию или в барнаульскую, к нам бегут ребята и говорят: «Ой, так в Новосибирске, оказывается, есть вот такое! Нужно к вам поступать!»

Тайга.инфо: То есть хоровая молодежь из соседних регионов и рада бы к нам поступать, но это бесперспективно — работы не найти?

— Люди, заканчивая, колледжи, предположим, в Барнауле, сразу уезжают в Москву или Петербург. Они не рассматривают Новосибирск, потому что здесь мало где можно потом себя применить. А «Лаборатория» была создана как ёмкая система, в которой себя могут проявить и музыканты, и танцовщики, и художники. Несмотря на то, что мы работаем эпизодически, что очень плохо, всё равно каждый год, как только начинается работа над «Сибирскими сезонами», к нам сразу притягивается большая профессиональная команда.

Сейчас такое время — кризис. Камерные жанры, где задействованы два-три человека, действительно легче финансировать, но мы в результате теряем жанры большие

Тайга.инфо: Команда, как вы говорите, подтягивается большая, а региональное правительство твердит о необходимости камерных жанров, которые, с одной стороны, мобильные, их легко показать на разных площадках, с другой стороны, на них уходит меньше денег.

— Сейчас такое время — кризис. Камерные жанры, где задействованы два-три человека, действительно легче финансировать, но мы в результате теряем жанры большие — то, чем гордится русская земля. Мы теряем оперу, балет, симфонию, хоровые полотна, потому что это невероятно тяжело. «Лаборатория» каждый год пытается взять на себя эту миссию, мы открываем и закрываем фестиваль большими жанрами. В прошлом году «Сезоны» открылись двумя балетами и оперой. Закрывали мы их хоровым концертом Альфреда Шнитке на стихи Григора Нарекаци, который до нас исполнили только три коллектива в стране, в том числе хор MusicAeterna Теодора Курентзиса. Во времена бытности Курентзиса в Новосибирске он исполнил с хором две части — очень уж этот концерт трудный и требует много времени. Мы поставили задачу сделать концерт целиком, пригласили Кузбасский губернаторский хор, и, объединившись с ним, смогли воплотить концерт Шнитке. Рисковали, конечно, но получилось.

Тайга.инфо: И как, работая «эпизодически», получается делать фестиваль?

— Так все наши проблемы исходят из одного корня: мы — «проектная» организация. У «Лаборатории» как таковых учредителей нет, наш дом — консерватория, нам дал родиться и встать на крыло Константин Михайлович Курленя — ректор консерватории. Мы работаем в стенах консерватории, так как мы здесь преподаватели, наши студенты проходят через «Сибирские сезоны» — мы их обучаем, кучу мастер-классов проводим. И вот у фестиваля учредителями являются три организации: министерство культуры Новосибирской области, Новосибирская государственная консерватория и благотворительная организация современной музыки.

Как только министерство выделяет деньги на фестиваль, мы начинаем работать, что-то творить. Безусловно, этих денег не хватает, привлекаем спонсоров. А времена тяжелые сейчас. На большие постановки нужны серьезные деньги, чтобы платить музыкантам и артистам. Но мы работаем нерегулярно, и те, кого мы научили, могут на будущие «Сезоны» уже и не прийти — у них просто появляется другая работа. Получается, мы не можем наращивать качество, регулярно давать наши концерты и спектакли, а ведь за пять лет накоплено огромное количество программ. Умирание всего того, что мы создаем, — это настоящая беда.

Тайга.инфо: Неужели «умирание»? Многие интересуются, например, судьбой одноактных балетов и оперы «Елизавета Бам» из афиши последних «Сезонов». Где и когда их можно будет посмотреть снова?

— Мы отправляли заявку с этими спектаклями на «Золотую маску», и нам благосклонно ответили, что их заинтересовали наши спектакли, что они готовы приехать в ноябре и посмотреть их. Но мы не смогли собрать денег, чтобы ещё раз порепетировать и сделать показ. Я считаю, что просить людей работать бесплатно — это просто безнравственно, и мы должны хоть что-то заплатить. Нас пригласили на международный фестиваль один раз, пригласили другой — мы никуда не можем приехать. Мы вваливаем огромное количество сил и средств в спектакли и программы — и весь репертуар после фестиваля умирает. Единственная программа, которую удалось зафиксировать, — диск с третьей симфонией Аскольда Мурова к его 85-летию на грант мэрии Новосибирска. Там записана хоровая музыка — его концерт и концерт его ученицы Елены Джагаровой. Программ и проектов у нас накопилось на целый репертуар театра, мне кажется, а сколько концертных программ...

Тайга.инфо: Пять лет работать практическим на чистом энтузиазме — это сложно представить.

— На протяжении этих пяти лет все признают, что мы создаем хороший и нужный продукт. Более того, «Лаборатория» в принципе не циклится только на современном искусстве — мы хотим давать людям хорошее, нужное и интересное. Новосибирск — город прогрессивный, здесь много молодёжи и студентов, и, конечно, публику нужно воспитывать. Но что еще нам постоянно говорят? Что на современное искусство мало ходят. А чтобы люди привыкали, ходили, включили это в свои постоянные потребности, нужно чтобы эта работа шла постоянно. Ещё один лейтмотив: «Вы должны быть окупаемы. Вы полные залы собираете?» Я знаю, что у всех филармоний тот же самый вопрос стоит — коллективы зачастую вынуждены играть не то, что они считают нужным, а то, что лучше продается. Но это же не наш вопрос — это вопрос менеджмента.

Тайга.инфо: Разве баланс между тем, что хочется играть, и тем, что продается, никем не найден?

— Знаете, мы привезли сложнейший концерт Шнитке в Кузбасскую филармонию — там публика «встала на уши». Они плакали, 20 минут не отпускали нас. Люди в этом нуждаются, но это нужно доносить. И подходить с точки зрения «окупаетесь» — «не окупаетесь» нельзя. Здесь нужны чёткие дотации, которые будут поддерживать это элитарное искусство. Хотя, на мой взгляд, не существует «элитарного» и «неэлитарного». Повторюсь, существует искусство и не искусство, настоящее и ненастоящее.

Нынешняя ситуация близка ситуации начала ХХ века в послереволюционной России — снова нужно просвещать и просвещать, объяснять и исполнять, много и часто

Тайга.инфо: И так называемое «элитарное» становится тем более «неэлитарным», чем чаще его исполняешь.

— Да, поэтому нужно всё это поддерживать. У нас в Новосибирске почти не звучит симфонический, оперный, хоровой Хиндемит, не звучит Мийо, практически не звучит хоровой Бах, да много чего не звучит. Думаю, что нынешняя ситуация близка ситуации начала ХХ века в послереволюционной России — снова нужно просвещать и просвещать, объяснять и исполнять, много и часто.

Тайга.инфо: Но ведь в Новосибирске есть удачный пример недотационного, негосударственного театра, который основал здесь режиссер Олег Жуковский. В небольшом La Pushkin в лофте TRAVA на премьерах яблоку негде упасть, хотя его визионерские, пластические, музыкальные спектакли необычны — но публика ходит и платит.

— Наша беда в том, что мы поддерживаем большие жанры: симфонию, балет, оперу и хор. Олегу в этом плане возможно, проще: он сам проводит курсы «Танец тела», зарабатывает так деньги и потом на них ставит свои спектакли с небольшим составом. Всё, что они зарабатывают, — тратят на аренду помещения, на постановки, и им тоже тяжело... Ему проще, возможно, в том смысле, что состав труппы маленький, его спектакли — на небольшое количество актёров, их проще вывезти на гастроли, оплатить работу. Мы же на прошлом фестивале просто влезли в долги, вложив свои деньги, чтобы Новосибирск увидел балеты, услышал Шнитке. Мы крайне благодарны министерству культуры Новосибирской области, потому что по инициативе консерватории и министерства могли работать эти пять лет. Но я всегда говорила, что, как только времена ухудшатся, мы будем первыми, кто исчезнет, и всегда говорила о необходимости перевода хорового консорта в государственную систему, чтобы он стал государственным коллективом.

Тайга.инфо: На какой площадке вы могли бы закрепиться, по-вашему?

— Вопрос о площадках стоял. Это может быть и муниципальный хор, у Новосибирска же нет своего муниципального хора. Или хор другого подчинения. Площадки можно найти или создать. И современное искусство может быть лишь частью репертуара. Консорт, возможно, мог бы существовать сейчас при дирекции концертных программ, которая создана при обладминистрации... Тем более, что курс в стране взят на возрождение хорового искусства. За последний год в области детского хорового исполнительства много чего произошло — вот, отправили детей во всероссийский детский хор. В одном Новосибирске только тридцать музыкальных школ, столько же — в области, мы регулярно собираем детский сводный хор. «Лаборатория» при поддержке министерства культуры сделала прекрасный проект «Мы — будущее России» на 320 детей. Но и этот проект умрет, если мы его никуда не вывезем и нигде не покажем.
Моя позиция — одного профессионального хора для полуторамиллионного города очень мало. Поэтому я обращаюсь к властям города и области, к губернатору, к мэру с просьбой сейчас, пока коллектив ещё жив, помочь и обратиться в Москву, которая активно продвигает идею хорового искусства. Не прошу взять денег из бюджета, с которым, я понимаю, у нас проблемы. Не забрать у какой-то бедной музыкальной школы и отдать нам. А попробовать обратиться в Москву за поддержкой и разработать идею создания второго профессионального хора в Новосибирске. Тогда это будет нормальная творческая жизнь и регулярная концертная деятельность.

Тайга.инфо: Давайте вернемся к программе «Сибирских сезонов-2015», которые, хочется верить, все-таки состоятся. Какой она будет?

— Планы у нас большие. Можно сказать блистательные. Во-первых, есть желание открыть фестиваль оперой Стива Райха «Три истории» (Three Tales). Две части этой оперы, по сути, посвящены идее антифашизма: есть часть, посвященная последствиям атомных испытаний, и часть, говорящая об ответственности учёных перед будущим человечества. То есть в ней подняты очень серьезные темы. И Райх первое исполнение в России своей оперы «благословил». Но из-за сокращения бюджета денег на фестиваль в области нет, сейчас мы ищем спонсоров. Дальше мы планируем провести несколько камерных концертов, и вокальных, и хоровых, и фортепианных. И есть безумный, чудесный проект, посвященный юбилею Баха в этом году — «Страсти по Марку», которые никогда не исполнялись в России. Эта история очень интересна и тем, что в законченном виде страсти по Марку не существуют — только отрывки.

Есть безумный, чудесный проект, посвященный юбилею Баха в этом году — «Страсти по Марку», которые никогда не исполнялись в России

Тайга.инфо: Тогда что вы будете исполнять?

— Понимаете, хочется, чтобы в Новосибирске звучал Бах. И эта партитура даёт возможность создать мост между барокко и современностью, потому что после смерти Баха очень многие композиторы пытались реконструировать это произведение. Мы обратились к Йорну Бойзену, голландскому композитору, который создал последнюю, восьмую реконструкцию. Он готов дать нам партитуру, приехать сюда, провести серию репетиций, сам продирижировать этим произведением. Премьера прошла в Берлине несколько лет назад. Бойзен является одним из ведущих специалистов в области музыкального барокко, к нему ездила учиться скрипачка Алёна Баева. И он готов приехать в Новосибирск и обучить здесь инструменталистов, хоровиков, вокалистов барочным приёмам исполнительства. Здесь мы надеемся также на сотрудничество с Новосибирской государственной филармонией — возможно, это будет чудесный совместный проект.

Очень надеюсь, что министерство культуры Новосибирской области поддержит фестиваль, и, может быть, к осени найдутся суммы, которые позволят его провести. Хотя, конечно, у меня в сердце на месте фестиваля — открытая кровоточащая рана. Мы все устаём на своих работах днём, и работаем над фестивальными проектами по ночам, потом всё это «рожаем», и я опять всем говорю: «До свидания. До встречи через год». А работать нужно нормально и регулярно. Если бы мы стали хором государственного подчинения, репертуар был бы готов через 2–3 месяца, потому что наработано за пять лет огромное количество проектов, мы их просто восстановим.

Тайга.инфо: Как думаете, сколько еще придется работать по ночам?

— Нужно сейчас браться, чтобы нарастить результат. Если мы ещё 20 лет будем пробиваться, что из этого получится? А чтобы хор нормально на ноги поставить, чтобы театр нормально заработал, как раз и нужно лет 10–20. Мы уже не успеем физически. Да, у нас есть стабильное ядро — люди, которые из года в год приходят. У них по пять работ, маленькие дети, а они все равно приходят. Вот такая жажда, активная творческая позиция у людей! Это те, кто не уезжает из Новосибирска и готов для него работать. Такие же, как Анна Жарова или Олег Жуковский, которые готовы всех себя класть, лишь бы Новосибирск развивался.

Беседовала Маргарита Логинова




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года