Андрей Гальченко: «Газ — не самоцель, а инфраструктура для бизнеса»
© Предоставлено компанией. Андрей Гальченко
Директор ОАО «Сибирьгазсервис» Андрей Гальченко рассказал Тайге.инфо, повлияет ли кризис на выполнение программы газификации Новосибирской области и тарифы, могут ли российские производители оборудования заменить зарубежных, на чем компания зарабатывает и какие дополнительные услуги развивает.
Тайга.инфо: Все ли планы газификации, намеченные на 2014 год, удалось реализовать? Будут ли какие-то значимые изменения в этом году?— У нас существует целевая программа «Развитие газификации территорий населенных пунктов НСО на 2012-16 гг.». Она большая и всеобъемлющая, ее исполняютразличные предприятия. В прошлом году мы в этой программе участвовали с суммой порядка 14 млнрублей. В соответствии с ней, «Сибирьгазсервис» должен был построить газопровод высокого давления до границ поселения «Станция Мочище». Мы эту задачу выполнили и подошли с газопроводом высокого давления в намеченную точку. По программе 2015 года у нас предполагается строительство сетей низкого давления и газорегуляторных пунктов непосредственно в Мочище. На финансирование проекта выделена такая же сумма — 14 млн рублей. Причем, средства — наши собственные.
Программа была утверждена три года назад, там четко обозначены параметры — и деньги, и натуральные единицы. На сегодняшний день сметы не урезались, не пересматривались, и пока я не вижу предпосылок к изменениям.
Механизм простой — власти области определяют приоритетные направления, куда, в какие населенные пункты должна двигаться газификация. Задача газораспределительных организаций — спланировать расходы на выполнение этих программ и найти под это финансирование. Есть различные источники, начиная от специальной надбавки к тарифам по транспортировке и заканчивая заемными средствами. Ну и, соответственно, нужно выполнить задачу, построить, сдать в эксплуатацию, подключить запланированное количество потребителей. Такие проекты в основном реализуются под нужды населения, поскольку коммерческой отдачи там нет. Но мы понимаем, что нужно выполнять социальные обязательства — улучшать качество жизни людей в сельской местности, создавать комфортные условия для развития сельскохозяйственного производства. Я считаю, что это абсолютно правильное направление, не всё в мире можно измерить прибылью.А в конечном итоге все это будет содействовать укреплению привлекательности Новосибирской области в социальном и экономическом плане.
Тайга.инфо: Но это же не единственное ваше приоритетное направление?
— Мы оказываем весь спектр услуг, который связан с проектированием, строительством и эксплуатацией как газовых сетей, так и газоиспользующего оборудования. У нас есть и строительно-монтажный участок, и проектное бюро, и служба эксплуатации котельных. Это наш принципиальный подход, наша стратегическая позиция — мы занимаемся объектом от и до. Кроме того, большое внимание уделяем модернизации и снижению аварийности.
Тайга.инфо: Виды ваших услуг и сфера их применения расширяются?
— Не могу сказать, что особо расширяется,свою ключевую задачу мы сформулировали лет пять назад и от концепции не отступаем. Со временем увеличиваем наше присутствие на различных рынках проектирования, строительства, эксплуатации. Совершенствуем процессы. Мы не ставим задачу объять необъятное и не собираемся заниматься тем, в чем мы не очень разбираемся. Границы нашей компетенции ясны и понятны, и в этих границах мы будем предпринимать все усилия для того, чтобы нарастить присутствие нашей компании.
Тайга.инфо: О социальных обязательствах вы сказали, а какие проекты приносят компании доход?
— В основном доходную часть формируют заказы коммерческих структур, которые опять-таки связаны со строительством газопроводов, газоиспользующего оборудования, например, котельными, и последующей их эксплуатацией. За прошлый год для сторонних организаций мы построили 7 котельных. Заказчиками таких объектов были, в основном, строительные компании, возводящие многоквартирное жилье. Было запланировано, что эти дома будут питаться теплом от индивидуальных газовых котельных. Также мы заключали договоры с крупными логистическими центрами, в том числе, в городе Обь. Есть еще ряд промышленных потребителей. Все это составляет основу дохода.
Тайга.инфо: А кто ваши конкуренты?
— Новосибирская область отличается от других субъектовтем, что у нас на рынке газоснабжения сложилась очень мощная конкуренция. В регионе действует больше 10 газораспределительных организаций. Организации, которые имеют лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов, вообще нет смысла считать, там за 50 перевалило. Поэтому мы и сформулировали наше конкурентное преимущество: «Мы делаем всё от и до», причем качественно и с высокой степенью надежности.
Тайга.инфо: Компании, которые присутствуют на этом рынке, — это местные игроки или федеральные?
— Давайте пройдемся по самым крупным. Основные игроки на рынке газораспределения — это структуры «Газпрома», здесь есть филиал томского «Газпром Газораспределение». Есть предприятие «ГазТрансКом», которое на 100% принадлежит администрации Новосибирской области. Есть «Городские газовые сети».
Тайга.инфо: То есть «нехороших» людей на рынке не наблюдается?
— На этом рынке нехорошим не получится работать, потому что деятельность полностью регулируется со стороны государства. Тарифы мы устанавливаем не самостоятельно, а утверждаем у регулятора — Федеральной службы по тарифам. Для того, чтобы нам утвердили тариф, мы должны полностью раскрыть состав акционеров, нашу хозяйственную деятельность, указать, где и сколько мы зарабатываем, чтобы тариф на наши услуги был экономически обоснован. На это идут немногие.
Тайга.инфо: Скажите, а легкодоступность получения лицензий в отрасли не повышает риск аварийности для конечного потребителя?
— Вопрос непростой. С одной стороны, есть общегосударственная политика, котораятребует исполнения всех технических норм безопасности подобных объектов. В то же время, есть антимонопольное законодательство, которое тоже диктует свои условия. Никто не может запретить той или иной организации заниматься этим видом деятельности, иначе это будет противоречить существующему закону. А контроль за качеством выполнения работ — это уже второй вопрос. Государственным надзорным органам проще надзирать за такими крупными предприятиями, как мы. Понятно, где искать, кого наказывать. А с мелкими владельцами производственных объектов ситуация обратная, их порой даже сложно найти. Объект есть, а где органы управления, должностные лица?
Тайга.инфо: Что говорит аварийная статистика газораспределительных организаций?
— Если говорить об аварийности на газоиспользующих объектах, то вопрос надо разбить на несколько частей. Первая — газотранспортные сети, вторая — газоиспользующее оборудование. У всех различные собственники и различные ответственные лица. Многоквартирный дом или частное домовладение, газоиспользующее оборудование, которое находится внутри этих помещений — это одна зона ответственности, а само оборудование — это другая зона. Владельцем оборудования зачастую является сам собственник дома, и он вправе выбирать ту организацию, которая будет вести техобслуживание этого оборудования.
«Качество работы крупных компаний проще контролировать»
С газовыми сетями ситуация проще и прозрачней, поскольку она урегулирована правилами эксплуатации газовых сетей. Там четко определено, что должна выполнять ответственная организация. За этой частью строго следит Ростехнадзор. А газоиспользующее оборудование внутри помещения выпадает из зоны контроля и остается на совести собственника. В законе написано, что собственник имеет право заключить договор с любой специализированной организацией, которая имеет обученный, аттестованный персонал, собственные или наемные аварийные службы. Закон дает широкую трактовку. Очень большое количество организаций работает на рынке, и порой качество выполнения работ вызывает вопросы. Но основная ответственность лежит на собственнике, который использует оборудование. Порой грубые нарушения эксплуатации являются основными источниками несчастных случаев. 90% аварийных ситуаций возникают именно из-за нарушения правил в быту. К примеру, человек, который использовал нагревательный котел, не удостоверился, что есть тяга в дымоходе. Соответственно, угарный газ поступил внутрь дома, а последствия могут быть самыми плачевными.Нас обнадеживает, что в последнее время общая грамотность населения в этом вопросе значительно повысилась. Люди стали лучше разбираться в особенностях работы газового оборудования, меньше стали допускать ошибок при его эксплуатации, проявляют больше бдительности — при малейшем подозрении на запах газа звонят диспетчеру АДС.Например, в январе наша аварийно-диспетчерская служба выполнила 126 заявок от населения, что почти в 3 раза меньше, чем в январе прошлого года. При этом лишь 33 вызова оказались действительно аварийными, а 8 — ложными.
Тайга.инфо: А как объяснить разницу в цифрах, чтобы получилась итоговая сумма?
— Нужно уточнить, что в общее число выполненных заявок вошли 72 ремонтных. Уже не первый год ЦАДС помимо основной работы оказывает помощь специалистам эксплуатационного подразделения в проведении ремонтно-профилактических мероприятий с газовым оборудованием населения. Для понимания — при малейшем подозрении абонента в неисправности газового оборудования на место выезжает комплексная группа специалистов для выявления и устранения неполадки. Это очень действенная предупредительная мера, к концу года мы сократили аварийность в газовом хозяйстве города почти в 3 раза.
Тайга.инфо: Как на вашу деятельность влияет изменения курса рубля, новые экономические условия. Оборудование, которое вы используете, производится в России?
— То, что касается газовых сетей, на 99,9% — это наши, российские, сырье и материалы. То, что касается газоиспользующего оборудования, надо делить по сегментам. Наши производители неплохо справляются с производством бытовых газовых плит, российские образцы не уступают зарубежным. С котлами отопления и горячей водой ситуация сложнее. Есть наше оборудование, оно не плохое, но не столь разнообразное, как нам предлагают зарубежные поставщики. Дело в том, что у нас слишком мало производителей. Один производитель не может закрывать всю линейку оборудования, которое необходимо в быту и в промышленности. Нужно большее количество предприятий, которые бы специализировались на своем сегменте оборудования. Не получится, что один завод делает котлы для маленьких домов в районе ста квадратов, и готов делать оборудование, на основе которых можно строить котельные, которые будут отапливать микрорайоны. Это в принципе невозможно. Нам надо брать ассортиментом: бытовое газовое оборудование, газовые плиты, котлы. При желании, конечно, можно заменить все на российские аналоги, но они не всегда отвечают тем критериям качества, к которым мы привыкли, поэтому российским производителям есть, над чем поработать.
Тайга.инфо: Импортозамещение отразится как-то на тарифах?
— Газоиспользующее оборудование находится в зоне ответственности владельца. То есть стоимость этого оборудования не влияет на стоимость услуги по транспортировке газа. Мы газ доставим конечному потребителю, при этом нам не столь важно, какое у собственника оборудование. Цена будет одна и та же. Я не жду каких-то серьезных изменений стоимости услуги по транспортировке газа и производству тепла. Изменения возможны лишь с учетом инфляции.
Тайга.инфо: Какие еще могут быть проекты по использованию газа?
— Газ — это, в первую очередь, источник энергии. Причем, источник недорогой энергии. Это своеобразная инфраструктура, благодаря которой строится бизнес. Там, где нет инфраструктуры, нет электричества, тепла, воды, туда никакой бизнес, никакая жизнь не придет. У нас в стране много территорий, которые не обеспечены инфраструктурой, поэтому они пустуют. Там, где есть инфраструктура, в том числе газ, а значит и тепловая энергия, электрическая энергия, лишь там возможно развитие различных производств и ведение бизнеса.
На мой взгляд, очень интересна тема внедрения газомоторного топлива как альтернативы для бензина и дизельного топлива. На нашем предприятии весь автотранспорт, который можно перевести на газовое топливо, работает на нем. Есть крупные компании, у которых большой автопарк, у них значительную часть бюджета занимают расходы на топливо. Таким компаниям выгодно перевести транспорт на газовое топливо. А если компания небольшая, где одна-две машины, перевод с одного вида топлива на другой большого эффекта не даст.
Стоит уточнить,что есть два вида газообразного топлива: жидкое — пропан, бутан — попутный нефтяной газ, и сжатое — метан, которое используется в домах. Есть система, которая позволяет использовать этот вид газа в автотранспорте. В Новосибирске есть заправки, которые заправляют обоими видами топлива. Есть программа по расширению строительства АГНКС — газовых станций, которые заправляют автотранспорт метаном. Ее реализует несколько компаний, в том числе есть подобная программа у «Газпрома». Но на этот рынок смотрят и частные операторы, судя по обращениям, которые идут в нашу организацию для подключения подобных объектов. Посмотрим, кто окажется более мобильным, кто освоит этот перспективный рынок быстрее.А в том, что он весьма перспективен, я не сомневаюсь — наращивание автотранспортного парка, взвешенная политика ценообразования, растущая сеть автомобильных газонаполнительных станций. Уверен, что это весьма серьезный сегмент не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения охраны окружающей среды. Не будем забывать, что природный газ является самым экологичным видом моторного топлива.
Подготовили Елена Евстафьева и Анастасия Кораблёва
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522