Прокуратура показала место, которым оскорбилась в «Тангейзере»: «Решается вопрос, будет ли у нас религиозная цензура»
© Кирилл Канин
На первом заседании по делу «Тангейзера» суд не отклонил в полной мере ни одного ходатайства адвоката директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича. Защита предложила запросить экспертизу у профессоров МГУ и РГГУ и доказать, что на знаменитом уже постере — не женщина, а «постмодернизм».
Рассмотрение дела в отношении Мездрича началось утром 4 марта в мировом суде Центрального районе Новосибирска. Представители прокуратуры сразу же заявили ходатайство о приобщении к материалам заключения доктора богословия протоиерея Бориса Пивоварова по использованию «евангельского образа» Христа в «Тангейзере», видеозаписей спектакля и копий постеров, использованных во время постановки.Судья Екатерина Сорокина позволила ознакомиться с новыми материалами Мездричу и его адвокату Сергею Бадамшину, защищавшему участницу группы Pussy Riot Екатерину Самуцевич в деле по выступлению в храме Христа Спасителя. Процесс возобновился примерно через 40 минут.
Адвокат оказался против приобщения к делу экспертизы, заказанной богослову и сделанной, как выяснилось, 3 марта — за день до заседания суда. «Они же проводят экспертизу по собственным оскорблениям!» — воскликнул Бадамшин.
Кроме того, по мнению адвоката, в постановлении прокуратуры об административном правонарушении Мездрича фигурируют исключительно «субъективные» суждения заместителя прокурора Новосибирска Игоря Стасюлиса. «Не были привлечены ни культуроведы, ни искусствоведы, ни лингвисты», — отметил адвокат, предложивший заказать независимую экспертизу у профессоров Московского государственного университета и Российского государственного гуманитарного университета.
«Считаем, что материалов прокурорской проверки достаточно, — заявил Стасюлис. — И для нас важно мнение именно человека христианской конфессии — доктора богословия».
Не отреагировал представитель прокуратуры на мнения губернатора Владмира Городецкого, а также известных деятелей культуры Александра Калягина и Олега Табакова, процитированных адвокатом. В частности, Бадамшин со ссылкой на Тайгу.инфо напомнил о заявлении главы региона, что правоохранительные органы не должны самостоятельно оценивать произведения искусства.
В итоге материалы прокуратуры все-таки приобщили к делу. Встречное ходатайство Бадамшина о переносе заседания для допроса свидетелей также было частично удовлетворено, но уже после начала рассмотрения дела по существу.
«Умысел осквернения все-таки в чем?» — поинтересовалась судья у представителей обвинения после того, как старший помощник городского прокурора зачитал постановление.
Представитель ведомства не дал четкого ответа. «Это совокупность разных действий, <...> в том числе и издание приказов о подготовке к проведению спектакля, <...> и подписание договора с режиссером», — заметил он.
В ответ на просьбу судьи уточнить, в чем же «конкретно» выразилось оскорбление чувств верующих, сотрудник прокуратуры показал черно-белую копию афиши, использованной в постановке — изображение человека с раскинутыми руками между чем-то, напоминающем, по его мнению, женские ноги. Этот документ попал в объективы примерно шести телекамер.
«Вот вы сейчас это показали для СМИ, и мы, значит, тоже можем оскорбиться», — заявил Бадамшин. «Вы вообще видели таких женщин где-нибудь? Да это не женщина — это постмодернизм», — кивнул адвокат на представленную картинку.
Изображение, не понравившееся прокуратуре, использовалось в спектакле как постер к фильму, снятому главным героем оперы. По словам Мездрича, этот фрагмент спектакля был нужен для «усиления порицания» главного героя, ведь сама постановка рассказывает зрителю «о чести и достоинстве».
«Сейчас вообще решается вопрос, будет ли у нас религиозная цензура», — заявил Мездрич в конце заседания. По его словам, оперный театр готов к всестороннему обсуждению спектакля с представителями РПЦ и правоохранительных органов, но защита своей правоты в суде вызвана опасностью появления прецедента судебного решения по обращению митрополита Тихона и заместителя начальника ГУ МВД по региону Алексея Кириллова.
Если в первой половине заседания зампрокурора Стасюлис улыбался и хмурился, то после уточняющих вопросов судьи выражал меньше эмоций. В итоге судья перенесла заседание на 10 марта, чтобы допросить свидетелей защиты, занимавшихся самой постановкой оперы. Решение по ходатайству о независимой экспертизе будет принято уже после их показаний.
Текст: Ярослав Власов
Фото: Кирилл Канин
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522