«Конец фильма»: видеорепортаж с «народных» праймериз Ильенко и Шпикельмана
© Анастасия Кораблёва
Съемочная группа Тайги.инфо побывала на «Народном голосовании» в Колыванском районе, где пробовал силы глава новосибирского отделения «Единой России» Валерий Ильенко, составив пару другому депутату заксобрания Александру Шпикельману. Публикуем репортаж о силе партактива и транспортном ресурсе.
Праймериз — слово чужеродное, а потому это явление на российской почве упорно не приживалось. Другое дело, когда из праймериз «Единой России» в Новосибирской сделали «Народное голосование». Тут-то дело и пошло, и покатилось, и докатилось до самых глухих новосибирских деревень.Но мы, естественно, в самые глухие деревни не поехали, так как бензин нынче дорог. А все, что ближе ста километров от Новосибирска, на глушь не тянет.
Мы с нашим оператором и режиссером Анастасией Кораблевой поехали в Колыванский район — посмотреть, как чужеродные праймериз, обернувшись народным голосованием, приживаются в сельской местности.
Первый пункт назначения — село Скала. До Колывани идет отличная шоссейная дорога, только в районе пересечения с Северным объездом у этой дороги поотлетал асфальт кусками — несколько километров таких ямок. Хорошо, что ямки неглубокие, выбивается только верхний слой асфальта. На других участках дороги такого нет. Наверно, новосибирские автомобилисты доезжали до этого участка, надевали колеса с шипами, проезжали, чтобы разбить дорогу, а потом снова снимали.
После Колывани дорога чуть похуже, но тоже ничего. Тот, кто бывал в настоящей глухомани, знает — если асфальт есть, это уже хорошо. Особенно если он в общем и целом горизонтален.
Скала оказалась красивым селом, с большим количеством новых домов. Некоторые отличались изысканной архитектурой. После бесед с местным населением выяснилось, что красивые новостройки вовсе не признак благополучия местных жителей — это строят себе дома и дачи жители Новосибирска.
Вдоль улицы тянутся трубы газопровода. Я обратил внимание, что углы и сварные швы не покрашены. Судя по ржавчине, в таком виде они уже давно. Позже выяснилось, что газ так и не дотянули из Колывани. Местные сказали, что еще немного, и трубы придется менять полностью, так как они ржавеют изнутри. Деньги на газопровод вроде бы давала область. Понятно, почему с таким хозяйствованием надо отнимать последнее у муниципалитетов.
А ведь казалось бы — ну докрась швы и углы, заткни трубы с двух сторон, чтоб влага туда не попадал — и они простоят хоть десять лет. Пока дотянут магистраль из Колывани. Но нет, не по-нашему это.
«Народное голосование» проходило в Доме Культуры. Рядом с ДК продавали кондитерские изделия и жарили шашлыки. Из динамиков неслась советская попса с вкраплениями современной. На крыльце стоял полицейский — все, как на настоящих выборах. Неподалеку отголосовавшие садились в ожидавший их автобус с символикой «Народного голосования».
Мы зашли на участок и начали снимать. «Что ж вы так поздно приехали, — заохала одна из женщин, администрировавших голосование. — У нас сейчас столько народа было!». Что удивительно, никто не потребовал документов и не попытался указать — где снимать можно, а где нельзя.
Быстро выяснилась проблема — голосующие отказывались что-либо говорить на камеру. И в городе непросто получить мнение «простого прохожего» на камеру, а чем дальше от города- тем меньше желающих высказаться. Когда мы разговорились с местными мужичками, уже с утра разогретыми, те нам объяснили — скажешь что не так, потом тебе и вернется, деревня маленькая... Вот без камеры, да между собой — другое дело.
Пока мы проводили съемку и пытались разговорить местное население, к ДК не прекращался приток голосующих. И шли, и ехали. Кроме автобуса подвозом населения занималось несколько маршруток. На них были видны номера городских маршрутов — 45, 69 и так далее. Один из кандидатов по округу № 9 — руководитель регионального отделения «ЕР» Валерий Ильенко. Он же возглавляет ПАТП-5 и «Транспортный Союз Сибири». Видимо, пригодился транспортный ресурс при организации голосования.
По голосующим было видно, что люди не всегда понимают, что за это голосование и зачем. «А что за выборы-то?» — спрашивает женщина у представителей счетной комиссии и отдает свой паспорт. Мужик заходит с улицы, видит знакомого: «Ты уже проголосовал? Скажи — за кого голосовать-то? Не скажешь?»
После многочисленных отказов говорить на камеру нам попадается женщина, которая соглашается. И все рассказывает, как по писанному: отбираем достойных, чтобы было понятно, кого народ поддерживает, они и пойдут на выборы осенью.
Оказалась директором ДК. Спросила откуда мы, и, услышав «Тайга.инфо», сказала: «Аааа...» и пошла к своим. Похоже, нас читают и здесь тоже.
Опять подошел автобус. Подошли к нему поближе. Стоит колоритная старушка пиратского вида, частично без зубов, смолит сигарету. На камеру говорить, конечно, отказывается (очень жаль). Пытается у нас узнать, что за выборы: «Я вот выбралась, посмотреть хоть, что творится. Живу как на даче, никуда не хожу». Привели их голосовать из другой деревни. В Колыванском районе всего четыре участка для «Народного голосования», вот людей и возят из глубинки. Говорят, в автобусах желающим и наливали еще. Но тут непонятно — может они и сами прихватывали, чтоб не скучно было. Опять же, «Народное голосование» ведь не настоящие выборы — здесь всё можно. И подвозить, и агитировать в день голосования. И даже за вбросы нет уголовной ответственности.
Зато страсти настоящие. И бюджет почти как на настоящих выборах.
Мужики, с которыми мы разговорились под конец, отвергли наше предположение, что люди голосуют, «потому что их попросили»: «Мы сами пришли! Ведь в газете было написано, объявления висели. Мы же привыкли голосовать. Верим, что сделают что-то хорошее».
Глянув на разлившуюся реку Чаус, мы поехали в районный центр — Колывань.
Центр Колывани уже не отличишь от города. Если в Скале прямо на центральной площади руины какого-то здания советской эпохи, то тут все в асфальте, никаких признаков разрухи. Поднимаемся на второй этаж ДК «Юность» — там очередь. На «Народном голосовании» сначала надо заполнить анкету, потом с паспортом и анкетой подойти к столу, там анкету вносят в базу данных на компьютере и выдают бюллетень. Компьютер (точнее — ноутбук) здесь всего один.
В отличии от Скалы, в Колывани у нас требуют документы и заносят в специальный листок. Судя по записям, мы здесь уже вторая съемочная группа.
Видим и здесь автобусы и маршрутки.
Народ еще менее разговорчив, чем в Скале. Представительница «Союза пенсионеров» с гордостью рассказала, что «люди идут голосовать», и что пенсионеры — «в первых рядах», мы провели хорошую работу. Но в камеру говорить отказалась.
Соглашаются говорить представители «актива». Это, конечно, актив «Единой России».
И Скале, и в Колывани на участках по несколько наблюдателей. Каждый фиксирует — сколько избирателей проголосовало.
Всё, как на настоящих выборах. Посмотрим, будут ли сюрпризы по итогам.
Текст: Алексей Мазур
Видео: Анастасия Кораблёва
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522