«Старый дом» анонсировал постановку по пьесе автора «Залечь на дно в Брюгге»
© Мария Нестратова. Фрагмент репетиции пьесы «Сиротливый запад»
Новосибирский театр «Старый дом» в новом сезоне расширит границы сценического языка и способов актерского существования. В премьерах поучаствуют поэт Лев Рубинштейн и композитор Александр Маноцков, постановщиками новых спектаклей будут Галина Пьянова, Олег Жуковский, Максим Диденко и Игорь Тюваев.
«Старый дом» официально откроет новый театральный сезон 11 сентября комедией Эдуардо Скарпетты «Аристократы поневоле». А концепция 82-ого сезона «Старого дома» заявлена как расширение границ сценического языка и способа актерского существования, рассказали на пресс-конференции директор Антонида Гореявчева и главный режиссер Галина Пьянова.1 и 2 октября художественный руководитель пермского театра «У моста», режиссер Сергей Федотов представит спектакль «Сиротливый запад» по пьесе Мартина МакДонаха — драматурга, сценариста и кинорежиссёра, автора семи пьес и постановщика трех художественных фильмов: «Шестизарядник» (2004), «Залечь на дно в Брюгге» (2008) и «Семь психопатов» (2012). Лауреат кинопремии «Оскар», театральных премий Evening Standard и «Тони», обладатель премий Лоуренса Оливье, британской премии BAFTA, премии Эдгара Аллана По, премии британского независимого кино и многих других, МакДонах известен как мастер черного юмора, блестяще выстроенного сюжета и притчевой глубины.
Первый поставленный в 2008 году Федотовым «стародомовский» МакДонах — «Калека с острова Инишмаан» — стал долгожителем репертуара и получил премии фестивалей «Парадиз» и «Ново-Сибирский транзит». В наступающем сезоне артисты театра вместе с режиссером приглашают зрителей переместиться из миров «Аранской трилогии», куда входит «Калека», в пространство «Линэнской трилогии» МакДонаха.
Главные герои этой мрачной комедии — два брата, связанные не только взаимными обидами, ненавистью и страстью шантажировать друг друга, но и общей тайной о смерти отца. Необратимо разрушенные отношения людей, связанных кровью, спасти не под силу даже священнику Уэлшу, который в итоге переживает самое страшное, что может выпасть на долю человека с духовным саном — сомнение в собственной вере. Удивительно то, что в сознании Мартина МакДонаха ужас этой истории можно сыграть и пережить в острокомедийной форме, что на самом деле, только усилит эффект от идей, которые транслирует загадочный ирландец.
В декабре, 17 и 18 числа, камерное пространство «Старого дома» примет спектакль в постановке главного режиссера театра. Текст, который Галина Пьянова интерпретирует на исходе календарного года, принадлежит молодому польскому писателю и драматургу Дороте Масловской, ранее ее не ставили в новосибирских театрах. Пьеса «Двое бедных румын, говорящих по-польски» написана в 2006 году, переведена на английский, французский, немецкий, русский языки и неоднократно была перенесены на сцену. Так, гастрольный спектакль по этой пьесе в июне 2014 года в Новосибирске показал Российский академический театр драмы им. Фёдора Волкова (Ярославль), и зрители тепло принимали постановку Евгения Марчелли, хоть режиссер и предупреждал перед показом, что все, кому происходящее на сцене покажется неприемлемым, могут покинуть зал.
Спектакль-перформанс по карточкам Льва Рубинштейна в январе представит в «Старом доме» Максим Диденко (в 2004–2009 годах был участником школы-театра DEREVO), и, как сообщает пресс-служба театра, это будет первое обращение к текстам поэта в рамках сценического пространства. Сочетание физического театра, современной поэзии и видения одного из самых любопытных режиссеров современной России сулят, как минимум, нескучное действо. Велика вероятность, что на премьеру приедет и сам Рубинштейн, и в стенах «Старого дома» состоится творческая встреча с ним. Его знаменитые «карточки» представляют собой наиболее утонченный вариант поэтики концептуализма, исполняя на эстраде свои стихи, Рубинштейн держит в руках стопку библиографических карточек, на каждой из которых написана одна строка или фраза — или вообще ничего не написано.
«Каждая моя вещь, определяемая мною как „текст“, одновременно и „взрывает“ жанровые привязки, и создает новые. Подчиняясь „памяти жанра“, любой фрагмент текста или текст целиком в читательском восприятии ассоциируется с традиционными жанрами. Текст, таким образом, читается то как бытовой роман, то как драматическая пьеса, то как лирическое стихотворение и т.д., то есть скользит по границам жанров и, как зеркальце, на короткое мгновение отражает каждый из них, ни с одним не отождествляясь, — поясняет Рубиштейн. — Этот жанр является, в сущности, интержанром, соединяя в себе черты поэзии, прозы, драмы, визуальных искусств и перформанса. Каждая карточка понимается мною как универсальная единица ритма, выравнивающая любой речевой жест, будь то стихотворная строка, фрагмент уличного разговора, наукообразный афоризм, сценическая ремарка, междометие или же молчание — чистая карточка. Стопка карточек может рассматриваться и как визуальный или же манипулятивный объект».
Наконец, в апреле Галина Пьянова поставит пьесу Островского «Снегурочка», но весенняя сказка с мифологическим сюжетом войдет в пул спектаклей для взрослых. Проект получил поддержку Фонда Михаила Прохорова в рамках программы «Новый театр», работать над ним будет уникальная команда. Режиссер, владеющий методом театральной импровизации, осуществит попытку нового прочтения пьесы, а композитор Александр Маноцков специально для спектакля создаст оригинальную партитуру, соединяющую ряд самостоятельных хоров-«действ» в общем разноголосом событии.
«Педагог по вокалу, руководитель ансамбля новосибирской филармонии „Маркелловы голоса“ Игорь Тюваев добьется от артистов качественного озвучения драматической сказки-эпопеи, художник Антон Болкунов сотворит фантасмагорическое пространство спектакля, а хореограф Олег Жуковский найдет пластическое решение, благодаря которому сквозь фантасмагорию проступят живые человеческие характеры», — обещают в театре.
Off-программа сезона помимо всего прочего включит в себя мастер-класс известного российского режиссера Льва Эренбурга для артистов в октябре. В октябре же спектакль Вячеслава Дурненкова и Семена Александровского «Элементарные частицы» про историю Академгородка побывает на гастролях в Красноярске на Ярмарке книжной культуры (КрЯКК).
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522