Важнее, чем победа Левченко: Алексей Мазур о «Хартии вольностей» новосибирского заксобрания
© Наталья Гредина. Андрей Шимкив (справа)
«Народное представительство» и «вторая власть», которые прежде были ширмой, вдруг наполнились содержанием. Это не спонтанное протестное голосование безответственного электората, как в Иркутской области. Это политическое действие. Как «Хартия вольностей», вырванная английскими баронами у короля.
После сенсационного выигрыша оппозиционного (пусть иПри этом из 76 депутатов заксобрания 51 входит во фракцию «Единая Россия». Как и альтернативный кандидат Андрей Шимкив. Раскол произошел среди самих единороссов. Впрочем, и вторая по численности фракция — КПРФ — тоже объявила свободное голосование.
С первого взгляда, ничего важного не произошло. Спикером все равно стал член фракции «ЕР», в оппозицию заксобрание не собирается. Андрей Шимкив является генеральным директором
Но избрание «альтернативного» кандидата спикером новосибирского заксобрания с точки зрения развития политической системы событие не менее важное, чем поражение действующего губернатора на выборах в Иркутской области. В Иркутске произошло событие «первый раз из 64». Давайте попытаемся вспомнить, где у нас спикера законодательного собрания избирали вопреки воли исполнительной власти.
В группе поддержки Шимкива оказались не просто влиятельные депутаты, но опытные и искушенные ветераны новосибирской политики. Их открытая поддержка означала, что шансы на победу велики
Бывало так, что губернаторам доставался спикер «в наследство». Иногда новый губернатор и предыдущий спикер уживались. В Красноярском крае Александр Усс работает уже с четвертым губернатором. Бывало, что глава региона «выживал» предыдущего спикера, чтобы привести своего. Так в Иркутской области в апреле этого года пост спикера заксобрания покинула Людмила Берлина (а теперь возвращается в руководство области при новомНо чтобы областные власти ставили на одного кандидата, а депутаты избрали другого — такого не было давно.
Конечно, сказалось стечение определенных обстоятельств. И накопившиеся претензии к Ивану Морозу со стороны коллег по депутатскому корпусу, и ставка на давление и угрозы со стороны политического блока областного правительства и регионального руководства «Единой России», и неадекватная оценка ими расклада сил.
Важна и качественная составляющая «внутрипартийной оппозиции» — в группе поддержки Андрея Шимкива оказались не просто очень влиятельные депутаты, но очень опытные, умные и искушенные ветераны новосибирской политики. Сам факт их открытой поддержки Шимкива означал, что его шансы весьма велики. Такие игроки не станут в открытую делать безнадежные ставки.
Рвется всегда в тонком месте. Сегодня в новосибирском законодательном собрании решался вопрос — будет ли парламент субъектом или объектом, будут ли новосибирские депутаты ЗС депутатами или «кнопочниками», как в былые годы (кстати, этот термин, как говорил депутат трех последних созывов Андрей Жирнов, впервые употребил именно Иван Мороз).
С точки зрения «как должно быть», законодательный орган должен стоять «над» исполнительным. Контролировать, утверждать бюджет, выслушивать отчеты министров и даже выражать недоверие им или губернатору, если того требуют обстоятельства.
В России это выглядит немыслимым, у нас региональные парламенты низведены до уровня отделов администрации. Но если мы говорим о нормальном политическом процессе, о выстраивании институтов — самостоятельность депутатского корпуса является необходимым условием.
Российская региональная бюрократия родом из СССР, в котором все эти советы и парткомы были нужны лишь для того, чтобы «доводить» до «подчиненных» волю руководства
Альтернативным путем могло бы быть развитие институтов политической конкуренции и согласования интересов внутри правящей партии. Образцом тут могла бы служить ЛДПЯ (Но история с выборами спикера новосибирского закособрания показала провал этой линии. Ведь российская региональная бюрократия родом из СССР, в котором все эти советы и парткомы были нужны лишь для того, чтобы «доводить» до «подчиненных» волю руководства. Если бы в новосибирской «Единой России» реально работали институты согласования, она бы сама выдвинула кандидатом в спикеры Андрея Шимкива. И никакой сенсации не случилось бы.
В новосибирском законодательном собрании произошло «перестроение» сил влияния. Вроде те же люди на тех же местах примерно. Но то, что раньше было ширмой, изображавшей «народное представительство» и «вторую власть», вдруг наполнилось содержанием.
Можно сказать, что «депутатской фрондой» двигали их собственные интересы, и все сводится к банальному дележу власти и полномочий. Точно то же самое можно сказать и о «Великой хартии вольностей», которую английские бароны вырвали у Иоанна Безземельного. Их мало волновали вопросы демократии, их волновала собственная власть и вольности.
Но проблема российской демократии состоит в том, что мы так и не научились коллективно защищать свои права против «центра власти». Если даже
И вот новосибирские депутаты — смогли. Это не спонтанное протестное голосование безответственного электората, которому нечего терять, как в Иркутской области. Это политическое действие, явочное возвращение депутатам тех прав, которые у них
Алексей Мазур
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522