«Домой мы не вернемся»: что получили в Новосибирске беженцы из Украины
© Анастасия Кораблёва
За время войны на Украине более 500 тыс. человек бежало с Донбасса в Россию, где некоторых ждали работа и жильё, а некоторых — разочарование. Тайга.инфо выяснила, как беженцы — старики и дети, здоровые и инвалиды — пытаются строить новую жизнь в Новосибирске и забыть о виденных дома ужасах.
Украинские граждане, вынужденныеНаталья Гордиенко с восьмилетним сыном Ильей приехали в Новосибирск из Лисичанска Луганской области 21 августа. Но на чемоданах они уже около года: сначала прибыли в Луганск, затем в Крым,
Наталья забрала Илью из лисичанской школы практически в начале войны. Говорит, учебный день там начинался с гимна Украины, а детей заставляли ходить в вышиванках. «В школах детям говорили, что Украина — это всё, что им нужно признавать, что война — это хорошо, это правильно, — утверждает она. — Я считаю, что это не правильно, ведь дети маленькие, еще плохо понимают происходящее».
Детей из зоны АТО, Одесской, Харьковской, Днепропетровской, Киевской, Запорожской, Херсонской, Львовской областей, переехавших в Новосибирск, сразу же закрепляют за школами. По данным областного минсоцразвития, 1 сентября учиться пошли все прибывшие дети. Учебники им предоставили школы, а на канцелярию и форму собирали неравнодушные люди и благотворительные сообщества, например, «Добрый Новосибирск».
В ближайших планах Натальи — оформить статус беженца и найти работу: «Я еще учусь, окончила четвертый курс, перевелась на дистанционное обучение на юридический факультет МГУ, у себя в городе работала за „спасибо“ в правовом фонде помощи населению. Здесь, конечно, буду стараться найти работу по профессии, но посмотрим, как получится на первых порах. Я и продавцом могу, для меня это не страшно».
Но не у всех новоприбывших из Украины такие же ясные цели. Есть те, кто приехал просто переждать боевые действия, и те, кто относится к вынужденному переезду как к отпуску. «Бывали случаи, когда приезжие требовали номер класса „люкс“ или ленились с поиском работы, пока их не подтолкнешь», — рассказывает ответственная за пункт временного проживания Анастасия Рябченко. Один из них, кандидат наук, пожаловался в администрацию президента Путина на то, что «храпит его сосед по комнате, с потолка сыплется штукатурка, а зарплата, по его меркам, маленькая».
По данным миграционной службы, с начала войны за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации в УМФС по Новосибирской области обратилось 6183 человек, из них 1689 детей. Около тысячи человек уже вернулись в Украину и 393 переехали в Бурятию, Хакасию, ЯНАО, Еврейскую АО, Дагестан, Тверскую, Томскую, Новгородскую, Воронежскую, Челябинскую, Свердловскую, Саратовскую, Липецкую, Тульскую области и Приморский край, потому что в Новосибирске не смогли устроиться на подходящую работу за достойную, по их мнению, зарплату. Некоторым не подошел климат или они решили перебраться поближе к родным и знакомым.
Приехавшим шахтерам практически негде работать — в области нет горнодобывающего и перерабатывающего производства
Приехавшим в регион горнякам и шахтерам практически негде работать — в области практически нет горнодобывающих и перерабатывающих производств, хоть им и предлагают смежные специальности. При этом целый ряд предприятий (завод «Электросигнал», ПВсего с помощью государственных центров занятости населения работу (в основном в оптовой и розничной торговле, строительстве и обрабатывающем производстве) нашли более 2 тыс. человек, то есть почти две трети искавших. К слову о требовательном кандидате наук, которого приводит в пример ответственная за пункт временного проживания Анастасия Рябченко: лишь 576 человек, зарегистрированных в ЦЗН, имеют высшее образование, еще 1310 — среднее профессиональное, но многие не могут подтвердить этого документально: сбегая из дома, они не брали не только теплые вещи, но и дипломы и сертификаты об образовании.
Восьмилетний Илья войну еще не забыл. Он увлеченно рисует
В Новосибирске дети, заслышав салют или пролетающий самолет, первое время тоже пугаются и прячутся в шкафы и под столы. «У нас уходит много времени, чтобы объяснить им, что все хорошо, что это „добрые самолеты“, — говорит Анастасия Рябченко. — Однажды была молодая семья с
Все
Кроме того, облправительство распорядилось выделить более 1,5 млн рублей из регионального бюджета на оказание единовременной материальной помощи в размере 1 тыс. рублей на человека беженцам и людям, получившим временного убежище в России. Такую выплату в 2014 году получили 5 355 человек, в 2015 году — 1 635.
Материально поучаствовать в их судьбе может любой желающий: централизованный пункт сбора и распределения гуманитарной помощи (средств гигиены и одежды) беженцам открыт в Доме ветеранов Новосибирской области. Аналогичную функцию выполняет и содружество благотворительный организаций «Добрый Новосибирск» — туда беженцы в поисках необходимых вещей, бытовой техники, жилья часто пишут сами.
Министерство соцразвития утверждает, что пункты временного размещения оборудованы необходимой бытовой техникой, а люди, живущие там, обеспечены питанием и постельными принадлежностями. Видимо, теплый прием способствует тому, что о возвращении на Украину многие не хотят и думать. «Надо сына поднимать, надо его будущее делать, а у нас в городе будущего нет. Уже. Когда там все закончится, когда все восстановят — неизвестно, — считает Наталья из Лисичанска. — А время идет, Илюша растет.
Она хотела бы перевезти сюда оставшуюся дома семью, но родители «не хотят оставлять родную землю, стоят на том, что прожили там много лет, работали, копили имущество». Хотя переезд самой Натальи они поддержали. «Да, далеко, страшно, но волков бояться — в лес не ходить. Мы постоянно поддерживаем связь, если я связь с ними потеряю, то с ума сойду, — говорит она. — Были моменты, когда в городе были сильные бомбежки, а я разговаривала с мамой по телефону, и на другом конце провода слышала выстрелы, а мама продолжала спокойно говорить: да, мол, стреляют, из
По словам Натальи, «город кишит украинской армией, а на каждом шагу стоят „грады“»: «Раньше спокойно жили без этого, сейчас спокойно живут с этим. Бывало, работаешь в огороде, а сверху летят снаряды. Мама шутит уже: ну летают и летают, что теперь, картошку не копать?! Ложишься спать и не знаешь, проснешься завтра или не проснешься. А то и вообще не спишь: уложишь детей, а сам сидишь всю ночь и ждешь непонятно чего».
Подготовили Полина Захарова, Анастасия Кораблёва и Маргарита Логинова
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522