«И нашли воины Владимира водопровод и перекрыли его»: Новосибирск пережил ораторию о почившем князе
© Кирилл Канин
Члены правительства Новосибирской области посетили ораторию в память о 1000-летии кончины князя Владимира и узнали, что «достаточно принять христианство, чтобы прозреть». Гостям НОВАТа показали своеобразную трактовку «Повести временных лет» на фоне слайд-шоу.
Корреспондента Тайги.инфо не удивило, что в обновленном театре оперы и балета 22 ноября было много представителей РПЦ. Но увидеть двух мужчин в традиционных одеждах буддистов и полный состав новосибирского правительства было неожиданно.У многих священников и монахинь на груди были медали с изображением великого князя Владимира. Но перед началом оратории служители церкви больше говорили о новом интерьере театра, нежели вели теологические диспуты. «Пошли по ярусам гулять», — сказал товарищу священник, снимавший потолок второго этажа на смартфон.
Гости, скорее, общались о мирском, а не обсуждали постановку. Режиссером выступил директор арт-холдинга «Святой мир» Олег Нудненко. Музыку сочинила Ираида Сальникова, уже написавшая ораторию про Сергия Радонежского и Александра Покрышкина, дирижером был Евгений Волынский.
Первыми из представителей власти на спектакль пришли мэр наукограда Кольцово Николай Красников и министр финансов области Виталий Голубенко со спутницей. Корреспондент Тайги.инфо заметил в зале начальника департамента имущества и земельных отношений Романа Шилохвостова (также со спутницей),
Около входа в партер расположились столы с платным алкоголем, минералкой и угощением. Гости пили шампанское, ели мороженое. Около зала с надписью VIP, наличие угощений в котором отследить не удалось, стоял суровый молодой человек в одеянии семинариста и кроссовках.
За пять минут до начала спектакля, который оказался предназначен лицам «старше шести лет», в зале появился мужчина в майке «Святое евангелие в каждый дом». Он не пропускает ни одной Монстрации, на которые приходит с иконами и прикладывает их к головам участников ежегодного карнавала.Действие началось еще до начала оратории. Заиграла торжественная музыка, запел хор, и диктор объявил, что на сцену поднимаются Городецкий и митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Часть зала, заполненного на три четверти, встала, затем поднялись и остальные. Представителей церковной и светской власти зрители слушали на ногах.
Тихон зачитал послание патриарха Кирилла: «За прошедшие с того [Владимира] времени века предпринимались попытки уничтожить православие, посеять раздоры и гражданскую смуту среди наших народов, увлечь людей ложными обещаниями скорого земного счастья и материального благополучия».
«Но, по милости господней, святая Русь доныне в наших сердцах, ибо народы наши по сей день имеют единую веру и церковь, общие святыни и совместную историю, — продолжил митрополит, назвавший юбилей кончины князя „
С Тихоном согласился и новосибирский губернатор. «Думаю, оратория еще раз нам поможет окунуться в исторические корни нашей духовности, нашей государственности. В мире и согласии живут представители более 114 национальностей и религий, и мы храним эти ценности, — уверен Городецкий. — Думаю, сегодняшнее время эти ценности хранения и согласия мира, сбалансированности еще больше подтверждает. Тому геополитическому давлению, которое нельзя сегодня не ощущать, можно противостоять только организованностью, объединенностью всех людей, проживающих в великой, гордой стране России. Я верю, убежден, что сегодняшний театральный вечер поможет нам добавить убежденности в эти ценности, и мы все с вами сделаем, чтобы наша родная Новосибирская область процветала, и будем способствовать процветанию великой России».Однако начало оратории пошло вразрез с тезисами о религиозном и межнациональном единстве. «Закадровый голос», представленный «летописцем Нестором», начал повествование на фоне слайдов с храмовыми фресками и ликами святых с того, что все «племена Руси» были язычниками, при этом относительно положительная характеристика была дана только полянам. Их он назвал просто «язычниками» с «кротким нравом», остальные же — древляне, радимичи, вятичи и северяне — оказались «зверями». Практически дословно цитировался известный текст «Повести временных лет». «[Последние] имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними», — говорил «Нестор».
Потом начался рассказ о княгине Ольге, которая «оставила язычество и возлюбила свет». Особого значения ей режиссер придавать не стал и сразу перескочил на «17 лет после смерти Ольги». Сцена театра окрасилась в
Жертва язычников кричала: «Это не боги — Бог один на небе и земле». На этом самый, пожалуй, яркий эпизод оратории закончился. На сцену поднялся князь Владимир, который вдруг сразу же созвал «своих старцев и бояр» для решения о вероисповедании Руси. Режиссер воспроизвел эпизод «Повести временных лет» о выборе веры, сделав, однако, из Владимира не прагматичного политика и любителя «жен и всякого блуда», а готового православного христианина в белом рубище.«Служба греков лучше, чем у других, — зачитал зрителям „Нестор“. — Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его Ольга». Последние слова, опять же, почти дословная цитата из «Повести временных лет», автор которой, впрочем, не заморачивался объяснением того, зачем Владимир решил завоевать византийскую Корсунь после решения о принятия веры. Но автор оратории захотел объяснить: «Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам и пошел на них войной. (Раздались робкие смешки). Владимир же осадил город. И стали люди изнемогать в городе, и сказал Владимир, если не сдадитесь, простою и три года. И нашли воины Владимира водопровод и перекрыли его, и положились жители на милость его [Владимира]».
Можно было бы и не говорить, что «Корсунь пала», но «закадровый голос» сказал. Затем Владимир, как и в «Повести», отправил послов к «царям Василию и Константину» с предложением взять в жены их сестру Анну, но те «опечалились», ведь «не пристало христианам выдавать жен за язычников». «Я крещусь, ибо люба мне вера ваша и богослужение», — вот всё и решилось.Затем Владимир столкнулся с проблемами со здоровьем. «Слаб глазами стал», — уточнил он. Анна пообещала ему, что он «избавится от недуга», если покрестится, так и случилось после вмешательства корсунского епископа. «Крещение в Корсуни было началом крещения всей Руси. После он в сопровождении дружины двинулся в Киев, впереди несли иконы», — продолжил закадровый «Нестор».
Затем членам новосибирского правительства и другим зрителям сообщили, что Владимир сказал своим «боярам и всем жителям»: «Кто не придет завтра на реку [креститься], будет мне враг». «И говорили жители, если бы не было это желание князя и бояр, не было бы это хорошим», — продолжил «Нестор».
В конце спектакля в оркестровой яме без воды крестили жителей Руси, которых изображала труппа театра. Кадило в руках одного из актеров мерно раскачивалось без остановки.Губернатор назвал спектакль «великолепным». Он заявил, что юбилей преставления князя является «событием международного уровня». «Думаю, эта дата возвращает нас к историческим ценностям, к нашим корням. Это шаг к дальнейшее объединенности людей», — считает глава области.
После спектакля в Первомайском сквере прошел салют «в честь князя Владимира», устроенный РПЦ. Фейерверки запускали из фонтана со статуей маленького медведя в центре парка. Несколько частей снарядов последнего залпа упали рядом с толпой в сквере, искры попали в фонарные столбы.
Фото Кирилла Канина
Текст Ярослава Власова
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522