Эрни Уоттс: «Люди готовы затолкать в голову любой бред из ТВ»

© Виктор Дмитриев. Эрни Уоттс (справа)
Эрни Уоттс: «Люди готовы затолкать в голову любой бред из ТВ»
30 Ноя 2015, 12:00

Первый Siberian Sax Fest, прошедший в Новосибирске в ноябре, завершился выступлением «гуру» саксофона Эрни Уоттса с Владимиром Толкачевым и его Биг-Бэндом. Как они поделили одну сцену, существуют ли рецепты музыкального величия и зачем жить в собственном мире, Уоттс рассказал только Тайге.инфо.

Редакция благодарит за помощь в подготовке интервью Новосибирскую филармонию, а также лично директора студии «Смайл» Эдуарда Шорника.

Тайга.инфо: За неделю до SaxFest вы отметили свое 70-летие. Это было какое-то шумное торжество или просто тихий семейный вечер?

— Мы с женой отправились в чудный отель в Сан-Франциско, а на следующий день поехали в Германию. Это был очень тихий вечер в тихом месте, мы остались в номере, мило посидели, все было прекрасно.

Тайга.инфо: А если бы это все-таки была дикая вечеринка, кого бы вы пригласили играть на ней?

— Кита Джарретта (Keith Jarrett) — это величайший джазовый пианист. Я его слушаю постоянно и действительно очень люблю. Диких танцев бы не было, мы бы просто слушали музыку. Я вообще не особенно дикий человек. Поэтому мне и 70. Вот когда мне было 35… Это было да.

Тайга.инфо: И как же вы тогда веселились?

— В американских барах есть такая штука как дринк-тикеты. Ты приходишь на вечеринку, там выдают талончики на выпивку. Один талончик — одна порция выпивки. Когда мне было 35–36 лет, я пил. Все, чего мне хотелось, это выпить. Тогда я посвятил этому занятию ровно год. Я специально, осознанно так решил: буду пить год и достаточно. Больше я в этом не нуждаюсь. Лимит исчерпан.

Тайга.инфо: Какие еще ключевые решения вам приходилось принимать в жизни столь осознанно?

— Однажды я решил, что обязательно буду величайшим саксофонистом. Я знал, что это большая цель, и я ее достигну. Я стал усиленно учиться и весь свой ум сосредоточил на музыке. Мне было как раз 36 лет. На это повлиял не только алкоголь.

Мне было 13 лет, я слушал Майлза Дейвиса — его альбом Kind of Blue. Я так сильно полюбил эту музыку, что решил учиться играть на саксофоне. Но потом я отвлекся и переключился на другое. Поп-музыка, коммерческая музыка, ТВ, кино — всем этим я занимался, когда мне было 30. Я играл с оркестрами для фильмов, для телевизионных шоу — ну вот это все. И я был несчастен. Пришлось остановиться и вновь сосредоточиться на той музыке, которую я действительно любил.

Я проучился в музыкальном колледже Беркли полтора года, когда Бадди Рич позвал меня присоединиться к его коллективу. Я оставил учебу и поехал на гастроли с Бадди. Мы колесили два года, потом я переехал в Лос-Анджелес.

Имеет значение только то, что в твоем сердце. И я люблю всех кругом и то, что они играют. Люблю, потому что они делают то же самое — играют то, что у них на сердце. Вот что создает величие!

Тайга.инфо: В Новосибирске вы играли вместе с Биг-Бэндом Владимира Толкачева. Он большой перфекционист и в чем-то даже консерватор, раскладывает музыку на формулы и способен ее препарировать, как лягушку. Музыкально, на практике, вы совпали, сыгрались и вообще друг другу очень понравились. Интересно узнать, а как вы совпадаете в «музыкальной математике». Мне показалось, что в этом отношении вы — две противоположности.

— Музыкальная премудрость здесь в том, что мы с Толкачевым находимся на одном уровне и делаем общий материал. То есть с точки зрения музыки, мы на одном поле. Но мы две разные личности. Музыка — это язык. И у каждого музыканта есть свой индивидуальный словарный запас. В музыке действительно очень много математики. Я вижу в ней математические формулы, думаю, и Толкачев видит в музыке духовные вещи. Я понимаю его выбор, уверен, и он понимает мой. Так много путей в музыке! Она настолько огромна и богата. Потому что это всё про то, как ты мыслишь. То, как ты мыслишь, это и есть твоя реальность, то, что ты создаешь. И все эти вещи возможны: музыка и как духовная категория, и как математическая формула.

Тайга.инфо: Тот случай, когда музыка становится ремеслом, — не в плане зарабатывания денег, а когда все настолько отточено, что уже даже и неинтересно, — это здоровое положение вещей, как по-вашему?

— Я считаю, что музыка всегда несет с собой какие-то трудности и испытания. Даже когда человек становится суперисполнителем и вроде как не имеет на своем пути каких-либо сложностей, ему все равно нужно расти. Многие люди очень хороши в том, что они делают. Но они делают только то, что у них хорошо выходит. Они ходят по кругу. Каждый музыкант, который однажды выучился, достиг каких-то вершин, он все так же должен продолжать стараться. Всегда есть вещи, которым можно поучиться. Это зависит только от человека.

Тайга.инфо: Вам самому сейчас какая музыка интересна? Ищите ли вы что-то свежее?

— Я очень много всего слушаю. Того же Кита Джарретта, Jungle Train, Чарли Паркера (Charlie Parker). Да огромное множество!

Но! Однажды в своей жизни ты приходишь в такую точку, когда ты становишься самим собой, слушаешь свое сердце и играешь то, что ты чувствуешь внутри себя. И тебе уже вовсе не важно, что там кто-то думает или играет. Имеет значение только то, что в твоем сердце, и то, что играешь ты. И я люблю всех кругом и то, что они играют. Люблю, потому что они делают то же самое — играют то, что у них на сердце. Вот что создает величие! Именно поэтому Чарли Паркер был великим, именно поэтому все те музыканты, которых я упомянул — великие. Они следуют за своим сердцем.

Тайга.инфо: А если музыка, пусть она даже идет из сердца, плохая?

— Это зависит только от твоего сердца. Повторюсь: то, что ты слышишь, чувствуешь, играешь, зависит от того, как ты мыслишь. И от того, куда ты направлен. Если ты направляешь себя к прекрасным вещам, то прекрасные вещи из тебя и выходят. Если ты движешься в сторону трэша, дряни и отбросов, то они и получатся. Всё в твоем сердце.

Тайга.инфо: А музыканту всегда нужен такой душевный эксгибиционизм? Без него музыки не будет?

— Это исключительно личный выбор. И мы платим за него. Мы платим вообще за все. Ты можешь выбрать недоброе, но если ты это выбрал, будь готов, что то, что ты создал, к тебе вернется. Это называется причинный эффект.
Тайга.инфо: Русские обозначают этот эффект поговоркой «что посеешь, то и пожнешь». Вообще, как я вижу, вам крайне близки гуманистические идеи. Вы можете себя назвать гуманистом?

— Гуманист ли я? Я все-что-угодноист (I am an everythingist). Я доброист (I am a goodist).

Тайга.инфо: Человекоцентрист.

— Я верю в добро и любовь.

Тайга.инфо: Странно, что при этом вы не были хиппи.

— В это время я был с Бадди Ричем. Я был все время в дороге и играл джаз. Я видел хиппи в Сан-Франциско, да много где еще. Но я был вне этого.

Тайга.инфо: Хиппи любили любить, а вы любили джаз. А как складываются ваши отношения с нео-авангардным джазом, например, со свободной импровизацией?

— Я много слушал авангардный джаз. Но это не мой выбор, потому что он не заставляет меня чувствовать себя хорошо. Моя музыкальная философия такая: я хочу, чтобы слушатели от моей музыки чувствовали себя лучше обычного. В этом смысле авангард не работает — для меня. Я допускаю, что многие люди действительно любят эту музыку, она делает их счастливыми. Но для меня она не рассказывает никакой истории.

Тайга.инфо: Есть люди, которые слушают авангард в качестве дани моде на постмодернизм. В наше время модно быть циничным, саркастичным, необычным.

— Вы хотите сказать, модно делать не то, что у тебя действительно в мыслях, а то, что делает тебя крутым и дерзким? Ты спрашиваешь себя: что я должен сделать, чтобы быть принятым другими людьми? Видишь, как люди занимаются какими-то конкретными вещами, и начинаешь делать то же самое. И вот ты принят ими!

Тайга.инфо: Прямо как эпизод вашей карьеры, когда вы обратились к поп-музыке.

— Тогда я очень подходил для этого. Я был достаточно компетентен. И при этом очень молод. Я пробовал играть и играл на флейте-пикколо, просто флейте, кларнете, гобое, на всех видах саксофона. Когда я приехал в Лос-Анджелес, меня позвали записываться в студию. И я сказал: «Окей». И я сыграл для записи. Вы знаете, прям как другие классические поп-музыканты: The Temptations, Марвин Гэй, The Jacksons — ну вот эти все люди той империи звукозаписи (речь идет о Motown Records — первом лейбле звукозаписи, созданным в Детройте в 1959 году афроамериканцем Берри Горди. Лейбл специализировался на продвижении чернокожих исполнителей в мейнстрим мировой поп-музыки и работал по принципу конвейера, отсюда название Motown — Motor Town, буквально — «город моторов» — прим. Тайги.инфо).
Тайга.инфо: А сегодня вы как себя ощущаете — в эпоху постмодернизма?

— Да я живу в своем собственном мире! Он сделан из того, во что я верю. Это манифест моей жизни и в физическом плане. Так работает вселенная. Это идея, точка, которые мы создаем прямо сейчас, в этот момент. Я не читаю газет, не смотрю ТВ. Я тщательно выбираю то, что будет питать мой ум. Люди так осторожны в своем существовании, в своей диете, питании, и при этом готовы столько чуши и бреда затолкать себе в голову. Я очень осторожен в пище для своего ума. Я свободный человек, и у меня есть выбор. Я не жертва вселенной. Я сам создаю свою вселенную.

В этом месте люди всегда готовы вопросить: «Ну, а что насчет мира? Политики? Экономики? Как насчет всех этих ужасных вещей, которые люди делают друг с другом каждый день?» Да, ты можешь быть в курсе всего происходящего, но что ты можешь сделать, если ты сам ничего не меняешь, если ты не можешь помочь, если ты не пытаешься сделать мир лучше? Поставьте ваши прекрасные идеалы не первое место. Так вы, возможно, измените мир. Банально, но вы можете изменить мир тем, как вы предпочитаете смотреть на вещи и менять свое содержание.

Я говорю людям: а что если Земля перестанет существовать, а Солнце спалит Землю? Кто об этом узнает? Тогда мы не должны беспокоиться в любом случае! (Смеется).

Тайга.инфо: А они вам ответят, мол, у вас отсутствует гражданственность.

— Ну и славно. Каждый имеет право на свое мнение. Но я-то гражданин. Никто не может мне сказать, кто я есть и кем я не являюсь. Потому что я-то знаю, кто я есть. Пока я мыслю, я существую, ну вы знаете. Я тот, кто я есть, пока я мыслю. (Смеется). Если б меня тревожило то, что всякий может мне сказать, то скорее всего меня бы просто спутали с кем-то другим. Это что, сделает меня хорошим гражданином? (Смеется).

Я неравнодушен к тому, что я вижу. Я очень неравнодушен к происходящему в экономике, в политике. Я очень неравнодушен по отношению к бездомным людям и вообще всем людям в мире. Я очень восприимчивый и впечатлительный. Когда я смотрю новости, я вовлекаю себя в это. Это настолько вгоняет меня в депрессию, что мне хочется пойти и спрятаться под кровать. Но я сам себе психоаналитик.

Если здравомыслящий человек осуждается безумным, несознательным обществом, может ли он считаться таким же нездравомыслящим, как это общество? Ответ в вопросе.

Когда ты делаешь выбор поверить в какие-то вещи, ты тут же создаешь их. Веришь в добро — увидишь добро. Кругом видишь лишь мрак — мрак и будет

Тайга.инфо: Если говорить о музыке как о тексте, художественном и нехудожественном, то так или иначе каждая композиция рассказывает какую-то историю. Какие истории любите рассказывать вы со своим саксофоном? Нежели только про любовь к миру? Может быть в этих историях найдется место борьбе и трагедии?

— Очень древняя мысль: бог во всем, и всё вокруг есть бог. Музыка — это энергия. Мы все — и люди, и животные — части одной и той же энергии. Когда мы играем музыку, она становится связующей энергией между нашими сердцами. Все приходит из любви — и борьба, и трагедии. Они неотделимы от любви. Всё, куда ни глянь, — все продукт нашего сознания. Все приходит из страха или из любви.

Здесь есть один очень-очень интересный этап для каждого человека — осознать себя частью вселенной. И когда ты уже осознал себя частью вселенской энергии, ты становишься чем-то большим, чем часть этой энергии. Вещи начинают меняться, ты становишься свидетелем мира чудес как подтверждение того, что ты веришь. Собаки, кошки, деревья и все прочее не имеют способности верить, но они все же существуют. Как только ты делаешь выбор поверить в какие-то вещи, ты тут же создаешь их. Веришь в добро — увидишь добро. Кругом видишь лишь мрак — мрак и будет. Все эти вещи здесь — у тебя в голове. Поэтому все бесконечно — и все самое лучшее, и все самое худшее. Нам осталось только сделать выбор.

Тайга.инфо: Какие книги вас потрясли, перевернули ваш мир? Что вы читаете?

— Да, я читаю очень много книг метафизической тематики. Художественную литературу я не читал уже 25 лет. Я постоянно читаю книги Эрнеста Холмса (метафизик, основатель движения «Религиозная Наука» или «Наука Разума» — Тайга.инфо), Алана Уотса (философ, популяризатор восточной философии для западной аудитории — Тайга.инфо), и еще множество классиков-метафизиков и восточных учителей.

Каждую ночь перед сном я читаю. Каждое утро перед тем, как встать с кровати, я читаю. Потому что я должен напитать свой ум прежде, чем напитать свое тело. Вы знаете, у меня есть книга, которую я читаю каждый день. Это моя своего рода медитационная книга, мой якорь. Это The essential Ernest Holmes Джесс Дженнингс. Это антология трудов Холмса, здесь вся суть его концепции. Найдите его книгу The Science of Mind, лучше всего начинать с нее. Каждый раз я как будто знакомлюсь с ней заново. Вообще, в путешествие я всегда беру с собой три книги. Две другие помимо Холмса, это Ram Dass, Polishing the Mirror, и классик-трансцеденталист Ральф Уолдо Эмерсон.

В этих книгах разный набор слов, но все они на самом деле об одних и тех же вещах. Что я для себя четко уяснил, так это то, что когда ты читаешь одно и то же, написанное различными словами и терминами разных авторов, несколько месяцев может не быть никаких открытий, ничего нового, и вдруг — бац! Поэтому я постоянно читаю разных авторов, но об одном и том же. Потому что я хочу знать.

Тайга.инфо: Вы мечтали стать великим саксофонистом, а стали еще и философом.

— Спасибо. Я практиковался. Я стал хорошим саксофонистом, потому что я практиковался. Я стал философом, потому что практикуюсь. Я учусь. Чтобы стать философом, нужно практиковаться столь же усердно, как и для того, чтобы стать музыкантом. Сейчас мы закончим этот разговор, я поднимусь к себе в номер, заберусь в постель и буду читать.

Беседовала Татьяна Ломакина
Фотографии автора (1) и Виктора Дмитриева (2)




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года