Система власти в России. Курс Алексея Мазура
Страна вне классической политологии и без обновления элит, феодальные структуры России и типология на основе кашрута, проверка 14 признаков фашизма и полиархии на руинах СССР. Тайга.инфо начинает публикацию серии авторских лекций руководителя аналитического отдела сайта Алексея Мазура.
Вечером 22 марта в книжном магазине «Плиний старший» на Красном проспекте, 17, в рамках программы Новосибирского открытого университета состоится вторая лекция политолога, обозревателя Тайги.инфо Алексея Мазура об истории становления политической системы России и деградации элиты. Вход свободный.
Накануне выступления Тайга.инфо публикует первую лекцию курса «Устройство системы власти, управления и политики в России. Работа системы, ее взаимодействие с человеком и обществом».
Лекция первая.
Политические системы и проблемы классификации. Несоответствие формальных институтов власти России реальным. Анализ политических и общественных институтов России — партии, выборы, СМИ, общественные организации, федерализм, местное самоуправление.
Часть 1. Политические системы и проблемы классификации существующей политсистемы.
При первом моем преподавательском опыте я столкнулся с необходимостью
Приведу аналогию с биологией. Наиболее раннюю известную нам классификацию животных дает Ветхий завет. Тех животных, которые едят траву и имеют парные копыта, употреблять в пищу можно. Остальных — нельзя. Потом появились деления на классы, отряды, семейства, виды. Потом появилась генетика, которая позволяет строить ветви эволюции.
Современная Россия плохо вписывается в типологию Аристотеля. Монархия ли у нас? Вообще-то нет, но немного и да. Немного тирания, но не совсем
Политология в этом смысле осталась на уровне Ветхого завета. В
Типология Аристотеля весьма хороша для понимания того, что мы не можем судить о качестве политической системы по формальным признакам. Нельзя судить о качестве политической системы, рассматривая лишь следующие вопросы: один человек правит или несколько, есть всеобщее голосование или нет, одна партия или пять.
Также мы видим, что современная Россия плохо вписывается в типологию Аристотеля. Монархия ли у нас?
В средние века политологическая наука сделала дальнейшие шаги. Томас Гоббс развил теорию общественного договора, а Жан Боден ввел понятие суверенитета. Это право определять законы и распоряжаться ресурсами на той или иной территории. Суверенная власть — высшая и постоянная, она гарантирует исполнение законов на данной территории. Первоначально она относилась к праву властителей, позже — перешло к народам и нациям.
Произошло это после того, как народы сумели либо создать инструменты, позволяющие контролировать власть, либо воспользоваться созданными ранее. В России этот этап остался непройденным, в результате суверенитет принадлежит народу только формально, на бумаге.
Шляпентох указал, что в России существует множество признаков феодализма. Это и ЧОПы, и неопределенность с правом собственности, и «неравенство сословий»
К XIX веку политические системы делились условно на монархии, демократии и колониальные режимы. И тоже интересный момент: Британия была с одной стороны монархией, с другой — демократией, а с третьей — крупнейшей колониальной империей. Россия тоже сочетала в себе монархию и колониальную империю, причем элементы колониального управления мы можем наблюдать в самой метрополии. Вплоть до того, что государственная элита и титульный народ разговаривали на разных языках.
Двадцатый век ознаменовался выходом на политическую сцену широких народных масс. Страны со старыми демократическими традициями пережили существенный политический кризис. Например, в Великобритании исчезла с политической сцены партия вигов, а Французская республика так и не вышла из кризиса вплоть до самой войны. В России, Италии, Германии и в ряде других стран возникли тоталитарные режимы.
Впрочем, если бы мы взяли Конституцию СССР сталинских времен, и попытались бы понять политическое устройство только лишь по этой книжке, мы бы увидели, что правителем страны является Калинин, все руководители избираются на широких выборах. И никаких репрессий и ГУЛАГов.
Вторая половина двадцатого века дала нам новую классификацию политических режимов. Это первый, второй и третий миры, разделенные по принципу принадлежности к той или иной идеологии. Первый — страны Запада, второй — страны коммунистического мира, третий — все остальные.
1983 год
После крушения СССР и биполярного мира соответствующая классификация оказалась бессмысленной.
Современная политологическая мысль недолго мучилась с этой проблемой и придумала новую систему классификации:
Западные полиархии
Посткоммунистические режимы
Восточноазиатские режимы
Исламские режимы
Милитаристские режимы
В России — посткоммунистический режим. Вам теперь все стало понятно? Мне — нет.
Но прежде чем углубиться в посткоммунистический режим в его российском исполнении, остановимся на минутку на западной полиархии. Ведь до недавнего времени мы ориентировались именно на Запад, и только сейчас вроде как пошли своей дорогой, но неизвестно, куда именно.
Роберт Даль выделил семь основных институтов полиархии (западной демократии):
• выборные должностные лица,
• свободные и честные выборы,
• всеобщее голосование,
• право претендовать на любой пост,
• свобода слова,
• альтернативные источники информации,
• независимость самоорганизации граждан.
Скажите, какие из этих институтов присутствуют в современной России и в какой мере? Приведу свое мнение. Выборные должностные лица — да, свободные и честные выборы — отчасти, всеобщее голосование — да, право претендовать на любой пост — отчасти (вспомним муниципальный фильтр на выборах губернатора и выдвижение от партий на выборах депутатов), свобода слова — отчасти, альтернативные источники информации — отчасти, независимость самоорганизации граждан — сильно ограничена в политической сфере.
В эссе «Вечный фашизм» итальянский писатель и философ Умберто Эко приводит 14 признаков того, что он называет
• Культ традиции; культурный синкретизм, подразумевающий пренебрежение к противоречиям в содержащих высшую истину древних откровениях (есть)
• Неприятие модернизма, иррационализм. В пример приводится противопоставление «крови и почвы» «дегенеративному искусству» в нацистской Германии (скорее есть)
• Культ «действия ради действия», недоверие к интеллектуальному (скорее есть)
• Неприятие скептицизма: сомнение трактуется как предательство (есть)
• Ксенофобия, расизм (скорее нет)
• Буржуазность, опора на средний класс (скорее нет)
• Национализм; одержимость теориями заговора, культивация чувства нахождения в осаде (скорее есть)
• Враг изображается как крайне мощный, чтобы последователи чувствовали себя униженными, и в то же время достаточно слабый, чтобы его можно было одолеть (скорее есть)
• Жизнь понимается как непрерывная война, а пацифизм — как сотрудничество с врагом (отчасти)
• Элитизм, презрение к слабым (нет)
• Культ героизма и культ смерти (нет)
• Мачизм, сексизм, неприятие нестандартного сексуального поведения (есть)
• «Избирательный популизм»: индивидуумы воспринимаются не иначе как единый монолитный Народ, чью волю выражает верховный лидер. Неприятие парламентаризма (отчасти)
• Использование новояза (нет)
То есть, ситуацию можно охарактеризовать как 50 на 50. Ни на полиархию, ни на фашизм нынешняя политическая система в России явно не тянет. А что же это тогда?
В 2008 году в свет вышла книга известного социолога Владимира Шляпентоха «Современная Россия как феодальное общество». Шляпентох указал на трудности описания существующей политической системы России в имеющейся типологии. И обратил внимание, что в России существует множество признаков феодализма. Это и частные силовые структуры (ЧОПы), и неопределенность с правом собственности, и «неравенство сословий». Шляпентох не объясняет причин возникновения феодольных отношений в современной России, но приводит довольно развернутую и подробную картину их проявлений.
Часть 2
Анализ политических и общественных институтов России — партии, выборы, СМИ, общественные организации, федерализм, местное самоуправление.
Во второй части лекции мы разберем, какие функции должны выполнять те или иные политические и общественные институты («должны» — в смысле, что мы ожидаем от них этого), и какие из них реально выполняются в России.
Ниже под каждым общественным институтом перечислены ожидаемые от него функции и указано, насколько они присутствует в реальной политической системе России.
1. Партии
Функция представительства интересов той или иной части общества (своих избирателей).
Либо отсутствует совсем, либо присутствует незначительно.
Выработка предложений по решению проблем, стоящих перед страной
Практически отсутствует.
Подготовка элиты
Практически отсутствует.
Участие в реальной политической конкуренции
Не всегда, имеется множество примеров «договорных» выборов или неспособности партий выставить своих кандидатов.
2. Выборы
Обновление элит
Очень мало.
Дискуссия о путях развития, предложение избирателям набора вариантов решений
Отсутствует.
Обратная связь для избираемых
В малой степени.
3. СМИ
Объективная информация
В малой степени.
Расследования
В малой степени, на региональном уровне вовсе отсутствует.
Накопление информации (например — оповещение избирателей о
Отсутствует.
4. Общественные организации
Способ проявления активности
Есть.
Общение
Есть.
Выражение и отстаивание коллективного интереса
В отдельных случаях есть, как правило, — нет.
5. Федерализм
Справедливое распределение средств между федеральным центром и регионами
Под сомнением.
Возможность решать проблемы на местах
Сильно ограничено.
Учет региональной специфики
Практически отсутствует.
Возможность применять в разных регионах разные подходы к решению проблем, что позволит выявить наиболее удачные
Отсутствует.
6. Местное самоуправление.
Решение гражданами проблем «шаговой доступности» без лишней бюрократии
Отсутствует.
Контроль за расходом общественных денег со стороны местного сообщества
Не работает.
Текст: Алексей Мазур
Видео: Кирилл Канин