Новосибирцы о репрессиях и сталинизме: За 100 лет ничего не изменилось
© Кирилл Канин
«Расстрелянный ребенок 13 лет Миша Шамонин» — надпись на слайде выставки в Новосибирске. Помимо этого подростка на Бутовском полигоне в 30-е годы были расстреляны 20 760 человек. Более полусотни новосибирцев собрались посреди экспозиции для дискуссии «Репрессированная страна: наследие сталинизма».
В качестве экспертов выступили девять специалистов из разных сферСергей Красильников. В качестве основы сталинских репрессий он назвал дискриминации, связанные с лишением избирательных прав. По словам ученого, появившаяся после принятия первой советской конституции категория «лишенцев» распространялась на все более широкие слои населения, отняв право избирательного голоса у порядка 4 млн граждан. Также, по словам доктора исторических наук, совершенно точно можно говорить о цифре около 13 млн человек, репрессированных во внесудебном порядке. Суммарное же число жертв большого сталинского террора варьируется от 35 до 50 млн.
Два базовых и общих вопроса, заданных слушателями из зала за весь вечер, основывались на одном вопросительном слове: почему. Почему произошли сталинские репрессии? Почему происходит это обсуждение. И если на первый вопрос ответом стал факт нелегитимности власти, то на второй вопрос так или иначе пытался ответить каждый эксперт, подчеркивая в начале своей речи важность и болезненность данной темы. И болезненность эта, по мнению выступающих, связана в первую очередь с реальной угрозой рецидива сталинизма в нынешних
Первый голос из зала (пенсионерка): С какой целью вы сейчас поднимаете этот вопрос? Чего вы вообще хотите и добиваетесь? Что вам нужно?
Ведущий: Прошу вопросы задавать по регламенту.
Первый голос из зала (пенсионерка): Я по регламенту и задаю: с какой целью? Чего вы добиваетесь? Вот вы провели занятие,
Второй голос из зала (пенсионер): От нас чего хотите?
Ведущий: Мы собрались, чтобы пообщаться здесь. И выяснить те моменты, которые являются спорными. Может быть, они будут еще более спорными для нас… а может быть, нет. Следующий наш эксперт. Итальянский гость по Скайпу. Марта Делль’Аста, редактор журнала «Новая Европа», эксперт по истории большого сталинского террора и советского диссидентства.
Марта Делль’Аста попыталась привлечь внимание россиян к тому объективному факту, который становится очевиден при ближайшем рассмотрении советской истории: идеи репрессий, развернувшихся во времена и после правления Сталина, принадлежат Ленину. В том числе, идея антирелигиозной политики. Сталин всего лишь следовал за своим предшественником, страшно увеличив масштаб государственных репрессий. При этом на долю католиков, мусульман, протестантов и православных верующих пришлись тяжелейшие удары, поскольку речь шла о полном уничтожении религий. Марта Делль’Аста привела в пример историю, которую описала в своих мемуарах узница Соловецкого лагеря особого назначения Ольга
Другой голос из зала: Господа [а не товарищи].
Голос из зала (пенсионерка): …вот я на третьем таком событии. Идет та же самая проблема. Рассматривается десталинизация.
Ведущий: Вопрос, пожалуйста.
Голос из зала (пенсионерка; выходит из зала): Вопрос не вопрос. Я скажу.
(Шум в зале.)
Ведущий: У нас экспертная комиссия, и здесь ограниченное количество времени. Потом я предоставлю вам слово, в конце.
Пенсионерка: Хорошо, я буду ждать. Но отсюда не уйду, пока вы мне не дадите сказать слово.Адвокат и публицист Геннадий Шишебаров указал на ментальную запрограммированность нынешних поколений россиян
Сергей Красильников: Сталинизм — это идеократический режим
Геннадий Шишебаров: С 1917 года мы имеем другую форму правления, другой политический режим. И пока что у нас, когда мы отказались от монархии и перешли к этому политическому режиму, получается то, что получается. За эти 100 лет мы имеем пока что отрицательный опыт. Мы его анализируем. У нас нет еще исторических традиций парламентаризма, поэтому этот вопрос для нас болезненный.
Александр Абалаков, КПРФ: Поэтому мы любое насилие оправдываем, но не сталинское, я понял.
Из зала (Абалакову): Вы передергиваете!Дмитрий Холявченко, историк и предприниматель, выступавший пятым из экспертов, затронул проблему экономики: по его мнению, сталинским режимом были сломаны основные экономические саморегулирующие факторы. Экономика стала представлять собой единую систему, в которой любое регулирование прав собственности шло только от государства: вместо рыночной экономики было государственное планирование, вместо частной собственности — в подавляющем большинстве случаев — государственная собственность. Была уничтожена социальная категория людей, которые были независимы от государства в своих экономических связях, взаимоотношениях и целях. По словам эксперта, все усилия российской экономики последние 15 лет — это попытка выхода из новых проблем современного мира некоторыми старыми способами, характерными для мобилизационной экономики.
«Отсюда у нас государственные корпорации, отсюда у нас единственный способ регулирования рынка труда при помощи создания лишних рабочих мест в государственном секторе, — перечислял Холявченко. — Конкуренция выжигается на рынке труда как регулирующий фактор. Сложности с защитой частной собственности. И иные проблемы такого же характера, которые являются очевидными в любой стране, не пережившей [социализм] как единственно возможный способ существования». Политик и общественный деятель Аркадий Янковский высказал свое мнение следом, назвав период правления коммунистов «ужасом», а сталинизм — «квинтэссенцией ужаса». По его мнению,
Генеральный директор сайта Тайги.инфо Александр Баянов говорил о религиозном сознании современного человека. О том, что произошло редуцирование, умаление религиозного чувства как антропологической и онтологической природы человека — всего того, что соотносит каждого смертного с бесконечностью, как минимум с космосом. Умаление этого принципа приводит к тому, что происходит расчеловечивание. И раз человек как бесконечность больше не рассматривается, значит, что уничтожение одного человека другим больше не имеет препятствий.
Психотерапевт и публицист Андрей Гронский предположил, что те люди, которые поддерживают сталинизм, идентифицируют себя не с жертвами, а с другой, карающей, стороной. В Германии произошла денацификация. У нас не произошло десталинизации, и неудивительно, что образ Сталина стал всплывать не как образ палача и убийцы, а как некоего благодетеля. Руслан Асланбеков, партия КПРФ: Нет никакой объективности. Любая система, любая личность имеет как минус, так и плюс. Вот вы так ярко, красочно и необъективно рассказали обо всем плохом, там есть много клеветы, в том числе и в цифрах. Это вопрос дискуссионный еще. Теперь расскажите, пожалуйста, нам о плюсах, о положительной роли Сталина и советской системы.
Модератор: Мы готовили дискуссию в том формате, при котором каждый из экспертов посчитает важным освещение заданной темы в силу своих знаний. Сейчас намеренно искать
Первый голос из зала: А вы готовы своих внуков репрессировать?
Второй голос из зала:
Пенсионерка: Поэтому. Поэтому.
Голос из зала: Скажите, да или нет?
Пенсионерка, отмахиваясь микрофоном: Поэтому. Поэтому. Я считаю, что сейчас хватит мусолить эту тему. Нам сейчас надо думать о том, что хорошее надо взять из прошлого. А почему бы не взять… изумительную… культурную… революцию, которая прошла в СССР?
Из зала: А поэтов за что убили?
Пенсионерка: А почему бы не взять… систему образования, которая была в СССР? Почему бы не взять… допустим… индустриализацию, которая… восстановила быстро после войны…
Из зала: Какой ценой?
Пенсионерка: Без потерь не бывает.
(Шум в зале.)
Дмитрий Северов, специально для Тайги.инфо
Фото Максима Филатова и Кирилла Канина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522