Туркестан накануне погрома: имперская Средняя Азия начала XX века
© Василий Верещагин, 1873 год
Тайга.инфо вместе с Алексеем Прониным и Дмитрием Холявченко продолжает цикл публикаций о «южном подбрюшье» России и его влиянии на жизнь в Сибири. Во второй части авторы описывают пестрое население Средней Азии 100 лет назад и особенности ее управления Российской империей перед восстанием 1916 года.
В преддверииСсылка на первую часть цикла — «Забытый бунт: мысли к
Когда современный россиянин, существующий в своеобразной
Так, ставший в последнее время модной темой для обсуждения русский национализм редко в практической эксплуатации представляет собой стройную и непротиворечивую концепцию. В первую очередь
Еще одна, весьма продуктивная для генерации штампов массового сознания идеологическая призма — это целый комплекс советских идеологических штампов, начиная с во многом химерической картины мира, в которой национальные и религиозные отличия не имеют значения, и заканчивая иллюзорным представлением о том, что лишь классовый характер общества является единственным препятствием для трансцендентного интернационализма. Причем, надо иметь в виду, что показушный советский официозный интернационализм обычно реализовывался в полной мере только в выступлениях национальных ансамблей песни и пляски на празднике урожая. Бытовые проявления национализма во многих случаях не были лишены шовинистической окраски, а национальная и кадровая политика всей советской эпохи до времен застоя на национальных окраинах СССР слишком во многих чертах была идеальным цивилизационным и колонизационным продолжением соответствующей имперской политики начала XX века.
Еще один достаточно широко распространенный комплекс штампов — это иллюзии европейского либерализма, имеющего, как бы это дико не звучало, те же самые просветительские и гуманистические истоки, что и глубинные
В условиях Новосибирска — крупного города со все более увеличивающейся долей иноязычного населения — жить подобными штампами, особенного связанными с отрицанием реальности, со временем станет просто опасно. А в рамках нашей темы вопрос о понимании как особенностей культуры народов Центральной Азии, так и истории этого края в имперский период, становится самым важным и необходимым ключом к разрешению ряда современных проблем, касающихся не только высоких сфер геополитики, но и повседневной жизни сибиряков.
Центральноазиатские владения Российской империи, как и современная Центральная Азия, имели очень сложную структуру населения.
Помимо фарси, в центральноазиатском регионе присутствовали также белуджский язык, языки памирских народов, архаический ягнобский и язык бухарских евреев
Так, тюркские языки и диалекты Центральной Азии относились к четырем разным ветвям тюркских языков — огузской, карлукской, кипчакской и иногда выделяемой из кипчакской алтайской. Как известно взаимопонимание между диалектами разных ветвей, при явном ощущении родственности языков и общих корней, в крайней степени затруднено. Однако следует иметь в виду, что в некоторых случаях диалекты, говоры и наречия в своих контактных зонах образовывали своеобразный диалектный континуум.
Так, исторические наречия, на которых говорят современные узбеки, относятся к трем разным ветвям тюркских языков, имеют разное происхождение и в большинстве случаев имеют гораздо больше сходства с диалектами других тюркских языков, чем между собой.
С другой стороны, существовали официальные языки делопроизводства в существовавших на территории Средней Азии государственных образованиях, выполнявшие функции языка межнационального общения. Одним из таких языков был так называемый среднеазиатский тюрки (чагатайский), имевший и развитую общетюркскую литературную традицию.
Что касается иранского языкового пространства, то в Средней Азии явно преобладали
Из народов других языковых групп и семей в рассматриваемом регионе присутствовали среднеазиатские арабы и в довольно значительном объеме переселившиеся в Семиречье в конце XIX века китаеязычные дунгане.
Среднеазиатские владения можно разделить на два отличающихся региона — Степной край, населенный кочевыми казахами, и Туркестан, где преобладало оседлое население
Быстрые темпы роста численности европейских колонистов только усугубляли имевшиеся в Средней Азии проблемы, которые осложнялись низким качеством управленческих кадров и высоким уровнем коррупции, особенно среди чинов «туземной администрации», как было принято называть нацкадры до революции 1917 года. Среднеазиатские владения Российской империи можно разделить на два существенно отличающихся друг от друга региона — Степной край, который включал в себя степные и полупустынные районы большей части современного Казахстана, населенные кочевыми казахами, и Туркестан, где преобладало оседлое население крупных оазисов с отгонным овцеводством в горных и пустынных районах.С административной точки зрения Степной край не имел единой территории и состоял из четырех областей — Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской, две последние из которых были объединены в Степное
Туркестанское
Крупнейшим городом Туркестана был Ташкент. По переписи 1897 года в нем насчитывалось 155 тыс. человек, из которых европейцев было около 15%. К 1916 году его население превысило четверть миллиона человек, уже четвертая часть которых составляло европейское население. Другие города Сырдарьинской области были небольшими. Лишь население Чимкента (сегодня Шымкент) и
Население города Верного (сегодня Алматы) — важнейшего центра российского продвижения в Туркестан и центра Семиреченского казачества — в 1897 году составляло 23 тысячи, а к началу Первой мировой войны превысило 40 тысяч. Джаркент, Пржевальск (ныне Каракол) и Пишпек (сегодня Бишкек) были раза в два меньше в 1914 году, однако за предыдущие полтора десятилетия их население выросло в два раза. Также следует отметить, что на территории губернии были достаточно крупные русские и украинские села и казачьи станицы. Так, село Беловодское, в котором родился один из авторов данной статьи, было большим русским торговым селом, во многом соперничающим с уездным центром — Пишпеком. В целом по области в 1897 году европейское население составляло около 10% населения, однако в Верном русские и украинцы составляли 64% населения, татары и китайцы более чем по 5%. Крупнейшим азиатским народом Верного были уйгуры — почти 9% населения.
Один из крупнейших культурных и религиозных центров Средней Азии — город Самарканд — по переписи 1897 года насчитывал более 55 тыс. человек. В первую мировую войну по некоторым данным население Самарканда приблизилось к 100 тысячам. Причем надо иметь в виду, что узбеки составляли чуть больше 10% населения города, 2/3 населения Самарканда того времени составляло персоязычное население, он был центром формирования
Коканд был важным экономическим центром Туркестана, а количество банков в нем даже превышало подобный показатель в Ташкенте
Основные города бывшего Кокандского ханства располагались на территории Ферганской области. Население Коканда по переписи 1897 года превышало 80 тысяч человек. В Первую мировую войну население областного центра явно превышало 100 тысяч человек. По переписи 1897 года население Намангана было 62 тыс., Андижана 48 тыс., Маргелана 36 тыс., Оша 34 тыс., Чуста 14 тыс, а население быстрорастущегоВ Закаспийской области крупнейшим был Асхабад (ныне Ашгабат), в котором в 1897 году было почти 20 тыс. человек. Население города росло очень быстро. Важно, что уже к концу XIX века почти 20% населения Асхабадского уезда составляло христианское население.
В Бухарском эмирате крупнейшим городом была столица — Бухара, население которой к 1910 году, скорее всего, приближалось к 150 тыс. человек, что делало ее вторым по величине городом Туркестана. Причем население города стало расти гораздо быстрее после того, как через город в
В Хивинском ханстве единственным значительными городом была сама Хива, население которой в начале XX века достигло 20 тысяч человек.
Система имперского управления Туркестаном представляла собой довольно сложное соединение бюрократических стандартов империи и местных административных традиций и обычаев. Наличие над областным руководством еще и туркестанского
Области делились на уезды, однако уездная администрация, по мнению большинства современников, скорее соответствовала масштабам волостной в Европейской России. На одного чиновника в Средней Азии приходилось 2112 человек при среднем значении по стране — 707, поэтому значительная часть работы уездной администрации ложилась на низших чинов, назначаемых из местного населения. Очень часто в источниках отмечается, что русские чиновники в Туркестане не знали местных языков и обычаев, в том числе связанных с религией и правосудием.
Любые выборы могли в любой момент быть отменены губернатором, что в еще большей степени создавало напряжение в общинах
Уезды в свою очередь были разделены волости, которые в свою очередь состояли из аулов (айылов) или кишлаков (кыштаков). Во главе волостей стояли волостные султаны, а во главе аулов или кишлаков аульные султаны, которые приравнивались к сельским старостам. Своя система самоуправления, имевшая корни в предыдущем периоде, была представлена и в городах. Все вышеуказанные должностные лица выбирались населением или назначались. Однако и выборы, и назначения превращались со временем в аукционы. Все коррупционные расходы на проведение выборов и обеспечение назначения позднее компенсировались взятками и подарками. Но, надо иметь в виду, что любые выборы могли в любой момент быть отменены губернатором, что в еще большей степени создавало напряжение в общинах.Значительными особенностями отличалось текущее судопроизводство. Для местного оседлого населения сохранялся суд кадиев, которые судили по шариату. Для кочевых народов основным судом был суд биев, которые судили по адату (обычаю). Коррумпированность судей, низкий уровень квалификации, страх перед апелляцией в коронный суд и незнание русскими чиновниками местных обычаев, исламского права и языков во многих случаях превращали судебную систему скорее в еще одну сферу напряжения, нежели в сферу снижения противоречий и решения споров.
Надо учитывать, что многие просвещенные русские чиновники выступали за отмену местных судов, но огромным преимуществом с точки зрения имперской администрации данной судебной системы являлся ее бесплатный характер. Кадий или бий просто получал 10% с присуждаемой суммы.
Что касается верховного управления Туркестана, то многие
Текущий 2016 год для Средней Азии — особенный. Совсем немного времени остается до 100 летнего юбилея трагических событий — восстания среднеазиатских народов против российских властей и русских колонистов.
Произошедший летом 1916 года в российском Туркестане бунт историки называли народным восстанием, а современники — русским погромом. Сегодня эти события в независимых государствах Средней Азии зачастую подаются как
Алексей Пронин, кандидат исторических наук, ученый секретарь Музея города Новосибирска;
Дмитрий Холявченко, независимый историк, член Ректората Новосибирского открытого университета (НОУ); специально для Тайги.инфо
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522