«Маленький Советский Союз»: как помогают детям мигрантов выжить в Сибири
Почему ложка — лучший подарок маленькой узбекской девочке, переехавшей в Новосибирск, а требовать выкуп больше 20 тысяч рублей, если вы похитили киргиза у родителей, бесполезно, как общаются с русскими учителями таджикские мамы, не знающие языка — чем живут мигранты в Сибири, узнала Тайга.инфо.
90 тысяч приезжих
Маленькие узбеки, таджики, армяне вперемешку с русскими детьми танцуют под забойную песню из мультсериала «Фиксики»:
Танцуют они в клубе для детей из малообеспеченных семей, он же адаптационный центр для детей мигрантов при «Каритасе» — благотворительной католической организации, несколько зданий которой находятся возле Бугринской рощи в Новосибирске. «Такой интернационал у нас тут, — говорит директор „Каритаса“ Петр Соколов. — Родители шутят: „Маленький Советский Союз“».
Центр работает пять дней в неделю с утра до вечера, он похож одновременно на детский сад и школьную продленку, дети здесь и играют, и едят, и гуляют, и, если нужно, делают домашнее задание, пока родители работают преимущественно продавцами на рынках, уборщицами и охранниками. Некоторые говорят
Таких центров в городе два, оба — «каритосовские», примерно на 60 детей. По словам Соколова, аналогичных клубов в Новосибирске больше нет, и адаптацией детей приезжих к жизни в России никто в городе особенно не занимается. Это при том, что в 2015 году из Средней Азии в Новосибирск прибыло почти 90 тысяч человек (из числа поставленных на миграционный учет граждан, приехавших на заработки — цифры даны по информации МВД), в
«И культурные и религиозные различия, естественно, сказываются в работе, — говорит воспитатель Ольга Пуртова. — У детей в семьях есть традиции, о которых русские не знают. Мы на это смотрим так, что любые новые знания обогащают нас, и мы настраиваем так же детей, что мы узнаем друг друга больше через другую культуру. Национальные праздники мы тоже встречаем вместе. Новруз вот отмечали, родители готовили на всех плов, самсу».
Конечно, это работает и в обратную сторону: в клубе узбекские и таджикские дети не только делятся своими традициями, но и вникают в русскую культуру, жить в которой им предстоит некоторое время. Какое — зависит опять же от того, как устроятся родители.
Первый человек, который начал есть ложкой
«Вообще, у людей, которые приезжают из Азии, ребенок стоит на первом месте. Если просишь родителей
Родители Айчурек три года назад переехали в Новосибирск из киргизского
«Бывает, наш ребенок пошел в городскую школу, и его там садят на заднюю парту, потому что всех раздражает, что он „не такой“»
«Безусловно, наши дети адаптированнее для жизни в России, чем те, кто такие центры не посещают. Но, так или иначе, они сталкиваются с дискриминацией в школе, просто по внешнему виду, — утверждает Соколов. — К сожалению, так бывает, что наш ребенок пошел в
Педагоги не всегда слышат, а мигранты — не всегда понимают. Часто языка не знают не только дети, но и их мамы. Некоторые должны были ходить в школу, когда советские республики уже раздирали вооруженные конфликты, и с учебой у них по понятным причинам не задалось.
«Одна из мам рассказывала, что она во втором классе училась, когда на улице начали стрелять. Их под пулями учительница выводила из школы, и потом ее просто больше в школу не отпустили, у нее два класса образования, — объясняет воспитатель Ольга. — Когда такую маму вызывают в русскую школу, она теряется. Тогда я сама иду выяснять, какие у ребенка проблемы. Реакция у учителей разная бывает.
Причем часто родители из Средней Азии, не получив хорошего образования сами, очень не хотят такой же судьбы для детей, и едут в Россию как раз, чтобы здесь «поставить их на ноги»: «Мы вынуждены были в Новосибирск переехать. И с работой у нас там тяжело стало, заводы, фабрики перестали работать. И детей надо обучать, — говорит Касым, папа Айчурек. — Вернемся ли, не знаю. По профессии я продавец, а здесь охранником работаю, жена — техничкой, и даже так больше зарабатываем, чем в Оше. Надо, чтобы дети школу закончили хорошо и сами себе хлеб нашли. Старшие дети нас
Айчурек домой не просится.
«Недавно одна наша девочка приходит и показывает мне ложку: „У меня сегодня день рожденья, мне родители подарили ложку“, — говорит Соколов, глядя в спину Айчурек, которая уходит от нас кататься с остальными детьми на велосипеде. — Мы что обычно дарим детям? Ноутбуки, телефоны, всякое такое. А ей подарили ложку, и она счастлива. Почему? Потому что дома все едят руками, и она первый человек в семье, который начал есть ложкой, она инкультурируется, она хочет есть, как все дети в клубе едят — ложкой».
«Мы вынуждены были в Новосибирск переехать: и с работой у нас там тяжело стало, и детей надо обучать»
К слову, в регионе принята и действует программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Новосибирской области, на 2015–2020 годы. Как сообщили в
В 2016 году в рамках реализации программы и выделенных средств (8,7 млн рублей) региональные власти обещают провести социсследования состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, разработать и издать этноконфессиональный атлас Новосибирской области, создать серию социально ориентированных видеороликов, направленных на формирование диалога культур и противодействие ксенофобии и экстремизму на этнической и религиозной основе.
Если ребенок заболел — все платно
Получить место в детском саду и школе, по данным новосибирского минобразования, детям мигрантов можно так же, как и российским гражданам. «Прием обучающихся в образовательную организацию относится к компетенции образовательной организации и осуществляется по личному заявлению родителя или законного представителя ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя, либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации», — говорится в ответе регионального министерства образования на запрос Тайги.инфо.
В приеме в школу или садик мигрантам может быть отказано, только если там нет свободных мест. В таком случае чиновники советует родителям «для решения вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию обращаться непосредственно в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования». Но главной сложностью для мигрантов становится не столько место в школе, сколько медосмотр перед ней.
«Самая большая проблема, на мой взгляд — медицинская помощь этим детям, — объясняет Соколов. — Родитель — иностранный гражданин, полис ОМС — не для него, полисы ДМС есть не у всех. Выходит, если ребенок заболел — все платно, начиная от сдачи крови, заканчивая ЭКГ. У многих родителей просто нет денег лечить. Или стоматолог. Ох, попробуйте вылечить зубы
Когда Соколов или его сотрудники пытаются договориться с участковым педиатром о бесплатном приеме для своих подопечных, те охают и ахают, иногда идут навстречу, но говорят: «Вы нас поймите, мы ее примем, она расскажет своим подругам, и завтра у нас будет тут сто человек». «Это нерешаемый
«Если у мамы трое детей, она выбирает, кто в этом году в школу пойдет, а кто нет, потому что у нее не хватает на медкомиссию»
В новосибирском минздраве подтверждают: бесплатно для мигрантов — только скорая при угрожающих жизни состояниях и несчастных случаях. Если у приезжих нет полиса ОМС, то все медицинские обследования — по договору оказания платных услуг. «Не так давно мы собирали средства для мальчика из Узбекистана,
Какой ты тогда мулла?
В июле 2016 года на Хилокском рынке случилась массовая драка с участием, как сообщали очевидцы, 200 человек. Позже полиция заверила, что никакой потасовки не было. Корреспонденты Тайги.инфо, прибывшие на место, застали на рынке разгоряченную толпу торговцев фруктами, которые, собравшись в круг и размахивая руками, обсуждали
Причины конфликта собирались разъяснить 27 июля президент культурной автономии таджиков Новосибирска Минходжидин Каримов и председатель некоммерческого партнерства «Узбекский
«Я несколько раз бывал в мигрантских трущобах и слушал их рассказы, делил с ними хлеб и чай. Ситуация такая, что мы не знаем в 90% того, что там происходит, — говорит об межэтнических конфликтах Соколов. — Там глубокие национальные вопросы, там страшная боязнь русских полицейских. Бывают случаи, когда русские бы наверняка обратились в полицию, когда один угрожает другому, но мигранты говорят, что лучше отдадут последние деньги агрессору, но в полицию не пойдут».
Мигранты тянут в Сибирь конфликты с родины. Отголоски Ошских событий 2010 года, когда киргизы с узбеками сошлись врукопашную, до сих пор звучат и в Новосибирске. Пару лет назад, по словам Соколова, узбеки похитили
«Родители мне сначала говорили: „Поехали с нами, разберемся“. Представляешь, как бы оно выглядело: бледнолицый католик приехал на сходку, человек 125 мусульман говорят про выкуп, а я пытаюсь это все разрулить? — смеется Петр. — Парня держали в лесу в районе Краснообска. Он просто шел с работы, его ударили по голове, забросили в машину, позвонили родителям: „Везите 20 тысяч рублей“. Понимаешь, это очень правильный выкуп,
В итоге в полицию
«Я не исламофоб ни в коем случае, нет. Ислам достоин уважения, это вера многих миллионов людей. Я с удовольствием сижу с мусульманами за дастарханом, у меня много друзей из Средней Азии, — убеждает меня Соколов. — Но когда я встречаю человека, который говорит, что он мулла и работает на стройке, то я спрашиваю, почему он не в мечети, раз мулла? А он отвечает: „Я не хочу светиться перед вашей полицией“. Ну, какой ты тогда мулла? Какого ислама? Какого толка? Почему тебе не светиться, если ты духовный лидер?»
По официальным данным МВД при этом, «доля преступлений, связанных с иностранными гражданами, в общей массе преступлений, совершенных на территории Новосибирской области ничтожна: в 2015 году составляла 1,6%, в 2016 — 1,8%».
«Там своя жизнь, своя субкультура, и наша-то задача хотя бы ребятишек из этой субкультуры вытянуть»
Соколов на это замечает, что в среде мигрантов процветает внутренний рэкет — «
Касым с ним не согласен. На вопрос Соколова о потенциальной «мусульманской угрозе» в России отвечает: «
Китайская стена
Местные власти адаптационный центр для детей мигрантов почти никак не поддерживают. Пару раз в неделю приходят педагоги от Кировской соцзащиты, несколько раз здесь бывали чиновники. «Финансово нам обещали многое, но нынче кризис, денег нету. Раз нету, что сделаешь, — не унывает Соколов. — Поэтому сами стараемся, спонсоры поддерживают, кто молочка даст, кто еще
Однажды он просил денег на работу с мигрантами у одного немца. Тот отказал и объяснил, что не считает политику Германии в отношении приезжих правильной. «Правильно, имея деньги, открывать производства там, чтобы они сюда не ехали, и вкладывать в экономику на месте, а не прикармливать мигрантов здесь», — пересказывает Соколов прагматичного немца и признает, что его мысль отчасти вполне разумна.
«Но мне вложить нечего. Что я могу вложить? При этом у меня за забором появилась куча соседей из Азии. Какие у меня варианты? — спрашивает католик и поляк, десять лет занимающийся социальной работой в Сибири. — Либо я делаю этот забор еще на два метра выше и запускаю по периметру немецких овчарок, либо я делаю калитку, чтобы мы могли общаться. У нас нет выбора, любой большой мегаполис сталкивается с миграцией. Мир поменялся. Мы не сможем огородиться Китайской стеной — не получится».
P.S.: помочь адаптационному центру можно здесь.
Текст: Маргарита Логинова, Петр Маняхин
Фото: Наталья Гредина