Роман Шамолин: Не конец истории
© Питер Брейгель-старший. «Битва поста и масленицы», 1559 год
Роман Шамолин, философ и ректор Новосибирского открытого университета, написал для Тайги.инфо размышление о «природе эпохи». Он спорит с Фукуямой о либеральной демократии как конце истории, рассуждая о «приспособлении» в сознании человека, движении к свободе и феномене дигитальной экзистенции.
Всем, кто размышляет о нашем времени, хорошо известна монография Ф. Фукуямы «Последний человек или конец истории» и его тезис о том, что история закончилась. Данному тезису уже более 30 лет, но так и не появилось еще столь же пропорционально авторитетной работы, его опровергающей. Напротив, все последующие мейнстримные философские дискурсы лишь опирались на него и характеризовали застывшее торжество «настоящего времени» как тотальную систему «гиперреализма» (Ж.Бодрийяр), у которой нетПо версии Фукуямы, история закончилась на нашем времени, и это значит, что для нас более никаких существенных перемен не будет. Да, впереди еще предполагаются многочисленные поправки, апгрейды, модернизации, но все это в пределах уже имеющегося положения вещей, в рамках уже свершившегося и единственно
Если под присутствием истории понимать возможность концептуальных изменений, то, с точки зрения «конца истории» Ф.Фукуямы, все возможные концепты в либеральном проекте уже проявлены и включены в социальный, политический и повседневный ход вещей. Все перспективы изменений или работают на проект, или являют собой рудиментарные формы сопротивления ему. По крайней мере, общественное сознание по большому счету не сталкивается с
Исходя из версии о «конце истории», остается признать, что единственным активным смыслом существования человека оказывается приспособление к настоящему моменту, который представляется «настоящим, растянутым в бесконечность». По сути это адаптация к текущему положению вещей. Разумеется, и в приспособлении есть динамика, есть азарт и риски, есть иерархические уровни и порождаемая ими стимуляция сознания и воли.
Приспособление — это весьма активное состояние человеческого бытия. Но в нем весьма проблематично выйти за пределы границ, которые уже положены человеческой свободе. Собственно, для этой свободы предоставлен лишь один вариант выбора: успех или не успех в освоении того, что дают. А если обобщить, представить в целом то, что сегодня тотальным образом дается человеку, то название этому — кредиты. То есть одолжения, посредством которых человек так же тотальным образом вовлекается в игру, правила которой он не может изменить и выхода из которой он как правило не может увидеть.
Одолжения имеют в первую очередь финансовый характер, но это лишь одна сторона. Следуя логике адаптации, люди должны следовать и за теми мейнстримами политических ценностей, которые способны гарантировать им максимально льготные условия приспособления. Получая кредит безопасности и стабильности, люди должны отдавать свою лояльность
В своей версии конца истории Ф. Фукуяма выразил состояние умов весьма значительной, возможно, преобладающей части человечества, захотевшей покоя, определенности и комфорта. Желание, воспроизводящее основы биологических потребностей: сохранение и приумножение. Цена такого желания — отказ от свободы
«Состояние тела, владеющие им животные инстинкты определяют для человека его чувство жизни. Воззрение на жизнь, в силу которого жизненный путь должен проходить, удовлетворяя животные инстинкты и подчиняясь силам природы, утоляющей голод и жажду, старо, как само человечество. К удовлетворению животных инстинктов присоединяются еще тщеславие общественного положения и честолюбие, что ставит человека в более тесную зависимость от окружающей среды. Структура натурализма остается неизменной: сенсуализм в качестве теории познания, материализм как метафизическое обоснование и двойственное отношение к жизни, стремление к наслаждению и вместе с тем к примирению с всесильным и чуждым мировым порядком».
Безусловно, для каждой эпохи характерна своя «природа», то есть окружающее людей пространство явлений и представлений, в котором они себя обнаруживают и в котором формируются. «Натурализм» современного человека, его приспособление к современной ему «природе», можно определить как натурализм рынка или же производственный натурализм, помня о марксисткой трактовке производства как переходе денег в товар и возврат товара обратно в деньги с количественным увеличением последних. Подчиняясь такой «природе», человек поступает в распоряжение производственных отношений, становится их элементом, и его свобода без особых проблем утрачивается. Это не та очевидная и болезненная утрата, которую
Государство и корпоративный рынок не инвестируют в фундаментальные научные исследования, это не представляет экономического интереса
У Фукуямы высказано представление, которое можно считать основополагающим для концепта «конца истории»: современный либеральный проект являет собой слияние двух свобод: индивида и рынка. Однако для того, кто непосредственно наблюдает и проживает сочетание таких свобод, становится очевидным не их слияние, но весьма жесткий их антагонизм. Как показывает элементарный жизненный опыт, в мире человеческих отношений тотально доминирует рынок. Может ли индивид реализовать себя по своей воле и в соответствии со своим призванием, если рынок, на котором господствуют не индивидуальные, но корпоративные мотивы, выраженные в денежных потоках, контролирует все форматы реализации? К тому же свободным рынок остается лишь в идеальных представлениях; на деле все мейнстримы товарообмена поделены между глобальными корпорациями, которые стремятся в принципе не допускать конкуренции, этой основы свободного предпринимательства. А когда сам рынок — под контролем определенных корпораций или же государства, как мощнейшей и тотальной корпорации, что остается от свободы индивида?Конечно, не исключены варианты, когда свободный мотив и выбор человека может совпадать с мейнстримным запросом; но это совпадение носит несистемный, случайный, иррациональный характер. Как только оно прерывается, индивиду сразу предстает угроза стать маргиналом. Если мысли и действия человека перестают производить нужное количество денег, он оказывается за боротом реальности. Натурализм рынка легко избавляется от неэффективных элементов.
Показательным примером маргинализации целых областей человеческой деятельности может служить ситуация с высшим образованием на российском рынке, который, следуя официальной доктрине, существует в режиме «либеральной экономики». Как очевидно, российский рынок контролируется
Следствием данного подхода явилась проводимая в стране уже несколько лет политика глобальной стандартизации образования (ЕГЭ), бюрократизация и коммерциализация деятельности вузов. И последнее изобретение государственного аппарата — акцентуация вузов на практику неполного высшего образования (бакалавриат). Вывод отсюда вполне закономерный: современный российский рынок не нуждается в мыслящих специалистах, ему нужен обслуживающий рыночные операции персонал, обладающий несколько продвинутым уровнем IQ, для более эффективной адаптации к непредсказуемому нерву экономики. В результате по всем регионам страны можно наблюдать, как люди с дипломами физиков, психологов, филологов и инженеров массово пополняют ряды бесконечной офисной армии. Перспектива одна — или встраивайся в систему, принимай, что дают и давай, что требуют, или оставайся фриком. Такое положение вещей напоминает воплощение рекомендации, которую старый отшельник давал Заратустре: не давай им ничего, лучше возьми у них
* * *
В пространстве современного производственного натурализма направление человеческого труда определяется ведущими компаниями, корпорациями, государством, но только не самим человеком. Следуя представлениям классика марксизма, труд, этот главный способ самораскрытия человека, превращается в условиях корпоративного капитала в силу отчуждения человека от свободы, от игры творческих сил. И если Маркс говорил прежде всего о труде рабочего, то в наши дни это отчуждение равным образом охватывает деятельность представителей и бизнес-класса, и творческих интеллектуальных элит. Современное понятие «креативный класс» выражает не творческие поиски свободных умов, а повседневную работу над исполнением корпоративных заказов в сферах по преимуществу информационной и управленческой индустрии. Не капитал выступает материализованным выражением человеческой воли, как это было, например, в протестантской Америке XIX века,- но человек является теперь заложником и носителем движений капитала. К тому же часто, если не в большинстве случаев, — такое положение зависимости рассматривается людьми как естественное и единственно возможное. Индивид явно проигрывает рынку в авторитете.
Все политические и социальные изменения, которые проводит корпоративная власть и которые она преподносит как динамику общественного развития, ориентированы на то, чтобы эта власть и ее реальный контроль над обществом и человеком возрастали. Чтобы не оставалось места несанкционированным линиям поведения. Еще один пример из области реформ образования, проводимых российским государством в настоящее время. Нормативных отчетностей в образовательном процессе создано такое количество, какого не было и во времена расцвета советской бюрократии эпохи «застоя». Это сравнимо с возникновением тромбов, препятствующих свободному и естественному течению крови по организму. Это не только не улучшает качество образовательной практики, но напротив, сворачивает все ее креативные потенции, переводит ее на исполнительный автоматизм. За данными реформами не стоит никакой идеологии, никакой теоретической мысли. Но этого здесь и не предполагалось. Достигается другая цель: контроль со стороны российской государственной корпорации, вернее, формальная его видимость, возрастает однозначно.
Фукуяма пишет о поколениях «людей без груди». Они поглощены практикой приспособления к трендам государства. Называют это толерантностью и почитают ее главным достоинством своего общежития
Подчиняя своим имиджевым и производственным целям реализацию общественных форм и индивидов, корпоративный капитал создает впечатление, что подчиняет историю. Вернее, устраняет историю, полагая на месте исторической, трансформативной воли, навыки приспособления к настоящему и неизменному положению вещей. По крайней мере, таковы его претензии, которые по сей день успешно воплощались в жизнь. Откажется ли этот капитал от своих претензий, чтобы дать условия для возможности полноценно реализовать себя выработанным вОтсутствие противоречий в системе современного либерального проекта можно признать лишь в том случае, если отказать человеку в свободе. Но поскольку проект создавался на основании субъективного своеволия людей и провозгласил своеволие своей ведущей идеологической ценностью, то настоящее положение вещей весьма далеко уклонилось от этих оснований. Сам автор трактата о «конце истории» тоже не испытывает особой эйфории от сделанных выводов и увиденных перспектив. Фукуяма пишет о поколениях «людей без груди», о «последних людях» (по аналогии с метафорой Ф. Ницше), которые не желают ничего большего, чем стабильно воспроизводить повседневность и озабочены лишь потребностями и страхами своего тела. Они поглощены практикой приспособления к трендам государства и корпораций, к движению денежных потоков, друг к другу. Они называют это толерантностью и почитают ее главным достоинством своего общежития. И выражается это достоинство в том, что среди ценностей и идей «последний человек» ни чему не отдает предпочтений; ни что одно не принимает сильнее, чем все остальное. Он принципиально нейтрален к проявлениям духа и единственное, что
«Людям демократического общества становится особенно трудно принимать всерьез вопросы общественной жизни, имеющие истинное моральное содержание. Мораль требует различать лучшее и худшее, добро и зло, а это видимым образом нарушает демократический принцип толерантности. По этой причине последний человек более всего начинает заботиться о собственном здоровье и безопасности, поскольку здесь нет противоречий».
* * *
Важно помнить, что проект либеральной демократии есть порождение западной культуры, где в свое время возникли и укрепились идеи как свободы индивида, так и свободы рынка, в качестве образующих ценностей. Оттуда идет трансляция этих ценностей и в иные культурные пространства, весьма успешная в силу разных причин, но, как представляется, главным образом за счет своих убедительных претензий на универсальное, общечеловеческое значение. Ни в одной точке мира здравый человек не станет опровергать тезисы о притягательности личной свободы и актуальности рыночных связей. Хотя своеобразие культурных пространств накладывает на эти тезисы свою печать в виде
Однако главный сбой либерального проекта происходит не на границах его трансляций, а внутри него самого, в самой его образующей матрице. С одной стороны, есть представление западной культуры о человеке как о существе свободном, неопределенном, неуживчивым с реальностью и в соответствии с этим склонным к развитию своих талантов. С другой стороны, есть концепция свободного рынка, где реализуются все нюансы производственных отношений. Но как демонстрирует историческая практика, одно с другим как раз и не уживается, не возникает положительный и перспективный баланс.
Характерный пример такого
Предел, на котором западная культура должна будет выбирать одно из двух: или сила денег, или свобода человеческой воли, которая в принципе не вмещается ни в какое производство
Экономически обоснованная свобода выводит на сцену активныйПредел, на котором западная культура должна будет выбирать одно из двух: или «сила денег» с исходящими из нее законами производственных отношений, или свобода человеческой воли, которая в принципе не вмещается ни в какое производство. Одно должно подчиниться другому, а все разговоры о разумном компромиссе, о принципе дополнительности, лишь камуфлируют тот факт, что одно из двух доминирует. Собственно, концепт Фукуямы о либеральном проекте, в котором противоречия разрешаются, пример такого камуфляжа. До сих пор наиболее расхожим вариантом практического соотношения между свободой и «силой денег» была однозначная доминация последней. И здесь скорее можно говорить о торжестве потребительского, а не либерального проекта, в соответствии с введенным Ж.Бодрийяром понятием «общества потребления». Однако если признавать, что либеральный проект действительно существует как основное экзистенциальное задание западной культуры, со времен ее еще античного прошлого, то замена свободы на цивилизованное потребление не только не является конечной его точкой, но и противоречит его предполагаемой «сущности».
Следует признать, что либеральный проект не завершен и более того, сейчас он должен находиться в фазе критического
Предполагает ли возрождение исторических процессов возможный отказ от проекта либеральной демократии? История непредсказуема. Однако проект этот есть не временная историческая вариация, а итог поступательного движения мысли и воли от античности, через Средние века и Новое время. Движение к тезису о свободе человека. Вряд ли возможно обозначить более достойную и глобальную цель. Но в отличие от
* * *
В своем уже современном эссе «Будущее истории» Ф. Фукуяма и сам говорит о вероятности сущностного кризиса либеральной идеологии в ее нынешнем понимании. Пафос отождествления либерализма с технологической эволюцией актуализировался не только в разрастании цифрового пространства со всеми его возможностями, но и в «суровой реальности деиндустриализации», когда миллионы рабочих мест оказываются уже не востребованы и вытеснение человеческого фактора из мира производства продолжает набирать обороты.
Возникает феномен, который можно обозначить как цифровая или дигитальная экзистенция, где человеческий фактор распределен главным образом между ролями оператора и пользователя. Такой формат либерализма напрямую связан с дегуманизацией не только производства, но и существования. Даже в отношении к идее свободы: ее субъектом, носителем здесь оказывается не человек, а технологический девайс, к возможностям которого индивиды все больше привязывают представление о своем свободном выборе.
Движение к свободе — это всегда война с препятствиями. Для каждой эпохи препятствия имеют свою уникальную форму, выступая как стихийные бедствия, нашествия чужих племен, террор вождей, кризисы производства. Однако есть и то, что во все времена свободный индивид воспринимал как свой главный вызов, это принцип тотальности, который может раскрываться во множестве видов, но суть его в том, чтобы подчинять индивидуальности
Корпорация — это
Роман Шамолин, специально для Тайги.инфо
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522