Эксперты о рынке недвижимости в Новосибирске: «Развиваться будут только компании с комплексной застройкой»
В редакции Тайги.инфо прошла дискуссия по теме «Доступное жилье: ожидания, реальность и перспективы». Эксперты обсудили перспективы рынка жилой недвижимости в сегментах «эконом» и «эконом-минус», проблемы квартальной застройки на окраинах и назвали сегменты, спрос на которые не упадет.
В разговоре приняли участие независимый аналитик рынка недвижимости Сергей Николаев, директор агентства недвижимости «Республика» Дмитрий Холявченко, генеральный директор СРО А «Строительное региональное партнерство» Максим Федорченко. Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур вел дискуссию. Публикуем выдержки из нее.
Тайга.инфо: Много говорится о доступном жилье. Есть некоторое представление о том, что люди должны иметь возможность его приобрести, люди со средним достатком (может быть даже немножко ниже, чем средний), должны иметь возможность улучшать свои жилищные условия. Но в реальности мы видим другую картину. У нас дорогая ипотека и предложение дешевого жилья в рамках так называемой комплексной застройки в отдаленных районах города. Вопрос нашей дискуссии: каковы перспективы такого жилья, что можно сделать для улучшения жизни в таких районах, имеет ли это жилье долгосрочную перспективу? Как будет развиваться этот рынок доступного жилья?
Николаев: Есть два основных показателя, которые определяют развитие рынка. Это спрос и предложение. Что касается предложения, то еще десять лет назад в Новосибирской области был дефицит некоторых строительных материалов. Например, мы завозили кирпич из Кемерово, облицовочного кирпича вообще никакого не было. А сегодня в Новосибирске не хватает только, может быть, производства собственного стекла. Все остальное из строительных материалов производится, и производится в избытке. Поэтому сегодня строительная индустрия может предложить рынку ровно столько, сколько он сможет поглотить.
Более того, пик строительства у нас пришелся на 2015 год. Когда в Новосибирске больше одного квадратного метра на человека было построено, ну и в целом область была по стране на седьмом месте. Новосибирск был на четвертом месте среди городов. Если не считать Москву и
Что касается спроса, то продажи у нас падают, скажем так, наверное, третий год. Пик пришелся на 2014 год. Соответственно, сейчас, в 2016 году, мы откатились
Соответственно, это отразилось на всех остальных показателях.
Тайга.инфо: Сокращение почти в два раза.
Николаев: Да. Застройщики у нас не начинают очертя голову новые проекты, а пытаются построить ровно столько, сколько рынок может проглотить, скажем так. И соотношение сдачи нового жилья и продаж — в 2014 мы продали гораздо больше, чем построили. А в
Тайга.инфо: А сколько тех, что не проданы?
Николаев: В продаже по ДДУ около 16 тыс. квартир. Ну ситуация такая, что количество непроданных квартир в сданных домах я могу отследить через наличие квартир от застройщика в сданных домах. Сегодня есть квартиры от застройщика в 76 сданных домах. А в начале года было на 30% меньше.
Тайга.инфо: Процент этих квартир определить невозможно?
Николаев: Можем прикидывать, что у нас там 8–12 тыс. квартир в сданных домах оказались не проданными. Причем есть такие застройщики, как «Энергомонтаж», которые всегда так работали. Они продавали практически готовое жилье всегда, и у них всегда это было. И получается, что спрос падает. Цены на новостройки не меняются практически, средняя цена — в пределе 57 тыс. за квадратный метр, сейчас чуть меньше. Но это за счет ипотеки с государственной поддержкой. А на «вторичку» у нас цены уже на протяжении двух лет снижаются. И общее падение составило, наверное, 15% уже. Соответственно, все спекулянты или инвесторы, можно их
Спекулянты ушли, остались люди, которые покупают квартиры для сдачи в аренду, чтобы сохранить деньги, и люди, которые берут квартиру для себя. У нас поменялась структура покупок
А раз спекулянты уходят, меняются критерии для покупки жилья. Квартиры для жизни, для спекуляции и для сдачи в аренду выбираются по совсем разным критериям. Для спекуляции выбирается маленькая квартира, недорогая.
Раз спекулянты ушли, остались люди, которые покупают квартиры для сдачи в аренду, для того чтобы сохранить деньги, и люди, которые покупают квартиру для себя. У нас поменялась структура покупок. Если у нас сегодня 64% всего строящегося жилья — это «однешки» и студии, то в спросе они составляют 30–35%. И более того, люди, которые покупали эти маленькие «однешки» для спекуляции, сейчас выставляют их на рынок. Если человек хочет купить квартиру, ему сейчас не обязательно покупать у застройщика, он может у спекулянтов купить еще дешевле, чем у застройщика.
Тайга.инфо: На рынке студий избыток предложения?
Николаев: Да. А строительная отрасль инерционна, и во многих старых проектах, которые сдадутся через год или через два, которые закладывались год назад, там тоже количество студий очень большое. А вот новые дома, например, у
Тайга.инфо: А какие застройщики на это отреагировали?
Николаев: Все. Все застройщики, которые не хотят разориться. У нас же сегодня не дикий рынок. Любой застройщик может посмотреть аналитику, вплоть до продаж Росреестра.
Тайга.инфо: Мы сейчас обсуждаем судьбу квартальной застройки: Плющихинский жилмассив,
Николаев: Они тоже идут за рынком. Взять, допустим, Дивногорский — это хорошие, добротные кирпичные дома нормальных планировок, с большими дворами. Единственное, что сейчас появился новый тренд: люди предпочитают, чтобы была большая кухня и маленькая комната, и называется это не однокомнатная квартира, а двухкомнатная
Холявченко: Там у студий стандартная площадь — 34–39 кв. м. Это студии совсем другого формата, они большие — не 20–25 кв. м. Переизбыток, скорее, относится к сегменту студий около 20 кв. м. Жилье большей площади воспринимается уже практически как полноценная квартира, и на нее спрос не будет падать, потому что с ней можно
Тайга.инфо: Я так понимаю, вывод такой: если жилье
Николаев: Ну, это сейчас. Вдруг в город приедет большое количество людей, и снова возникнет спрос на маленькие студии? Это сейчас рынок выглядит таким образом.
Федорченко: Я часто читаю обсуждения независимых аналитиков, это все здорово, что у нас есть аналитики. На мой взгляд, это привело к тому, что у нас тематика градостроительства очень сильно мифологизирована. Очень много мифов вокруг этого, которые постоянно обсуждаются. И сейчас один из мифов — это то, что злые застройщики строят студии, которые никому не нужны, нужно развернуть их в правильном направлении, чтобы они строили «двушки» и «трешки». На самом деле, застройщики всегда стояли лицом к рынку исключительно, единственная идея застройщика — это быстрее построить жилье и продать. Точно такая же идея у спекулянтов, потому что ему точно так же нужно продать жилье. Если спекулянт покупает студию — значит, студия более востребована. И странно говорить спекулянту: «Не покупай студии, покупай „двушку“. Ты ее лучше продашь».
Тайга.инфо: Ну вот Сергей сказал, что спекулянты сейчас продают студии, а не покупают. Значит это не мифология, а некоторые реалии рынка.
Федорченко: Ну и слава богу, продают студии, покупают «двушки». Это вполне возможно. Это из серии: зачем вы едите хлеб, если можно есть пирожные? У людей нет денег на пирожные. Рынок покупает то, что востребовано. Молодым людям нужны студии. Не нужны будут студии — слава богу.
Тайга.инфо: Хорошо, простой вопрос. Мы видели, что был повышенный спрос на студии, и их построили много. Теперь он пониженный — их продают. А если еще понизится — люди вообще не захотят жить в этих студиях. Что будет с этими домами?
Федорченко: Можно студии объединить, пожалуйста. В любом монолитном доме можно легко объединить две квартиры в одну.
Николаев: Эмоциональное отношение к вопросу связано только с тем, что эти студии массово покупали не те люди, которые собирались в них жить, а инвесторы. Причем, это были чуть ли не портфельные инвесторы, и когда спрос для перепродажи снизился, у них это вызвало недовольство.
Федорченко: Мне было бы очень интересно сейчас послушать не аналитиков, а, например, пришел бы инвестор и сказал: «Вот я набрал студий, а теперь не могу продать ни одной».
Холявченко: Уверяю вас, таких очень много, как директор агентства недвижимости говорю.
Вместо строительства поликлиник можно повысить транспортную доступность микрорайонов, чтобы люди могли попасть в те места, где эта инфраструктура есть, без временных затрат
Тайга.инфо: Есть важная тема, что существенное влияние на стоимость жилья оказывает наличие или отсутствие инфраструктуры. Наверное, это сказывается на рыночной стоимости жилья?
Николаев: Естественно, если в перспективе туда будет протянуто метро через три года, если это будет точно известно, то даже сама новость об изменении инфраструктуры повышает цену. Вот пример. Построили мост между Выборной и Кирова, и цены на Выборной резко выросли, потому что район из суперотдаленного превратился в район средней отдаленности.
Тайга.инфо: А теперь по поводу социальной инфраструктуры. А кто должен ее создавать?
Николаев: Не застройщик.
Федорченко: Тут тоже простая идея. Вот человек живет в одном месте и покупает в другом, переезжает из одной квартиры в другую. Здесь он пользовался детским садиком, переехал туда — начинает там пользоваться детским садиком. Ему говорят: нет, ты туда переезжаешь, значит, ты построй там садик за свой счет. Ведь застройщик может строить только за счет дольщиков. Потребность в
Тайга.инфо: Здесь просто упадет спрос на садик, а там увеличится.
Федорченко: Естественно.
Тайга.инфо: Если бы он продолжал ходить в этот же садик, то никаких проблем бы и не было, но он же хочет водить ребенка в садик, который рядом с домом.
Холявченко: С садиками проще, со школами и с поликлиниками хуже.
Николаев: Со школами — да. Построили Плющихинский жилмассив в миллион квадратных метров, даже чуть больше, соответственно, все жители записаны к узким специалистам, которые
В любом случае, сегодня и транспортная составляющая, и социальная инфраструктура значительно отстает от темпов строительства. Давайте так, в Новосибирске за девять месяцев 2016 года введено 2,12 млн кв. м. 3% из этого —медицинские, промышленные, сельскохозяйственные и образовательные учреждения, все остальное — жилье и коммерческие помещения.
Тайга.инфо: Получается, что жилье строится в опережающем темпе, а социальная инфраструктура не поспевает. Но в перспективе она же появится?
Федорченко: А за чей счет?
Тайга.инфо: За счет муниципалитета.
Холявченко: За счет чего она еще может возникать? За счет жителей.
Тайга.инфо: Но есть другой вариант — повысить транспортную доступность этих микрорайонов, чтобы люди могли попасть в те места, где эта инфраструктура есть, без существенных временных затрат.
Николаев: Разумный путь решения проблемы, конечно.
Тайга.инфо: Ну, наверное, более дешевый и более эффективный.
Федорченко: Мы этого не знаем. Он, возможно, более дешевый, но он тупиковый.
Тайга.инфо: Почему? В любом случае, город становится городом, когда его части имеют транспортные связи между собой.
Федорченко: Он тупиковый, если мы не будем строить социальную инфраструктуру.
Холявченко: Если туда строить новые дороги или расширять действующие — он тупиковый. Если попробовать оптимизировать систему общественного транспорта, он не до конца тупиковый, хотя это все равно временное решение. Смягчить негатив от застройки массивами без социальной инфраструктуры этот путь поможет.
Тайга.инфо: Представим, что мы — муниципалитет, и у нас есть 10 млрд рублей. Мы на эти деньги можем построить
Холявченко: Да хотя бы выделенная линия общественного транспорта.
Тайга.инфо: Люди смогут добраться, хоть в тоже переполненные, но в уже существующие школы, больницы, поликлиники и так далее. В первую очередь это обеспечит кровоток, во вторую — искусственное дыхание, и так далее. Понятно, что если были наделаны ошибки в градостроительной политике…
Федорченко: Я про ошибки градостроительной политики не согласен.
Николаев: Давайте просто. Если взять общую ситуацию, то сейчас в Новосибирске строится 490 объектов. 300 из них — это полные окраины. 100 из них — это отдаленные районы. 25 — это центр. 60 — дома, приближенные к центру. Поэтому, хотим мы или не хотим, нужно решать вопросы отдаленных районов. И у нас есть совершенно разные результаты.
Например, Чистая слобода построила два садика, строится школа, запустили трамваи. (На Плющихинском жилмассиве построено три детских сада — прим. Тайги.инфо). Первое, для мамы с двумя детьми, которая не работает, проще водить ребенка в садик, если он будет во дворе. С садиками вопрос почти решен. С магазинами у нас вообще нигде проблем нет. Сейчас школу [на Чистой слободе] построят — это вопрос будет решен. Что касается транспортной проблемы, то запустили трамвай — пусть он сейчас и ходит без особой координации. И второе, они запускают автобус, который будет ходить по кругу и заходить на остановку электрички. Получается, они решат таким образом транспортную проблему, для тех кто работает.
Возьмем, жилмассивы Снегири и Родники. Там школы есть, построили детские сады, причем взяли брошенные детсады, я все это дело фотографировал. Садики, которые стояли там по 10 лет, вот их достроили. И сейчас рассматривается вопрос продления Красного проспекта до этой территории. Свой кусок «Энергомонтаж» построил. И вопрос в людях, которые этим занимались — и [Иван] Сидоренко с Родниками, и [Кирилл] Покровский с Чистой слободой. А [мэр] Анатолий Локоть вообще чуть ли не имиджмейкер сегодня Чистой Слободы. То он там трамваи запускает, то школы запускает. Получается, у людей был
Если экономическая ситуация будет ухудшаться, цены на «вторичке» упадут так низко, что «хрущевки» на окраине сравняются со стоимостью однокомнатной квартиры под самоотделку
Тайга.инфо: Мы сейчас обсуждаем ситуацию со стороны условной мэрии. Строящиеся микрорайоны вызывают давление на социальную инфраструктуру. Что с этим делать? Давайте обсудим сторону покупателя.
Холявченко: Например у него 1,2 млн рублей.
Николаев: Да. Человек приходит и говорит: у меня есть только 1,2.
Холявченко: Стандартный человек из северных городов Казахстана, из Павлодара,
Николаев: Либо небольшую студию в Стрижах. 20 квадратов.
Тайга.инфо: Даже с точки зрения весомого покупателя, покупать
Николаев: Смотря что. Студии — нет. Полноценные однокомнатные, которые больше 40 квадратов — да.
Холявченко: Которую можно купить, а потом продать.
Тайга.инфо: Можно я мысль закончу? В Плющихинском сейчас недостаточно школ, поликлиник и плохо с транспортом, но так или иначе муниципалитет эти проблемы должен будет решать. Скажем так.
Николаев: Недавно объявили, что будут тянуть линию метро.
Холявченко: Если мы говорим про Плющихинский, то он пользуется спросом и будет пользоваться. Потому что он — сравнительно не отдаленный, есть гораздо более дальние. Поэтому там и цена упала в среднем меньше других районов города с такой же удаленностью, что интересно. И «вторичка», которая там есть, она до сих пор пользуется спросом, несмотря на то, что в аналогичных районах спрос упал настолько, что цены надо ронять еще больше, чтобы можно было из «вторички»
Тайга.инфо: А что будет со спросом?
Николаев: Сначала пройдет вымывание настроенного уже. Это будет 1,5 года, а что будет за 1,5 года…
Холявченко: Это конечно. Краткий кризис перепроизводства.
Николаев: Ну, краткий в историческом смысле. 1,5–2 года. Когда те проекты, которые были начаты, заканчиваются. Инерция заканчивается. Ну сокращение же видите.
Тайга.инфо: Как вы думаете, после того, как всё вымоется, рынок придет к равновесному состоянию. Какие сегменты вырастут, какие упадут? Где сохранится спрос?
Николаев: С учетом того, что денег у людей немного, будет расти чистый «эконом». В
С точки зрения класса «эконом», он будет быстрее развиваться. И высоким спрос будет на площадках, которые развиваются комплексно. Допустим,
Поэтому будет развиваться в сегменте
Холявченко: Я согласен, за одним исключением. Если общая экономическая ситуация в стране будет ухудшаться, то цены на «вторичке» упадут настолько низко, что «хрущевки» на окраине сравняются со стоимостью той же однокомнатной квартиры от «Дискуса» под самоотделку. Сейчас крайние этажи «хрущевок»
Тайга.инфо: Ну этот вариант — вообще коллапс для строительной отрасли. Если «вторичка» упадет ниже, чем самые дешевые новостройки.
Федорченко: Этого никогда не будет.
Подготовил Алексей Мазур