Новосибирские тарифы существенно ниже среднероссийских — власти
14 декабря прошел брифинг, на котором руководитель департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров рассказал о причинах повышения тарифов в Новосибирске на 15%.
В брифинге также приняли участие Владимир Булычев, генеральный директор УК «СПАС-ДОМ» — в качестве члена общественного совета при департаменте по тарифам, и Галина Протасова, генеральный директор
В своем выступлении Гарей Асмодьяров долго и подробно рассказывал о цифрах, которые легли в основу повышения тарифов. Предыдущие два года рост тарифов сдерживался, в результате чего возникла «недорегулированность» — рост расходов ресурсоснабжающих компаний не компенсировался соответствующим ростом тарифов.
Еще в апреле «СИБЭКО» обратилось в департамент по тарифам с обоснованием необходимости повышения тарифов на тепловую энергию на 2017 год. Энергетики предложили повысить тариф на тепло во втором полугодии сразу на 64%. Однако департамент по тарифам существенно «урезал» поданную заявку, согласовав 14,9% повышения с 1 июля 2017 года. С 1 января 2017 рост тарифов составит 0%.
При этом департамент учел рост цент на энергоресурсы, увеличение платежей за экологию, увеличение размера операционных расходов. Цифры этих увеличений колебались от 2% до 7%.
Но основным фактором роста тарифа, как для «СИБЭКО», так и для «Горводоканала», оказалось сокращение потребления тепла (и воды) населением. Как объяснил журналистам Владимир Булычев, установка счетчиков в домах и квартирах привела к существенному изменению поведения потребителей: «Теперь люди понимают, что у них из крана не вода льется, а деньги». В домах, оснащенных счетчиками на 100%, потребление воды упало до 40%-50%.
Также «СИБЭКО» теперь уже не пытается топить по максимуму осенью и весной, так как потребители сами снижают объем потребляемого тепла и «впихнуть» его им уже не получается. Но хотя затраты на производство тепла и воды снижаются при сокращении потребления, остаются постоянными расходы на работников и на содержание сетей.
По словам Гарея Асмодьярова, именно это «снижение полезного отпуска» внесло основной вклад в рост тарифа «СИБЭКО»: «Только это, даже если бы мы больше ничего не трогали, составляет 10,4%». То же самое с тарифом «Горводоканал» — он только от недополученной выручки увеличился более чем на 10%.
Компенсировать такой недополученный доход с помощью тарифа заставляет федеральное законодательство.
Но далеко не во всем департамент по тарифам оказался готов следовать нормативным актам. В частности, в тариф что «СибЭКО», что «Горводоканал» не была включена предпринимательская прибыль в размере 5%. Размер этой прибыли для «СибЭКО» составляет 330 млн рублей. «Подчеркиваю, что указанная расчетная предпринимательская прибыль должна быть включена в соответствии с постановлением правительства РФ № 1055, которое вышло 3 октября 2015, эта предпринимательская прибыль должна быть учтена органом регулирования в 2016 году, и в 2017 году. Еще раз — годовая сумма составляет 330 миллионов рублей. Указанная цифра департаментом не включена ни на
Гарей Асмодьяров заявил, что и департамент по тарифам, и общественный совет при нем, будут внимательно следить за тем, чтобы деньги, полученные ресурсоснабжающими организациями от повышения тарифа (в случае «СИБЭКО» это около 600 млн рублей) действительно пошли на обновление сетей, и призвал журналистов принять участие в таком контроле.
Также он обратил внимание прессы на тот факт, что несмотря на повышение на 15% тарифы на тепло и воду в Новосибирске остаются одними из самых низких в городах как Сибири, так и России в целом. Средняя цена гигакалории (единица измерения тепла — прим. Тайга.инфо) в России в 2016 году составила 1839 рублей, в то время как у «СИБЭКО» на данный момент она составляет 1184 рубля, а после планируемого повышения — 1361 рубль. Это меньше, чем в Томске, Омске, Самаре, Воронеже, Хабаровске и Липецке.
Отвечая на вопрос журналистов, Гарей Асмодьяров заявил, что столь резкое повышение тарифов в 2018 году не планируется — «это разовое мероприятие».
Галина Протасова подтвердила, что износ сетей является крайне высоким — 70% «по факту» и 90% — по бухгалтерской отчетности, что ведет к постоянно растущим расходам на ремонт и ликвидацию аварий. На вопрос — почему «СИБЭКО» не ремонтирует сети из своей прибыли (за 2015 год был получен миллиард прибыли — прим. Тайги.инфо) Гарей Асмодьяров привел пример с предприятием, которое одновременно производит колбасу и носки: «Если у вас на колбасе прибыль 300%, это не значит, что вы должны раздавать носки даром». Свою прибыль «СИБЭКО» зарабатывает продажей электроэнергии на оптовом рынке, что не имеет отношения к тепловым сетям. Владимир Булычев заметил, что налоговая инспекция не одобрит, если прибыль, заработанная на одной деятельности, будет пущена на покрытие убытков от другой.