«Зоозащитник — это не сумасшедшая женщина с тысячью кошек»

© Ксения Пешкова
«Зоозащитник — это не сумасшедшая женщина с тысячью кошек»
13 Янв 2017, 04:30

Варварское истребление бездомных собак не спасет Новосибирск от бродячих стай, нападающих на детей. Решит проблему только учет и стерилизация, но власти этого не слышат. Каким будет мрачное будущее города, если мэрия и простые люди всерьез не осознают ответственность за домашних животных, которые десятками теряются каждый день и умирают от жестокости отловщиков и живодеров? Интервью руководителя благотворительного фонда «Варежка» и совладелицы котокафе Murchim Анна Стародуб Тайге.инфо.

Котики и девочки

Тайга.инфо: Новосибирская зоозащита в основной своей массе выглядит пугающе это бесконечные посты в соцсетях с мольбами взять кошечку или собачку вперемешку с сообщениями о жестоком обращении с животными, никакой системной работы и много истерики. Ваши ярмарки-раздачи животных «Варежка» на этом фоне выгодно выделяются и подходом, и сдержанностью.

Все так. Когда мы только начинали ездить в приюты и убираться там, одной из наших целей было дать понять обществу, что зоозащитник это не сумасшедшая женщина с тысячью кошек, у которой нет ни мужчины, ни детей, ни работы, а молодые и активные люди, у которых в жизни все прекрасно и которые считают, что есть кто-то более слабый и кто без поддержки не справится.

Со временем это нашло отклик, люди стали относиться к нам и к нашей идее с доверием и большей адекватностью. Мы избегаем скандалов и шумихи, потому что они не приносят результата. Сейчас мы регистрируем благотворительный фонд «Варежка», пять лет шли к этому, работая на базе приюта «Защити животных», а потом решили, что проще воспитать новую команду, чем перевоспитывать людей старой закалки. Наше принципиальное решение не строить свой приют, мы не хотим зарастать животными на своем попечении. А то в январе пишешь себе план на год с кучей крутых проектов, в том числе по работе с законодательной базой, в итоге руки до этого не доходят никогда, потому что ты бесконечно таскаешься по клиникам и спасаешь собак. Фонд будет работать как просветительская организация, которая борется за права животных, чтобы людей эта тема волновала постоянно, а не только в контексте «хабаровских живодерок».

Тайга.инфо: При этом вы все равно постоянно висите на телефоне, спасаете кошек, и конца этому не видно.

Конца не видно, хотя бы потому, что и наш бизнес тайм-кафе Murchim связан с котиками. Нам их и отсюда периодически приходится возить в клиники. Но я и без ветеринарного образования имею представление, что делают с животным: тупо высасывают из тебя деньги или реально лечат. Котокафе тоже социальное дело, все местные коты попали к нам так же с улиц, некоторые нуждаются в лечении, многие в пожизненном. От этого никуда не уйдешь.

Но работу и в кафе, и в фонде хочется выстроить таким образом, чтобы у каждого в команде были свои обязанности. И, конечно, благотворительный фонд хочется вывести на уровень зарплат. К этому дико относятся. Когда я заявлю, что люди в нашей благотворительной организации официально получают зарплату, на нас выльют тонну дерьма, потому что «ты же волонтер, ты же должен заниматься этим по зову души».

Тайга.инфо: Разве не всем понятно, что люди, хорошо делающие свою работу, особенно в благотворительности, должны получать за нее деньги?

Нет. Сейчас в силу того, что мы открыли котокафе, нас постоянно приглашают на какие-то форумы как социальных предпринимателей. Мы дважды бывали и третий раз не пойдем, потому что вообще не подходим под определение социального предпринимательства в России. Нас воспринимают как девочек, которые решили поиграться. Котики и девочки мимими. Нет понимания, что это серьезное дело. Вроде как, если хочешь собачек спасать, то и спасай, а деньги за это получать это перебор. Но если у человека отлично получается в благотворительности, зачем он должен разрываться между ней и работой, если она может быть его работой? Да, можно спасать мир и получать за это зарплату, я считаю, что это правильно. Если за это не получать зарплату, то за что тогда?

«Центр по проблемам домашних животным» как проблема

Тайга.инфо: Как вообще животные появляются на улицах городов? И кто ими занимается в Новосибирске, как устроен учет, отлов, какие еще опции существуют?

Устроено все абсолютно совдеповским способом за исключением, слава богу, отстрела. По большому счету, есть организация, «Новосибирский центр по проблемам домашних животных», у которой в уставе прописано, что она должна заниматься государственной регистрацией животных, отстраивать площадки для выгула, заниматься отловом диких особей и их стерилизацией, утилизацией, если животное больное или опасное. И на это с каждым годом выделяется все больше миллионов, по факту же это две-три бригады, которые выезжают по звонку горожан. Сами они не ездят и не мониторят, хотя по Октябрьскому району можно бесконечно ездить и отлавливать собак тоннами. Но нет же, по стройкам ездят зоозащитники, ловят и стерилизуют сук, чтобы они хотя бы не плодились. Когда запрашиваешь статистику у Центра, там не прописано, какие собаки утилизированы они все у них проходят как больные и опасные. Из ста собак девяносто больные? Представляете, что бы было в городе, если бы это действительно было так? Короче, они не пишут: «Сука, 2 года; кобель, 3 года». У них все просто: голова. А из десяти голов девять щенки или потеряшки.

Один раз я присутствовала на собрании в департаменте ЖКХ, это же их зона ответственности (наверное, под эгидой чистоты на улицах). И это был просто цирк, они несли такой бред. Если бы у меня были такие бюджеты, как у них, мои волонтеры стучались бы в каждую дверь и говорили бы: «Здравствуйте, у вас есть собачка? А она стерилизована? А привита? А какашки вы за ней убираете?»

А они просто талдычат об обязательной государственной регистрации животных. А зачем она, спрашивается, нужна? Она нужна в том случае, если животное потерялось, его нашли, и по этой регистрации его должны вернуть хозяину либо обязать его содержать это животное в приюте и оплачивать расходы. А иначе зачем она нужна вообще? Сейчас эта обязательная регистрация настолько необязательная, что никто о ней не знает. Вот вы знаете, что нужно кота регистрировать?

Тайга.инфо: Нет.

Никто не знает. А вообще-то у нас в городе обязательно нужно регистрировать свое домашнее животное. Чтобы это сделать, нужно притащиться на Гусинобродское шоссе, они присвоят номер, запишут в паспорт, но при этом даже не чипируют. А нужна регистрация и чип, чтобы за животное хоть кто-то нес ответственность: покусало оно кого-то виноват хозяин, выкинул его будь добр, плати за содержание в приюте. Если животное не стерилизовано, значит, ты его плодишь, а щенят продаешь плати налог.

Чипирование и стерилизация вот что обязательно должно быть. Иначе доходит до ужаса и абсурда. Соседям друг на друга наплевать до того момента, пока моча по стенам не начинает течь и оказывается, что у бабушки сверху 38 кошек (это абсолютно реальная история). У нас в котокафе их 13 (они кастрированы, стерилизованы, не плодятся и не орут), и мне кажется, что куда уж больше.

Тайга.инфо: Погодите, как вообще возникают эти 38 кошек в квартире у бабушки?

Когда-то подобрала троих, никого не стерилизовала, они плодились и плодились, а соседи ничего, кроме как ходить и гундеть, делать не стали. «Вот бабка сумасшедшая» Ну, вы помогите этой бабке. Нет, они, правда, бывают двинутые, но, как правило, это просто старушка лет 80, которая не понимает, что с котами делать. И пока адекватные люди об этой ситуации не узнали, у соседей не возникало мысли помочь. Соседи просто хотят, чтобы бабка и эти 38 кошек исчезли. Даже если бы это было гуманно, они не понимают, сколько стоит усыпить 38 кошек. А усыпить одно животное в клинике сегодня стоит порядка 1000 рублей.

Все любят только ныть, никто не хочет ничего делать. Понятно, близкие понимающие люди не позвонят мне со словами: «Аня, тут валяется собака, приди и забери». Но если звонит какой-нибудь однокашник, с которым мы сто лет не виделись, я сразу понимаю, что ему нужно. Обычно объясняю, что могу помочь только советом, и приходится выслушивать сотни проклятий: «Сдохни, как эта собака на помойке!», «Да чтоб тебя так же машина сбила!», «Только деньги собирать умеете!».

Тайга.инфо: Как мило.

Когда занимаешься этим пять лет, и десять раз на дню тебя посылают, потому что ты не сорвался и не приехал забрать у женщины котят, которых родила ее же собственная кошка, то начинаешь к людям относиться иначе. Немного скептически. В 70% случаев я права, но если я слышу, что человек настроен на диалог, то объясняю, что мы живем не в Америке, у нас нет людей в форме, которые приезжают на машине с мигалками, да и мне некуда забрать животное. Я такой же человек, но если вы хотите помочь, то я расскажу, как. Расскажу, как сэкономить, как найти передержку. Но если вы не готовы ничего сделать самостоятельно, я, к сожалению, ничем не помогу, а от вашей жалости животному легче не станет, просто идите мимо.

После такого кто-то начинает благодарить, что бывает крайне редко, и тогда я готова в лепешку разбиться, чтобы помочь человеку разобраться в ситуации. Мы всегда готовы взять на фонд оплату клиники, потому что если ты нашел собаку с раскуроченными бедрами, то операция стоит тысяч 3040 рублей, и не у всех такие деньги есть, а даже если есть, не каждый готов пожертвовать своим отпуском ради дворняги. Но нам правда некуда их забирать, у всех и так дома по 34 животных, есть порог адекватности, и нельзя его переходить. Да и самим хочется есть, нормально выглядеть, чтобы соседи не думали, что дома у тебя хлев.

Собаки в крови и школьники с телефонами

Тайга.инфо: Все-таки вернемся к тому, как в городе появляются бродячие стаи. От чего популяция растет?

Очень много выкинутых и убежавших животных. Есть во «ВКонтакте» группа «Потеряшки», я захожу туда, только когда нахожу животное, чтобы посмотреть, есть ли сообщение о потере, там их в день выкладываются десятки. Находят породистых, привязанных, каких угодно. Люди выкидывают их пачками и теряют пачками. Какие чипы, владельцы на собак даже адресники не надевают!

У нас нет культуры содержания домашних животных. Человек почему-то думает, что уж его-то кошка никогда не спрыгнет с балкона, что его собака никогда не убежит. А нестерилизованной собаке в течке вообще на тебя наплевать, она увидела кобеля и рванула, а кобели тем более бегут за любой свадьбой. И потом люди месяцами ищут своих животных, которые пополняют популяцию бездомных. И бедные домашние животные, оказавшиеся на улице, абсолютно не приспособлены к такой жизни, лезут к людям, чем их пугают, особенно крупные. Если домашняя собака убегает в дождь, то она через пару часов уже выглядит как бездомная, вызывается отлов, откуда вы ее уже не вытащите. А если ее не отловили, и не стерилизованная сука прибивается к стае, то через полгода мы имеем не одну собаку, а двенадцать.

Тайга.инфо: За пять лет, пока вы этим занимаетесь, бездомных животных в городе стало больше или меньше, и от чего это зависит?

Официальной статистики не ведется. В разных отчетах количество варьируется от 4 до 40 тысяч, посчитать их очень сложно, есть же еще куча животных на самовыгуле. Это тоже моя любимая тема: выпускают собак одних погулять, естественно, без намордника, и тогда от них шарахаются люди и вызывают отлов. А выпускать в наморднике это отправлять на верную смерть. На Степной так случилось: бездомная стая напала на домашнего пса в наморднике, который не мог защищаться, его просто разодрали, он сидел кишками наружу, пока хозяин не спустился. В частный сектор вывозят животных и выкидывают почему-то считают, что там всем нужны собаки, но там они уже у всех есть!

Нет, я понимаю, что тема зоозащиты задолбала уже всех, кроме властей, до которых невозможно достучаться.

Тайга.инфо: Есть в вашем представлении картина супермрачного будущего, если не появится системный подход к решению этой проблемы?

Если до государства не дойдет, что с животных начинается любое воспитание, мы придем опять к отстрелу, вот и все. Их и сейчас уже травят, и никого это не смущает. Я говорю про догхантеров, хотя в некоторых городах есть такого рода травля, проплаченная администрациями. Когда [Анатолий] Локоть только пришел в мэрию, мы собирались к нему, готовили презентацию, и как раз там было две подборки: одна про позитивное будущее, вторая наше настоящее и негативный сценарий, если ничего не менять.

В качестве положительного примера работы мы рассказывали о наших субботниках, ярмарках «Варежка», где всегда куча детей, про наши уроки добра. Мы же очень много занимаемся воспитанием подрастающего поколения. Наш волонтерский костяк это люди от 15 до 25 лет, такой возраст, когда либо ерундой страдаешь, либо во что-то хорошее затягиваешься.

Для негативного сценария я искала картинки в интернете, так вот их куча: собаки в кровище и школьники с телефонами вокруг, тачки, которые тащат за собой собак. И фото всегда сделаны обычными людьми, на глазах которых это происходит. Люди не тащат животных в свой подвал, а раскурочивают их, где хотят, и оставляют подыхать. Это недалекое будущее, поверьте, если ничего не делать.

Тайга.инфо: Но есть же статья УК о жестоком обращении с животными. Она совсем не работает?

Люди отказываются писать заявление, когда понимают, что им придется в этом участвовать. От поста в фейсбуке про искалеченную собаку ничего не изменится, надо идти и лично писать заявление в полицию на живодеров. Но на деле мало кто готов заявить в полицию.

Тайга.инфо: Каких федеральных или региональных механизмов и законов не хватает, чтобы развивалась культура содержания домашних животных?

Все можно решать на региональном уровне. Собственно, у нас по городу и принято положение о содержании домашних животных, в котором прописаны права и обязанности хозяев, но оно не работает. Точно так же, как ст. 245 УК РФ «О жестоком обращении с животными» статья-то есть, а приводов по ней нет. В Новосибирске довели до логического завершения только дело Зевса, где мужик избил неагрессивную собаку железной трубой, но там свидетелей два дома, охранник, который вытаскивал собаку из мусорки, видеозапись, в общем, хорошая доказательная база. Чуваку в итоге выписали штраф.

Тайга.инфо: Представьте участкового, у которого изнасилование, убийство и грабеж, а тут собачку побили, и сколько он сил приложит, чтобы этим не заниматься, как будет отговаривать от заявления...

Но это такая же их статистика, тоже раскрываемость. Вот, например, я занималась делом, когда собаку скинули с четвертого этажа. Там участковый сказал, что дело будет, только если найдется конкретный человек, который скажет: «Я видел, как хозяин скинул собаку с балкона». Жители дома написали коллективное заявление от дома, что соседи видели, как мужик над псом все время издевается, запирает на балконе, обливает на морозе водой, но в итоге потенциальная свидетельница сказала: «Я пила на балконе чай, видела их на другом балконе, на секунду отвернулась, а собака летит». Ей надо было ответить: «Да, я видела, что этот урод выкинул собаку», но она не захотела идти на суд. Естественно, никакого дела не завели. До участкового я так больше и не дозвонилась. Собаку из клиники в итоге забрала я, она жила в приюте, а недавно мы ее пристроили: позвонил мужчина, сказал, что ему нужна активная собака, чтобы гулять, зимой на рыбалку, вот это все. А собака после падения вышла из клиники на всех четырех лапах абсолютно целая, так что это был его вариант.

Кафе с котиками, в котором не пахнет котиками

Тайга.инфо: И как в этой суматохе пришла идея котокафе?

Просто в последний год я работала на трех работах, чтобы позволить себе заниматься благотворительностью, а потом поняла, что я не ломовая лошадь и больше так жить не могу. Идея своего бизнеса зрела очень давно, я чувствовала, что я хороший управленец и организатор, что могу развиваться в этом направлении. Наконец, мы поняли со Светой моим партнером что хотим котокафе. Есть вещи, в которых Света профессионал, а есть штуки, в которых я понимаю больше. И хотелось именно что-то на пересечении бизнеса и зоозащиты. Я и к приюту не относилась как к хождению с протянутой рукой, считала, что приют должен зарабатывать свои бабки, поэтому мы заморачивались на мероприятие, брендирование, краудфандинг на «Планете», сувенирка, ведение социальных сетей, чтобы людям было приятно давать деньги.

И в котокафе мы так же подошли к делу, чтобы человек не из жалости приходил, а потому что здесь прикольно. Гости, которые были в других котокафе в других городах, говорили, что там грязно и пахнет. И я понимаю, что часто такие тайм-кафе открывают обычные волонтеры, не ко всему готовые. Когда работаешь с животными, никогда не знаешь, чего ждать. Но это наши проблемы как организаторов, людей это никак не должно касаться. У нас тут в розетку воткнут специальный гормон счастья, который заставляет кошек чувствовать себя спокойными и счастливыми, плюс у нас столько всяких антисептиков и перебивателей запаха! Я дома никогда такой чистюлей не была! Скоро планируем открывать второе котокафе, когда я окончательно пойму, что мы в состоянии, и будем продвигать его как франшизу по России.

Тайга.инфо: Так Murchim коммерчески успешным предприятием оказалось?

Да, мы окупились за первые четыре месяца. Большую часть вложенных денег потратили на ремонт. Сейчас я понимаю, что все можно было сделать быстрее и дешевле.

Тайга.инфо: И как будет распределяться доход на зарплаты, благотворительность, развитие?

Пока я подсчитываю. Как выглядит бизнес у мужика: он делает дело, у него не получается, он наступает себе на глотку, снова делает, решает, просчитывает, и вот у него начинает получаться, и вот получается. Как бизнес делает девочка: вот она начинает, бабочки, единороги, дело сделано! И я реально понимаю, что какой бы я суровой ни была, в каких-то моментах у нас все так и было: вау, у нас есть деньги отдать долг, заплатить аренду, нанять сотрудников, ничего себе! Мы сами не ожидали успеха, но сейчас мы правда на самоокупаемости, у нас полный штат сотрудников с нормальной зарплатой, есть планы на второе кафе и развитие сети.

Тайга.инфо: Как дальше планируете взаимодействовать с властью и обществом?

Как я сказала, законы все давно есть, но надо способствовать их исполнению, воспитывать людей. Мы можем объединиться с властями, у нас есть люди, у города ресурсы, мы можем ходить по квартирам и проводить переписи, чтобы была статистика домашних животных, мы можем бесконечно проводить уроки добра в школах. Дать нам какой-нибудь пробный район и сравнить по итогу, кто лучше работает, мы или Центр по проблемам домашних животных. Если не дадите нам бюджета, дайте просто добро на эту работу. Мы хотели бы вырасти до организации, чье экспертное мнение было бы весомым.

Беседовала Маргарита Логинова
Фото: Вера Сальницкая, Илья Молотов, Ксения Пешкова





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2025
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года