Мировой центр изучения пресной воды: Бурятия обходит Иркутск
Между учеными и чиновниками двух байкальских регионов – Иркутской области и Бурятии – развернулась заочная полемика о мировом центре изучения и сохранения пресной воды. Создать его предложил глава Бурятии Вячеслав Наговицын; в Иркутске же считают, что такой центр уже давно функционирует в этом регионе – речь о Лимнологическом институте СО РАН.
Инициатива властей Бурятии по созданию «мирового центра изучения и сохранения пресной воды» остается в центре внимания региональных властей. И со дня на день будет представлена властям федеральным. В декабре 2016 года Вячеслав Наговицын дал поручение «проработать вопрос и внести предложения по созданию мирового центра», 20 января он заявил о намерении представить концепцию проекта президенту РФ Владимиру Путину.
Описывая проект своим подчиненным из республиканского министерства природных ресурсов и минпромторга, Наговицын продемонстрировал стратегический замысел глобального масштаба: в институт, по его мнению, нужно привлечь ученых со всего мира, которые занимаются изучением воды профессионально. «Такой институт, с привлечением мирового уровня ученых, позволит также сохранить экосистему озера Байкал», – заявил Наговицын. В целом эта инициатива вписывается в политику главы, в 2016 году активно взявшего на вооружение тему сохранения Байкала – от монгольских ГЭС, от загрязнения и тому подобного.
Однако предложение создать подобный научный центр мирового уровня с нуля, да еще и в Улан-Удэ, вызвало закономерное удивление и недоумение на западном берегу Байкала, в Иркутской области. Директор НИИ биологии Иркутского государственного университета профессор Максим Тимофеев оценил стремление Наговицына «генерировать непрерывный информационный фон в Год экологии». Но при этом ученый справедливо указал, что поддержание и сохранение уникальной чистоты озера Байкал обеспечивается не столько усилиями чиновников, сколько уникальной экосистемой самого озера и механизмами его самоочищения, за счет особенностей физико-химического и гидрологического режима вод Байкала. Изучением как самой экосистемы озера, так и механизмов его самоочистки уже десятилетиями и на очень серьезном международном уровне занимаются ученые Лимнологического института СО РАН. «Именно ЛИН СО РАН – и есть уже состоявшийся и признанный «Мировой центр изучения и сохранения пресной воды». Как же можно это игнорировать? Зачем и кому нужны новые и малопонятные структуры?», – отметил Максим Тимофеев в фейсбуке.
Лимнологический институт СО РАН является преемником организованной в 1928 году Байкальской лимнологической станции. Это было первое научное учреждение Академии наук в Сибири. 20 января 1961 года постановлением Президиума АН СССР станция была реорганизована в ЛИН СО АН СССР. Основные научные направления деятельности института: «Лимнология: механизмы образования, биоразнообразие, эволюция озерных систем»; «Современное состояние и прогноз развития водоемов и водотоков суши»; «Живые системы: комплексное исследование гидробионтов методами классической и молекулярной биологии и смежных наук». В Институте сейчас работает 342 человека, в том числе один академик; 14 докторов наук; 111 кандидатов наук; 6 профессоров; 8 доцентов.
Судя по активному участию в подготовке проекта экс-члена Совета Федерации РФ от правительства Бурятии, академика Арнольда Тулохонова, власти Бурятии будут предлагать создание «мирового центра изучения и сохранения пресной воды» на базе Байкальского института рационального природопользования СО РАН. Институт был создан в 1991 году и в 2001-2013 годы им руководил именно Тулохонов. Основные направления фундаментальных исследований: «проблемы природопользования: взаимодействие природных и социально-экономических систем», «химические элементы и соединения в природных и искусственных средах», «создание новых материалов и ресурсосберегающих, экологобезопасных технологий; химические аспекты рационального природопользования». Собственно, о том, что базой для «мирового центра» может стать именно БИП, заявлял и Наговицын. А после недавней отставки Тулохонова из СФ РФ глава Бурятии обсуждал с академиком его роль в создании этой структуры.
Академик Арнольд Тулохонов в недавнем интервью программе «Актуальная тема» на телеканале «Первое альтернативное телевидение» признал наличие конкуренции с Иркутской областью в плане проведения научных конференций. Но в то же время высказал уверенность в наличии у Бурятии принципиальных преимуществ – приграничное положение, одинаковое расстояние до крайней западной и крайней восточной границы страны, международные связи. Академик оценил высказывания Максима Тимофеева как «абсолютно узкий научный подход» и постарался акцентировать внимание на уже проведенных им переговорах с коллегами. «Действительно, толщей воды Байкала занимается Лимнологический институт, и никто в этот вопрос лезть не будет. Сегодня в России Байкал, в Монголии – Хубсугул, в Армении – Севан, это кладезь природных богатств. Не ресурсов! Их нужно изучать и сделать так, чтобы они стали факторами экономического роста», – сказал Тулохонов.
«Сегодня никто не думает, что байкальская вода будет стоить больше, чем бензин, но и это только один подход. А мировой центр пресной воды должен решать три задачи: первая – изучение, вторая – сохранение, третья – использование. В том числе коммерческое эколого-безопасное использование Байкала», – добавил академик.
Впрочем, с его заявлением явно мог бы поспорить экс-директор ЛИН СО РАН, академик Михаил Грачев, имеющий собственный взгляд и на развитие туризма на Байкале, и на пути сохранения озера для будущих поколений.
В этом же интервью Арнольд Тулохонов подтвердил, что был автором идеи «мирового центра». «Идея родилась в результате моих поездок в Китай, Казахстан и Армению. Везде я говорил с представителями науки и бизнеса, и все мне говорили, что если в каждой стране мы создадим центры по сохранению и развитию своих богатств, то потом на их базе можно будет создать мировой центр. Байкал станет объединяющим, потому что он не сопоставим с остальными ни по каким параметрам. Будущее десятилетие станет эпохой борьбы за воду. Я уже передал правительству Бурятии концепцию центра. И Вячеслав Наговицын не будет просить у Путина деньги на школу или больницу, он будет докладывать о нашем приграничном положении и перспективах Бурятии», – заявил академик.
Заместитель директора Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН Леонид Корытный оценивает перспективы создания центра и возможную эффективность его работы достаточно скептически: «На моей памяти этот вопрос поднимается и в области, и в республике не в первый раз за последние 10 лет. Разница лишь в том, что в Иркутской области за это время сменилось пять губернаторов, а в Бурятии – всего два президента. И у нас он пропадает из поля зрения, а Бурятия этим пользуется. Есть точка зрения, что создание такого института – полная глупость, не имеющая практического смысла, это просто лоббирование интересов Бурятии. Понятно, что в Бурятии предстоят выборы, к тому же домой вернулся после работы в Совете Федерации Арнольд Тулохонов, они этот вопрос поднимают и будут активны. Я не думаю, что нам в Иркутской области или в Бурятии нужен такой институт – это очередная бюрократическая структура, которая ничего не решит, но может навредить. Тем не менее, нужно держать ухо востро, потому что Бурятия будет продолжать свои усилия».
Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Андрей Крючков не стал комментировать планы властей соседнего региона. Но отметил, что Иркутская область неоднократно просила федеральное правительство о включении региона в число операторов программы «Охрана озера Байкал и развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», объясняя это недостаточной активностью как федеральных властей, так и всех регионов Прибайкалья – за четыре года было реализовано всего 10% намеченных мероприятий. Очевидно, что в таких условиях нужно не столько создавать новые структуры (которым потребуется много лет на становление), сколько активизировать работу существующих.
Остается добавить, что в ноябре 2015 года в администрацию президента обратились руководители двух институтов Сибирского отделения РАН с предложением о создании Байкальского федерального исследовательского центра, одной из задач которого могло бы стать исследование экосистемы озера Байкал. Но иркутские институты выступили против слияния, и ФАНО «закрыло» вопрос.
Константин Зверев