Игорь Бычков: «Мировой центр пресной воды должен нас объединять»
Научный руководитель Иркутского научного центра СО РАН академик Игорь Бычков сравнил проект Мирового центра пресной воды, продвигаемый властями Бурятии, с проектом научного центра «Сколково». При этом академик считает, что можно придумывать любые проекты, продвигать любые идеи, но не за счет уже существующих научных институтов.
«Любые проекты развития – это всегда очень хорошо. Вот есть инициатива, которая на сегодняшний день очень значима. Возникает вопрос: есть ли для этого центра база, ресурсы, и понимание того, чем должен заниматься такой центр пресной воды? Из последних комментариев Арнольд Тулохонова стало понятно, что поле деятельности центра уже значительно сузилось – Байкал, Казахстан, Монголия, Китай… Это не мировой институт пресной воды, но даже в этом объеме – лично моя оценка – это был бы очень крупный институт, который должен иметь у себя большой штат квалифицированных международных экспертов.
Сегодня в Бурятии таких специалистов нет. В Бурятии нет не только нескольких научных школ – даже одной школы, связанной с изучением пресной воды. Байкальский институт природопользования (БИП СО РАН, которым с 2001 по 2013 годы руководил академик Тулохонов – прим. ред.) активно занимается изучением дельты Селенги, рациональным природопользованием, химией и так далее. Есть Институт общей и экспериментальной биологии. И все. Говорить о мировом центре, наверное, рано.
Не стоит говорить, что центр должен быть иркутский или бурятский, он должен быть как минимум российский, распределенный. Не хочу, чтобы меня неправильно поняли коллеги из Бурятии, но мне кажется, что площадка Иркутской области предпочтительнее. Может быть – и это предложение звучало неоднократно – в качестве площадки нужно взять Байкальск. Вариант Листвянки рассматривается, но надо вообще рассматривать Центральную экологическую зону как некую отдельную территорию для реализации разных механизмов, где стираются границы.
Напомню, что Дмитрий Федорович Мезенцев (губернатор Иркутской области с мая 2009 по май 2012 года – прим. ред.) выступал с идеей создания Водного института ООН – здесь, на территории Иркутской области. Основной базой должно было стать озеро Байкал. Многие помнят научный центр, созданный академиком Валентином Коптюгом и академиком Михаилом Грачевым здесь в Иркутске – этот центр дал определенный импульс изучению Байкала (речь про Лимнологический институт СО РАН – прим. ред.). Но если говорить о Мировом центре, то на сегодня это больше декларация, чем подготовленная концепция. Правда, в интервью на телевидении Арнольд Тулохонов сказал, что он подготовил концепцию и передал ее главе Бурятии. Но я сам ее не видел.
Сама идея родилась недавно. В научном сообществе и открытой прессе она не обсуждалась. По сути, я с Арнольдом Тулохоновым согласен: пресная вода имеет большое значение, проблема водной безопасности настолько значима, что на Байкале действительно нужен большой научный центр. Очень важно было бы создать дополнительно инфраструктуру с привлечением науки, с возможностью апробации новых технологий, с возможностью подготовки кадров, экологического просвещения. Создать такой центр на Байкале, на мой взгляд, очень нужно. Академический Лимнологический институт занимается не только Байкалом, у них много других исследований – в частности, в Арктике. Кафедра ЮНЕСКО по воде в Иркутском государственном университете на сегодняшний день – не слишком представительная площадка для создания Мирового центра.
Очень плохо все время кричать «волки, волки!» и говорить о значении воды – если что-то говорить, то очень обоснованно и сразу что-то делать. Пока ведь получается так: кафедру ЮНЕСКО создали – дальше не развили; хотели Водный институт при ООН – не смогли и забыли. Сейчас если Мировой центр не обосновать и не создать, то потом будет намного сложнее, скажут: «Вы же пробовали – и ничего не смогли. Либо у вас все есть – и вам ничего не нужно, либо вы ничего не можете – и вам опять же ничего не нужно». Нужно очень осторожно с такими заявлениями.
Во время совещания 11 января в Танхое я разговаривал с министром природных ресурсов РФ Сергеем Донским и министрами природных ресурсов Бурятии и Иркутской области, предлагал создать постоянно действующую совместную комиссию по Байкалу. Возглавили бы ее два человека от регионов, вели бы совместную скоординированную политику… Не уверен, что нужно включать в такую комиссию Забайкальский край, но Иркутская область и Бурятия должны работать совместно. Вы знаете, сейчас есть проект «Байкал – великое озеро великой страны», все это ведет к тому, что Байкал не может и не должен быть разменной монетой в чем-либо, а для этого должна быть системность. В частности, в работе на благо социально-экономического развития двух регионов должна быть согласованность. Мировой центр может быть, как гантеля: одна часть в Иркутской области, другая – в Бурятии. Я был бы за это, за согласованность, за привлечение лучших мировых умов и центр мог бы быть как российский, так и международный. Вопрос с центром очень серьезный и не может быть решен за месяц».
Записал Константин Зверев, Иркутск