Второй фильм Парфенова про русских евреев покажут в Новосибирске
Картина Леонида Парфенова «Русские евреи. Фильм второй» выходит в прокат в Новосибирске. Проект известного телеведущего и документалиста расскажет о периоде с 1918 до 1948 года, отмеченном ярким и массовым еврейским участием во всех сферах государственной политики и культуры России.
Фонд «Генезис» и студия «Намедни» в сотрудничестве с Центром документального кино (ЦДК) выпускают в прокат второй фильм трилогии о роли российских евреев в жизни страны и мира «Русские евреи. Фильм второй. 1918—1948». Автором картины снова стал Леонид Парфенов, режиссером — Сергей Нурмамед.
Картина охватывает тридцатилетие, когда евреи занимали важное место в российской политике и культуре. Основным строителем Красной армии был Лев Троцкий, главным строителем красного тыла — Яков Свердлов, ответственный за «установление советской власти на местах». Марк Шагал — витебский комиссар по делам искусств. Новый киноязык создают Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов, Матвей Блантер и Исаак Дунаевский становятся прижизненными классиками легкой музыки, писатели «одесской школы» с Исааком Бабелем во главе безумно популярны у власти и народа, все слушают эстрадного премьера Леонида Утесова. Даже руководители спецслужб — впервые в истории евреи (первый глава НКВД Генрих Ягода, создатель экономики ГУЛАГа Нафталий Френкель) прежде им, чужакам, ни одно государство своих секретов не доверяло.
Фильм повествует о громких убийствах генерала Кутепова в Париже и Льва Троцкого в Мехико, опале наркома иностранных дел Максима Литвинова, создании Еврейского антифашистского комитета под председательством народного артиста СССР Соломона Михоэлса.
«Вековые притеснения и накопившаяся в черте оседлости энергия еврейской молодежи — о чем шла речь в первом фильме „Русские евреи“ — выплеснулись после революции в беспримерно успешные карьеры, — говорит Леонид Парфенов. — Конечно, во втором фильме тоже речь идет прежде всего о звездах в самых разных сферах. Но даже важнее их яркости — массовость еврейского участия в советском проекте. Партийцы и чекисты, хозяйственники, инженеры, врачи, педагоги, работники культуры — это тысячи и тысячи лояльнейших строю „строителей новой жизни“. Из центра „на места“ кого прежде всего могли прислать в качестве эмиссара? — или русского, или еврея. В крупных городах Союза до войны евреи — вторая титульная нация, почти неотличимая от первой. Новые поколения двух народов чувствуют себя соавторами победы социализма, и тогда им кажется, что эта гармония навсегда».
Среди адресов съемок второго фильма «Русские евреи» — маршрут Канегиссера после убийства Урицкого по Дворцовой площади и Миллионной улице, крыша дедовского дома Шагала в Витебске, бывшая гостиница для паломников на Соловках, где размещалась контора «лагеря особого назначения», чьей экономикой ведал Нафталий Френкель, место похищения группой Яши Серебрянского генерала Кутепова в Париже, дом Троцкого в Мехико, где убийство
«Герои и события второго фильма трилогии „Русские евреи“ кажутся многим обманчиво ближе и понятней. Их имена на слуху и каждый персонаж заслуживает отдельного фильма, — считает соучредитель фонда „Генезис“ Михаил Фридман. — Но даже в рассказе о целой эпохе, где этим героям отведена яркая эпизодическая роль, становится очевидно, как мало сегодня известно о судьбах тех, без кого невозможно представить и понять нашу историю, страну, нас самих. Если сегодняшний зритель захочет узнать о них больше, — задача этого фильма будет выполнена».
Фильм выходит в прокат 23 марта. В Новосибирске вторую часть трилогии Парфенова можно будет увидеть в кинотеатре «Победа».
Третий фильм цикла, рассказывающий о судьбе «русских евреев» в России и за ее пределами после 1948 года, планируется к выпуску осенью 2017 года.