Дискуссия для будущего
Депутат Госдумы конца 90-х Аркадий Янковский был одним из заметных лидеров демократического движения в Новосибирске. Сейчас он занялся проектом «Дискуссионный клуб» — городской площадкой для поиска смыслов и консолидации думающих и неравнодушных земляков разных взглядов.
Тайга.инфо расспросила его о новом начинании.
Тайга.инфо: В период перестройки и в начале
— Да, соглашусь с такой оценкой. Безраздельно правящий класс долгое время занимался делами, продиктованными исключительно его интересами. Обогащение, внутренние номенклатурные разборки и внешнеполитический блеф — вот титульная эмблема режима, перманентная примета каждого вымученного дня. Общество же находилось, да и продолжает пока пребывать в сугубо подчиненном положении. Но имитационная демократия, снабженная арсеналом из подконтрольных СМИ, псевдоцеркви, псевдопатриотизма, сервильных деятелей культуры и науки, плюс сдувающаяся экономическая подушка, не могут обеспечить стабильности навечно. Накопленная усталость в обществе сформулировала запрос на перемены. В условиях относительного бюджетного благополучия общенациональный дефицит справедливости в перераспределении ренты не особенно волновал массы, однако теперь это в прошлом. Люди стали задавать вопросы власти, до которых раньше не было дела. Никто вам не объяснит, в какой момент произошел «фазовый переход», но все чувствуют, что это случилось. Власть стоит перед выбором, находится в лихорадочном поиске верного хода, я бы даже сказал, необходимой серии единственно верных ходов. А хороших решений не видно. Развилка все ближе, последний всплеск оппозиционной активности по всей стране уже просто кричит об этом. Что касается вариантов продолжения начавшегося неспокойствия, то они действительно просчитываемые, но, к сожалению, радостного тут мало.
Вероятно, в недалеком будущем только диалог окрепшей реальной оппозиции с конструктивной частью правящих кругов сможет обеспечить демпфирование грядущей ситуации, которую многие квалифицируют как неизбежный транзит власти.
Тайга.инфо: Помню, в 2012 году у Владимира Путина спросили, будет ли он вести переговоры с оппозицией. На что он спросил: «А с кем там разговаривать?» И мы должны признать, что это не пустая отговорка — разве в оппозиции есть структуры или лидеры, с которыми можно провести переговоры и которые могут гарантировать исполнение договоренностей? Кто сегодня в России может представлять недовольных, чье число возрастает?
— Думаю, динамика формирования пула decision maker (людей, принимающих решения — прим. Тайги.инфо) в стане оппозиции налицо, хоть снаружи и не заметна, но процесс осложняется как раз существом указанного вами фактора. Лидерство Алексея Навального признает все большее число авторитетных политиков, включая, казалось бы, еще недавно самых непримиримых к нему. При этом, вопрос вероятного вождизма со всеми сопутствующими обстоятельствами справедливо беспокоит часть оппозиции, но он все же не первостепенен. Сейчас важнее диверсификация точек роста, горизонтальное выстраивание — то, что в идеале возникает естественно и становится гарантией неуязвимости всей конструкции.
Подобная модель в определенной мере просматривается в Новосибирске. Как раз у нас возникла целая серия протестных активностей, разных самостоятельных гражданских инициатив на базе неприятия действий местной власти. По мере самоорганизации разнокалиберные общественники смогли скоординироваться, сплотиться, отодвинуть в сторону пару бывших чиновников из своих рядов, пытавшихся сидеть на двух стульях и от имени оргкомитета торговать протестом.
Отнюдь не случаен повышенный интерес к Новосибирску у зачастивших сюда московских политтехнологов, да и у того же лидера ФБК тяга к нашему городу заметна тоже. На фоне некоторой растерянной неопределенности федеральной власти, региональная номенклатура ищет ориентиры, пытается уловить тренды и не ошибиться. Везде это выглядит
Тайга.инфо: Если говорить о новосибирской специфике — митингующие против тарифов взяли на вооружение лозунг смены губернатора. Насколько актуален этот вопрос?
— Такой вопрос актуален для всех глав регионов, кроме Чечни, и, может быть, Москвы. Сегодня уже нет фактора коррумпированности или лояльности, а тем более менеджерских качеств как показателя надежности пребывания наместника на посту. Это касается вообще всех — министров, силовиков, чиновников… Главное свойство, которое в цене — это способность обеспечить стабильность, контроль над «подведомственным» населением. При необходимости, кадровые перестановки сродни смене перчаток. Несколько сложнее у силовиков, там тщательнее взвешиваются балансы, а у губернаторского корпуса все весьма шатко и конъюнктурно. Неслучайно многие потенциально кандидаты на руководство регионами из бизнеса отказываются от «кириенковского призыва», предпочитая скорее сибаритствовать в Альпах, нежели принимать на себя стрелы народного гнева, защищая угасающий режим.
В Новосибирске запрос на сбалансированность «элит» и общую управляемость пока удовлетворяется пребыванием на посту чиновника позавчерашнего дня. Многочисленные доносы в АП от его окружения давно стали бессмысленными по указанным выше причинам, а поиск потенциальной замены не ограничивается местной кадровой обоймой. При этом, как и во многих других сферах современной действительности, каждый серьезный игрок вынужден «бежать марафон», но быть готовым в любой момент «рвануть стометровку».
Тайга.инфо: Вы контактируете с оппозиционерами, уехавшими за границу, и, наверное, достаточно полно представляете их видение сценариев для России, их функциональные возможности и цели. Стоит ли говорить о влиятельности этих центров оппозиционной мысли?
— Наша трагическая история свидетельствует об ущербности политэмиграции в плане пассионарной роли, но показывает непреходящую ценность ее гуманитарного вклада. Как будет на сей раз, неведомо. Кажется, наметилось сближение Каспарова и Ходорковского — двух наиболее приметных фигур политэмиграции. При продолжающейся публичной полемике налицо разумное «разделение труда» между титанами антипутинского духа. Гарри востребован в США как значительный эксперт по России. Он, безусловно, влиятелен в определенных кругах истеблишмента, популярен у СМИ. С отличным английским, один из двух россиян включенных в сотню высших интеллектуалов мира, он много выступает на телевидении, последовательно продвигает площадку «Форума свободной России».
Михаил Борисович как потомственный педагог по призванию при всех издержках вхождения бизнесмена в политику, видит свою миссию в воспитании нового поколения политиков и лидеров общественного мнения — лидеров вовсе не обязательно либеральных взглядов. Я бы сказал, что сегодня он исследователь и практик эмпирического стиля.
С Навальным, в отличии от этих двух политиков, я знаком только символически, но его роль очевидно важнейшая, поскольку он здесь. Скажу честно, для меня суперблогер, как и, наверное, для многих, до конца пока все же не ясен.
В России трудно переоценить пресловутый персоналистский фактор, он заложен в сознание людей и должен быть несомненно учтен. Отечественный трагический опыт не позволяет пренебрегать институциональными противовесами и при выстраивании оппозиционных структур. При этом, готовя работающие команды и программы для будущего, многое требует безотлагательного осмысления и решений.
Тайга.инфо: Ваш Дискуссионный клуб призван решать такие задачи?
— Нет, это скорее площадка низового гражданского роста, своеобразный лекторий или
Мои гости — Владимир
Надо иметь в виду, что нынешнее время летит быстрее перестроечного, ответы искать приходится почти в режиме цейтнота. Существенные изменения в стране могут произойти быстро, так как мы находимся в условиях так называемого «конус аттрактора» — это когда неустойчивая система пытается обрести новое равновесие, но все ее возможные траектории изменения будут стремиться к искомому состоянию, подобно лыжнику на обледенелом склоне. Как вы понимаете, при любом движении лыжник будет съезжать вниз.
Беседовал Алексей Мазур