Один город, одна партия: первомай в Новосибирске
Некоторые традиции похожи на зомби. Уже давно забылось, что и зачем, но люди идут под привычными флагами и говорят привычные слова. Таков первомай в Новосибирске через сто лет после революции. Рассказывает Алексей Мазур.
Больше десяти лет наблюдаю я за шествиями политических партий. И каждый раз борюсь с соблазном — взять прошлогодний репортаж и опубликовать как свежий. Хожу традиционно с коммунистами. Они — настоящие заложники традиции. Это единороссам
И хотя от года в год на «кумачевый первомай» выходит все меньше людей под кумачевыми знаменами, но все же это ядро электората. Нельзя взять и сказать ветеранам движения: «Все, в этом году демонстрации не будет, нас слишком мало». А как же праздник весны и труда? А как же традиции? И если на первомайскую демонстрацию можно не ходить, значит и за КПРФ можно не голосовать?
И потому ходят и ходят, хотя никакого отношения это уже не имеет ни к солидарности трудящихся, ни к борьбе за дело коммунизма.
На этот раз, впрочем, трудящиеся в колонне КПРФ были. Десяток дальнобойщиков пришли с плакатом против «Платона». Кроме того был
Еще одно отличие от прошлых лет — раньше коммунисты шли от площади Калинина, а у Дома офицеров к ним присоединялись те, кому трудно идти далеко. В этом году решили никого не мучить и идти сразу от Дома офицеров.
Чем хороши шествия — их проще считать. В 10:30 от Дома Офицеров вышла колонна, в которой было примерно 450 человек. Как водится, впереди колонны ехало несколько ретро-автомобилей. А перед ними — машина МВД с камерами видеофиксации. Он напоминал передвижной излучатель из «Обитаемого острова» Стругацких. Правда, те гнали наступающих сзади, а этот тянул за собой.
На
За
За флагом шла шеренга руководителей обкома КПРФ с мэром Анатолием Локтем в центре. Потом собственно колонна. Вскоре после старта к коммунистам примкнули экологи с плакатами против строительства мусоросортировочного завода в бассейне реки Издревая. Замыкала колонну группа с оранжевыми шариками, оранжевыми форменными жилетками и двумя оранжевыми флагами. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это символика Абсолют банка. Пазл сложился.
На площадь Ленина коммунисты входили под «Священную войну». На площади уже стояла толпа с белыми и голубыми знаменами — профсоюзы и «Единая Россия».
Одновременно с колонной КПРФ на площадь со стороны филиала Центробанка входила колонна «Справедливой России». Все десять человек.
Пробившись через ряды членов профсоюзов, студенческих отрядов и единороссов, я обнаружил и отряд ЛДПР. Человек 150. Стройные колонны, единообразные фартуки и большие знамена — видно, что организация в новосибирском отделении на высоте.
На трибуне уже собрались ораторы. Как водится, начал митинг руководитель профсоюзов Александр Козлов. 1 мая — единственный день в году, в который мы видим, как наши профсоюзы борются за права трудящихся. Задача непростая — как сидя на остатках былой профсоюзной собственности и голосуя в законодательном собрании за все, что положено, выйти к трудящимся (или к тем, кто их изображает) и рассказать про борьбу и солидарность?
Начал Козлов с похвалы областному правительству, которое много делает для реиндустриализации. Но невозможно построить светлое будущее в отдельно взятой Новосибирской области, а потому Козлов позволил себе мягко покритиковать правительство федеральное. Пора бы уже развернуть деньги на валютных счетах разных там стабилизационных фондов на развитие экономики. Ну и конечно же, профсоюзы выступают за то, чтобы минимальная зарплата была не ниже прожиточного минимума. Что на этот минимум недолго и ноги протянуть, лидер профсоюзов упоминать не стал, а передал слово председателю заксобрания Андрею Шимкиву.
Как политический аналитик я отметил отсутствие на трибуне губернатора либо его представителя. Видимо, устали в предыдущий период борьбы за права трудящихся.
Андрей Шимкив нашел
Следующим говорил Анатолий Локоть. Анатолий Евгеньевич — настоящий оратор, не раз выступал на митингах. И тут он сразу взял быка за рога — фашисты в Украине, Донбасс в блокаде, бомбардировки в суверенной Сирии. Нет мировому жандарму!
Всем и каждому должно было быть понятно, что в таких сложных условиях ну никак нельзя залатать дороги, справиться с пылью и наладить работу общественного транспорта. Стыдно вообще вспоминать об этих мелочах при столь сложном международном положении.
В завершении мэр сказал, что мы тут собрались все разные и разных взглядов, но объединяет нас одно (нет, не воля начальства) — любовь к Родине. И партия у нас одна — город Новосибирск.
Пересказать выступления остальных ораторов я не могу, так как покинул митинг. Надеюсь, они не в обиде.
Характерно, что никто из выступавших (на момент моего ухода — точно, но думаю, что и потом) не упомянул о борьбе против повышения тарифов и о роли собравшихся партий и профсоюзов в этой борьбе. Наверно, скромность помешала.
Алексей Мазур