Андрей Жуков: «Губернатор – это тяжелая работа, а не ванна с шампанским»

© Кирилл Канин. Андрей Жуков
Андрей Жуков: «Губернатор – это тяжелая работа, а не ванна с шампанским»
04 Май 2017, 09:43

В своем первом интервью руководитель исполкома «Сибирского соглашения» Андрей Жуков объяснил Тайге.инфо, как будет реформировать структуру, почему СФО должен стать пилотным макрорегионом в экономическом развитии и где он видит точки роста, а также рассказал о своих амбициях, целях Меняйло, просьбах Тулеева и дружбе с Цыденовым.

Тайга.инфо: Сразу после назначения руководителем исполкома МАСС, осенью 2016-го, вы объявили о реформировании структуры комитета, его новых задачах, нацеленности на создание инвестиционных портфелей в регионах и так далее. Скажите, на каком этапе сейчас находится реформа, каким вы хотите видеть исполком, какие основные задачи перед собой ставите?

Начну с важного события, которое состоялось в конце апреля. В Санкт-Петербурге прошел Совет попечителей Российского географического общества с участием президента Владимира Путина. После общих мероприятий речь шла о проектах 2017 года. И вот в докладе Андрея Клепача бывшего замминистра экономического развития РФ говорилось о Сибири как об отдельной площадке в формате макрорегионального развития, о формировании в Сибири нового центра экономического развития России. Для меня это, честно говоря, приятная новость. Объясню почему.

По долгу своей предыдущей службы и уже сейчас, работая в исполкоме, я посещал различные экспертные и дискуссионные площадки. Но ни на одном крупном мероприятии (исключая Красноярский экономический форум) Сибирь никогда не обсуждали. Вот, например, последний Сочинский экономический форум он был достаточно интересен, насыщен и наполнен. Обсуждали всё, любые регионы, кроме Сибири: развитие Дальнего Востока, Северного Кавказа, агломерации, точки роста и прочее. И вот, сразу после КЭФа, Сибирь выносится на такой уровень обсуждения с участием [Сергея] Шойгу и президента. И озвучивается, что это действительно высокопотенциальный макрорегион. Обсуждается вопрос о создании комплексного подхода к решению этих вопросов. И этим, я считаю, достигнута одна из целей, которую мы ставили себе в исполнительном комитете.

Тайга.инфо: Фактически, вы говорите о субъектности Сибири?

Да. Рассмотрение Сибири именно в контексте макрорегионального развития начинает трансформироваться не просто в идеи, а в конкретные предложения в рамках комплексного подхода. Почему я об этом говорю? Наша команда впервые встретилась с сибирскими губернаторами осенью 2016 года. Мы предлагали свое видение работы исполкома, презентовали, какие ставим себе цели, каких показателей пытаемся достичь. А потом каждый губернатор комментировал. И вот что я там услышал. Понятно, что в 90-х годах, когда создавалось «Сибирское соглашение», в этой структуре был заложен совершенно определенный смысл. У регионов полномочия не были достаточно обеспечены финансово, а только что появившиеся губернаторы находили мало возможностей для общения с президентом. Тогда и решили создать единый орган, который реализовывал бы потребность в донесении информации до федерального центра и обратной связи с ним.

«Я задал вопрос: «Конечная цель вашего губернаторства это что? Мы ведь все государственные люди»

Но сейчас ситуация изменилась. Губернаторы говорят: «У нас своя внутренняя конкуренция. Поэтому сейчас в МАССе в том виде, в котором ассоциация создавалась, нет необходимости». И эта «внутренняя конкуренция» меня, честно говоря, напугала. Почему? Я сразу вспомнил термины из другой сферы из спорта, где конкуренция это возможность или способность «утопить соседа». Понимаете? Опять же, в презентации, которую мы показывали губернаторам, был интересный слайд ромашка, состоящая их 12 лепестков. Лепестки это регионы с их экономическими потенциалами. И она у нас не получалась сбалансированной. То есть, это не была ромашка, а какая-тоабракадабра: один лепесток огромный, другой маленький. Я задал вопрос: «Конечная цель вашего губернаторства это что? Мы ведь все государственные люди. И, наверное, для нас конечная цель это достойная жизнь наших граждан». Задача любого чиновника идти к этому, конечный наш бенефициар это человек. А когда, допустим, в Туве и в Красноярске разный уровень жизни, разная потребительская корзина, разная средняя заработная плата, надо, наверное, задавать себе вопрос: «Почему так происходит?».

Тогда, на той встрече с губернаторами, услышав о внутренней конкуренции, я начал и для себя по-другому ставить задачи. Необходимо весь потенциал, который есть у Сибири, сформировать в соответствии с распределением производительных сил таким образом, чтоб регионы могли пользоваться благами друг друга. Я объясню. Сегодня у нас три уровня планирования: федеральный, региональный муниципальный. На федеральном уровне формируются государственные отраслевые программы. В них предусматриваются какие-то новые объекты производственные в регионах. Но в отсутствии институтов регионального развития на федеральном уровне все это происходит по остаточному принципу.

Есть исключение это Министерство по развитию Дальнего Востока, которое добилось, чтобы отраслевые госпрограммы создавались со звездочкой «для Дальнего Востока». Далее региональные программы развития разрабатываются в отрыве от верхнего уровня. Иногда получается так, что регион что-то планирует на среднесрочную перспективу на 56 лет, но не вписывается в те мероприятия, которые запланированы федеральным уровнем. И чем дальше уровень, тем дисбаланс получается все больше и больше. Что это дает в конечном итоге? По сути, отсутствие нормальных площадок для инвесторов. Например, региональные власти планируют создать новое производство или крупный технопарк. Но потом либо планы меняются, либо не хватает коммуникаций инженерных, транспортных, энергетических. И объект перестает быть интересным, на месте технопарка строят коттеджный поселок. Мы сейчас делаем так ждем, когда придет инвестор с деньгами и что-то на них создаст. Он приходит и на 100 млн строит поселок. А что там было в территориальной схеме планирования, никто не знает и не понимает. И вся архитектура ломается.

Мы предлагаем делать наоборот. Давайте сначала попытаемся уйти от инфраструктурных ограничений. Региональные программы необходимо увязать с верхним уровнем, спланировав там точки роста. И, соответственно, готовить и предлагать площадки для инвесторов по программе территориального развития, упаковывать проекты в инвест-паспорта. Это будет логично. У нас будет понятно: что это за объект, какие инвестиции привлекаются, стоимость аналогов для нормального расчета, порядок возврата этих инвестиций. И когда инвестор приходит и говорит: «У меня есть 100 млн», не он формирует условия для органов власти, а власть ему говорит: «У вас есть 100 млн, а у нас есть проект на эти 100 млн. Он прозрачный. Мы тебе говорим, что через 10 лет ты добьешься возврата этих инвестиций. Устраивает? Пожалуйста, работай».

Надо в границах макрорегиона сформировать правильную расстановку производительных сил. Согласовать ее со всеми. Чтобы каждый губернатор не создавал аналогичные однотипные объекты, которые бы конкурировали между собой. И тогда, в границах макрорегиона возникает возможность какой-то внутренней кооперации. И мы себе как раз и ставим задачу, чтобы исполнительный комитет стал таким администратором в макрорегионе Сибирь. Возможно, к этому времени исполком будет называться как-то по-другому, но суть от этого не изменится.

Тайга.инфо: Но всё это вы будете согласовывать с губернаторами?

Конечно! В любом случае, должен быть консенсус. Возвращаясь к КЭФу. Председатель заксобрания Красноярского края Александр Усс высказал там точку зрения, что Сибирь в интересах России может стать новой точкой экономического роста и компетенции. Почему? У нас огромная ресурсная база, гос граница (Забайкальского края и Китая) более 2 тыс. км. Мы задаем общие тренды для развития экономики страны это развитие экспорта, создание производств глубокой переработки, высокотехнологичных производств с использованием той научной среды и базы, которая уже сформирована. Всё, о чем говорит федеральное правительство, у нас есть.

(Александр Усс и сенатор Андрей Клишас)

Что самое важное в этом? То, что у нас сменился вектор партнерства с европейского на азиатский рынок. Здесь Сибирь конкурентна. В том числе и в логистической доступности конечных продуктов, которые могут производиться здесь. В этом контексте нужно говорить и о том, чтобы налоговые резиденты размещались здесь и налоги оставались в нашем макрорегионе. И мы могли отслеживать все цепочки добавленной стоимости, формировать их здесь. Вот эти задачи мы попытаемся реализовать.

Тайга.инфо: Будет ли меняться структура исполкома?

Мы чувствуем, что нам где-то не хватает компетенций и стараемся их наращивать. Для этого мы переходим на бимодальную модель управления сохраняя экспертные советы и процессное управление, развиваем проектное. Мы запросили у всех губернаторов перспективные проекты текущего периода. Формируем инвестиционный портфель и хотим с ними его обсудить. И несколько проектов межрегионального значения будем реализовывать. Начать планируем уже в этом году. Исполком пытается позиционировать себя центром компетенции, администратором. На экспертных площадках мы будем собирать бизнес, специалистов и обсуждать в том числе и те вопросы, которые губернаторы нам дают для проработки.

Тайга.инфо: Какой вы видите роль губернаторов в этой структуре? Кто они партнеры или заказчики?

Заказчики, а, скорее, работодатели. Губернаторы остаются учредителями «Сибирского соглашения». Они основные пользователи тех продуктов, которые мы будем предлагать. Это будут межрегиональные проекты, попытка увязать и администрировать их в рамках двух-трех регионов. К примеру, мы готовим отдельную программу по формированию стратегических материалов. В нее войдут три региона: Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область. Вот у меня большая справка о том, сколько на территории этих регионов полезных ископаемых, кто их может потреблять. Но опять же, отсутствует инфраструктура. Как вывозить, непонятно. И таких межрегиональных проектов очень много.

Вот, например, пункт пропуска «Забайкалье». Очень перспективное и крайне важное направление для самого Забайкальского края и не только. Это один из основных пунктов перевалки товаров между Россией и Китаем. Со стороны Китая он развит, а со стороны России остался в состоянии как минимум 20-летней давности. Это создает очереди, риски уменьшения товарооборота, неблагоприятные условия для пассажиров. Это же турпоток! Китайцы говорят: «Мы готовы к вам ехать, смотреть ваши деревни, еще что-то. Только обеспечьте оперативный пропуск». Мы ищем пути решения проблемы, уже провели переговоры с Минтрансом. В рамках государственно-частного партнерства, концессионного соглашения, можно привлечь инвестора, который построит этот пункт пропуска, получит его в концессию. И через некоторое время, по возврату инвестиций, он переходит в государственное пользование. Возвращаясь к заданному вопросу летом мы должны представить свои предложения по реорганизации исполкома не только идеи, но и этапы реформирования. А главы регионов будут рассматривать.

Алексей Кудрин сказал, что сегодня аппарат государственных служащих работает крайне неэффективно

Тайга.инфо: Все губернаторы с пониманием относятся к новой роли исполкома МАСС?

Да, практически все. Мы успели встретиться почти со всеми губернаторами, остались, может быть, один-два. Ездим, общаемся, изучаем, в том числе, как работают подразделения, отвечающие за социально-экономическое развитие регионов. Просим от губернаторов тоже какие-то предложения в наш адрес. Они, действительно, все люди занятые, не всегда хватает времени для такого общего мозгового штурма. Поэтому мы и пошли по пути личных контактов-встреч. А дальше уже, сформировав предложения, обсудим их на одной площадке. Это немаловажно. Помните, на КЭФе одно из ключевых опасений сформулировал Алексей Кудрин? Он сказал, что сегодня аппарат государственных служащих работает крайне неэффективно. И в этом Кудрин видит риски для показателей роста экономики, которые нам определил президент: мы должны достичь темпов роста выше мировых. Если мы правильно подойдем к системе управления, правильно себя спозиционируем, то мы будем органом, который занимается вопросами управления изменений. И это должна быть гибкая система. Меняется геополитическая ситуация, меняется конъюнктура, меняется рынок. Соответственно, необходимо принимать меры оперативного реагирования. Прописав различные сценарии на те или иные вызовы, можно будет, проработав их с аналитиками, с экспертами, быстро предлагать новые механизмы. Когда я работал в дирекции Олимпиады в Сочи, у нас это получалось замечательно.

Конечная цель нашей работы чтобы Сибирский федеральный округ выступил пилотным регионом. Сегодня Минэкономразвития формирует Стратегию экономического развития, затем будут разрабатываться и региональные уровни, выход на 2019 год. А мы готовы предложить Минэкономразвития РФ и правительству уже сейчас начать эту работу и попробовать наш округ именно в сегодняшних макрорегиональных условиях.

Мы видим при личных встречах и контактах с губернаторами, что они готовы к нашим подходам. Мы докладываем, что делаем, какие цели и задачи ставим, и главы регионов говорят, что это необходимо и правильно.

Тайга.инфо: Но есть ведь и самодостаточные губернаторы, которые могут выходить на федеральный уровень без посредников. У них собственные сложившиеся взгляды. Губернатор Кузбасса Аман Тулеев, например.

Повторюсь. Мы видим себя только в вопросах межрегиональных проектов, межрегионального развития. Там, где это необходимо. Это, как правило, даже не средний, а уже крупный бизнес. По поводу Амана Гумировича. Мы с ним долго сидели и разговаривали. И он первый сказал, что сегодня Кузбасс находится в такой стадии, что его потенциал уже практически исчерпан. Им нужны новые рынки и новые технологии. По поводу рынков понятно есть ограничения, связанные с географическим положением. А по поводу технологий надо искать инновационные решения. Если их нет, то давайте вместе разрабатывать. Чтоб это топливо было конкурентным. В этом губернатор активно поддержал межрегиональное взаимодействие.

(Аман Тулеев)

Тайга.инфо: Вы говорите «у нас в Сибири». Вы уже чувствуете себя сибиряком?

Когда был совет МАСС по утверждению моей кандидатуры, председатель совета, губернатор Хакасии Виктор Зимин сказал: «У нас традиции такие: если вы два дня прожили в Сибири вы сибиряк». Я здесь работаю и представляю интересы Сибирского федерального округа, поэтому чувствую себя сибиряком.

Тайга.инфо: Что или кто заставил вас приехать сюда на работу? Ведь для человека, родившегося и сделавшего карьеру в европейской части страны, это все равно ссылка.

Наверное, в Москве думают, что Сибирь это ссылка. Но я, проработав здесь несколько месяцев, так не считаю. Для меня это следующий этап. Есть амбициозные цели, я их называл. Если мы сумеем реализовать хотя бы часть этого проекта, для меня это большой плюс в копилку. Во-вторых, это новая тема, после Крыма. Я занимаюсь вопросами регионального развития. Если раньше они были связаны с вопросами работы на транспорте, то сейчас это вопросы регионального развития. Мне это интересно. Тем более в Сибири, с таким потенциалом.

Тайга.инфо: Когда вы приехали, мне несколько человек говорили, что ваша конечная цель стать губернатором в одном из регионов. Вот, мол, в Томске не получилось, но подыщут другой регион. Есть у вас такая цель?

Теоретически не исключаю, что останусь в одном из регионов Сибири. Но не говорю, что это будет уже завтра. Я вам больше скажу. Занимаясь вопросами региональной политики, к неожиданным и быстрым назначениям я бы, может, очень внимательно относился. Губернатор это тяжелая работа. Не всегда он бюджетно обеспечен. Социальных вопросов очень много, вызовов очень много. Это не просто так сесть в кресло, думать, что жизнь удалась, пять лет сидеть в ванне и пить шампанское. И, столкнувшись с вопросами региональной политики, я вижу, что надо подходить взвешенно. Многое зависит от команды, от того, с кем ты пришел, от других вещей, которые от тебя не зависят. В том числе и от федеральной конъюнктуры.

Тайга.инфо: Как минимум один союзник-губернатор или друг-губернатор у вас точно есть. Вы же работали вместе с врио главы Бурятии Алексеем Цыденовым. Насколько нам известно, у вас довольно близкие отношения.

Такой термин «друг-губернатор» я бы не применял. Да, мы с ним вместе работали с момента его перехода из правительства в систему Минтранса. Поэтому я его хорошо знаю. Знаю его работоспособность, коммуникабельность. Поэтому, считаю, он будет на своем месте. Регион не из простейших, и задач много.

Тайга.инфо: Какие у вас отношения с полпредом Сергеем Меняйло? Вы оба работали в новых субъектах РФ, но он первым приехал в Новосибирск. И всех «взбодрил». Кажется, губернаторы до сих пор не знают, чего от него ждать. У каждого из представителей президента в Сибири была своя манера управления Виктор Толоконский был более активным, он вникал в дела субъектов, Николай Рогожкин был словно «в домике». У Меняйло совсем другой характер и интенсивность работы. Вы с ним в одной команде, тоже будете всех «взбадривать»?

Если губернаторы наши работодатели, то Сергей Иванович координатор. С его легкой руки «Сибирское соглашение» пытается преобразоваться. Он человек энергичный и умеющий достигать своих целей. И если он поставил задачу сформировать новый орган компетенции, он этого достигнет. Неважно, как это будет называться исполком МАСС или как-то по-другому. Нужно объединить регионы. Речь не идет о том, что они должны стоять в одной шеренге и ровно смотреть друг на друга, речь идет о создании сибирского пула. И Сергей Иванович этого добьется. Естественно, в «Сибирском соглашении» с его 25-летним опытом он видит и силу, и возможность. Вы правы, от личности очень многое зависит. Если человек сильный, с харизмой, с опытом, то и результаты не за горами. Считаю, что Сибири повезло с таким полпредом.

Беседовали Алексей Мазур и Евгений Мездриков

Фото Кирилла Канина, sobranie.info и vse42.ru





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года