Андрей Жуков: «Губернатор – это тяжелая работа, а не ванна с шампанским»
В своем первом интервью руководитель исполкома «Сибирского соглашения» Андрей Жуков объяснил Тайге.инфо, как будет реформировать структуру, почему СФО должен стать пилотным макрорегионом в экономическом развитии и где он видит точки роста, а также рассказал о своих амбициях, целях Меняйло, просьбах Тулеева и дружбе с Цыденовым.
Тайга.инфо: Сразу после назначения руководителем исполкома МАСС, осенью
— Начну с важного события, которое состоялось в конце апреля. В
По долгу своей предыдущей службы и уже сейчас, работая в исполкоме, я посещал различные экспертные и дискуссионные площадки. Но ни на одном крупном мероприятии (исключая Красноярский экономический форум) Сибирь никогда не обсуждали. Вот, например, последний Сочинский экономический форум — он был достаточно интересен, насыщен и наполнен. Обсуждали всё, любые регионы, кроме Сибири: развитие Дальнего Востока, Северного Кавказа, агломерации, точки роста и прочее. И вот, сразу после КЭФа, Сибирь выносится на такой уровень обсуждения — с участием [Сергея] Шойгу и президента. И озвучивается, что это действительно высокопотенциальный макрорегион. Обсуждается вопрос о создании комплексного подхода к решению этих вопросов. И этим, я считаю, достигнута одна из целей, которую мы ставили себе в исполнительном комитете.
Тайга.инфо: Фактически, вы говорите о субъектности Сибири?
— Да. Рассмотрение Сибири именно в контексте макрорегионального развития начинает трансформироваться не просто в идеи, а в конкретные предложения в рамках комплексного подхода. Почему я об этом говорю? Наша команда впервые встретилась с сибирскими губернаторами осенью 2016 года. Мы предлагали свое видение работы исполкома, презентовали, какие ставим себе цели, каких показателей пытаемся достичь. А потом каждый губернатор комментировал. И вот что я там услышал. Понятно, что в
«Я задал вопрос: «Конечная цель вашего губернаторства — это что? Мы ведь все государственные люди»
Но сейчас ситуация изменилась. Губернаторы говорят: «У нас своя внутренняя конкуренция. Поэтому сейчас в МАССе в том виде, в котором ассоциация создавалась, нет необходимости». И эта «внутренняя конкуренция» меня, честно говоря, напугала. Почему? Я сразу вспомнил термины из другой сферы — из спорта, где конкуренция — это возможность или способность «утопить соседа». Понимаете? Опять же, в презентации, которую мы показывали губернаторам, был интересный слайд — ромашка, состоящая их 12 лепестков. Лепестки — это регионы с их экономическими потенциалами. И она у нас не получалась сбалансированной. То есть, это не была ромашка, а
Тогда, на той встрече с губернаторами, услышав о внутренней конкуренции, я начал и для себя
Есть исключение — это Министерство по развитию Дальнего Востока, которое добилось, чтобы отраслевые госпрограммы создавались со звездочкой «для Дальнего Востока». Далее — региональные программы развития разрабатываются в отрыве от верхнего уровня. Иногда получается так, что регион
Мы предлагаем делать наоборот. Давайте сначала попытаемся уйти от инфраструктурных ограничений. Региональные программы необходимо увязать с верхним уровнем, спланировав там точки роста. И, соответственно, готовить и предлагать площадки для инвесторов по программе территориального развития, упаковывать проекты в
Надо в границах макрорегиона сформировать правильную расстановку производительных сил. Согласовать ее со всеми. Чтобы каждый губернатор не создавал аналогичные однотипные объекты, которые бы конкурировали между собой. И тогда, в границах макрорегиона возникает возможность
Тайга.инфо: Но всё это вы будете согласовывать с губернаторами?
— Конечно! В любом случае, должен быть консенсус. Возвращаясь к КЭФу. Председатель заксобрания Красноярского края Александр Усс высказал там точку зрения, что Сибирь в интересах России может стать новой точкой экономического роста и компетенции. Почему? У нас огромная ресурсная база, гос граница (Забайкальского края и Китая) — более 2 тыс. км. Мы задаем общие тренды для развития экономики страны — это развитие экспорта, создание производств глубокой переработки, высокотехнологичных производств с использованием той научной среды и базы, которая уже сформирована. Всё, о чем говорит федеральное правительство, у нас есть.
(Александр Усс и сенатор Андрей Клишас)
Что самое важное в этом? То, что у нас сменился вектор партнерства с европейского на азиатский рынок. Здесь Сибирь конкурентна. В том числе и в логистической доступности конечных продуктов, которые могут производиться здесь. В этом контексте нужно говорить и о том, чтобы налоговые резиденты размещались здесь и налоги оставались в нашем макрорегионе. И мы могли отслеживать все цепочки добавленной стоимости, формировать их здесь. Вот эти задачи мы попытаемся реализовать.
Тайга.инфо: Будет ли меняться структура исполкома?
— Мы чувствуем, что нам
Тайга.инфо: Какой вы видите роль губернаторов в этой структуре? Кто они — партнеры или заказчики?
— Заказчики, а, скорее, работодатели. Губернаторы остаются учредителями «Сибирского соглашения». Они — основные пользователи тех продуктов, которые мы будем предлагать. Это будут межрегиональные проекты, попытка увязать и администрировать их в рамках
Вот, например, пункт пропуска «Забайкалье». Очень перспективное и крайне важное направление для самого Забайкальского края и не только. Это один из основных пунктов перевалки товаров между Россией и Китаем. Со стороны Китая он развит, а со стороны России — остался в состоянии как минимум
Алексей Кудрин сказал, что сегодня аппарат государственных служащих работает крайне неэффективно
Тайга.инфо: Все губернаторы с пониманием относятся к новой роли исполкома МАСС?
— Да, практически все. Мы успели встретиться почти со всеми губернаторами, остались, может быть,
Конечная цель нашей работы — чтобы Сибирский федеральный округ выступил пилотным регионом. Сегодня Минэкономразвития формирует Стратегию экономического развития, затем будут разрабатываться и региональные уровни, выход на 2019 год. А мы готовы предложить Минэкономразвития РФ и правительству уже сейчас начать эту работу и попробовать наш округ именно в сегодняшних макрорегиональных условиях.
Мы видим при личных встречах и контактах с губернаторами, что они готовы к нашим подходам. Мы докладываем, что делаем, какие цели и задачи ставим, и главы регионов говорят, что это необходимо и правильно.
Тайга.инфо: Но есть ведь и самодостаточные губернаторы, которые могут выходить на федеральный уровень без посредников. У них собственные сложившиеся взгляды. Губернатор Кузбасса Аман Тулеев, например.
— Повторюсь. Мы видим себя только в вопросах межрегиональных проектов, межрегионального развития. Там, где это необходимо. Это, как правило, даже не средний, а уже крупный бизнес. По поводу Амана Гумировича. Мы с ним долго сидели и разговаривали. И он первый сказал, что сегодня Кузбасс находится в такой стадии, что его потенциал уже практически исчерпан. Им нужны новые рынки и новые технологии. По поводу рынков понятно — есть ограничения, связанные с географическим положением. А по поводу технологий — надо искать инновационные решения. Если их нет, то давайте вместе разрабатывать. Чтоб это топливо было конкурентным. В этом губернатор активно поддержал межрегиональное взаимодействие.
(Аман Тулеев)
Тайга.инфо: Вы говорите «у нас в Сибири». Вы уже чувствуете себя сибиряком?
— Когда был совет МАСС по утверждению моей кандидатуры, председатель совета, губернатор Хакасии Виктор Зимин сказал: «У нас традиции такие: если вы два дня прожили в Сибири — вы сибиряк». Я здесь работаю и представляю интересы Сибирского федерального округа, поэтому чувствую себя сибиряком.
Тайга.инфо: Что или кто заставил вас приехать сюда на работу? Ведь для человека, родившегося и сделавшего карьеру в европейской части страны, это все равно ссылка.
— Наверное, в Москве думают, что Сибирь — это ссылка. Но я, проработав здесь несколько месяцев, так не считаю. Для меня это следующий этап. Есть амбициозные цели, я их называл. Если мы сумеем реализовать хотя бы часть этого проекта, для меня это большой плюс в копилку.
Тайга.инфо: Когда вы приехали, мне несколько человек говорили, что ваша конечная цель — стать губернатором в одном из регионов. Вот, мол, в Томске не получилось, но подыщут другой регион. Есть у вас такая цель?
— Теоретически не исключаю, что останусь в одном из регионов Сибири. Но не говорю, что это будет уже завтра. Я вам больше скажу. Занимаясь вопросами региональной политики, к неожиданным и быстрым назначениям я бы, может, очень внимательно относился. Губернатор — это тяжелая работа. Не всегда он бюджетно обеспечен. Социальных вопросов очень много, вызовов очень много. Это не просто так — сесть в кресло, думать, что жизнь удалась, пять лет сидеть в ванне и пить шампанское. И, столкнувшись с вопросами региональной политики, я вижу, что надо подходить взвешенно. Многое зависит от команды, от того, с кем ты пришел, от других вещей, которые от тебя не зависят. В том числе и от федеральной конъюнктуры.
Тайга.инфо: Как минимум один
— Такой термин —
Тайга.инфо: Какие у вас отношения с полпредом Сергеем Меняйло? Вы оба работали в новых субъектах РФ, но он первым приехал в Новосибирск. И всех «взбодрил». Кажется, губернаторы до сих пор не знают, чего от него ждать. У каждого из представителей президента в Сибири была своя манера управления — Виктор Толоконский был более активным, он вникал в дела субъектов, Николай Рогожкин был словно «в домике». У Меняйло совсем другой характер и интенсивность работы. Вы с ним в одной команде, тоже будете всех «взбадривать»?
— Если губернаторы — наши работодатели, то Сергей Иванович — координатор. С его легкой руки «Сибирское соглашение» пытается преобразоваться. Он человек энергичный и умеющий достигать своих целей. И если он поставил задачу сформировать новый орган компетенции, он этого достигнет. Неважно, как это будет называться — исполком МАСС или
Беседовали Алексей Мазур и Евгений Мездриков
Фото Кирилла Канина, sobranie.info и vse42.ru