© Наталья Гредина. Новосибирское заксобрание
10 Май 2017, 01:00
Позиция новосибирского правительства по строительству мусоросортировочных заводов остается пассивной, что повышает политические риски концессионного проекта. Тайга.инфо перепечатывает заметку «Центра деловой жизни».
Концессия по мусоропереработке в Новосибирской области приближается к старту работ на фоне роста политизации споров о проекте. Сможет ли заксобрание объективно разобраться в плюсах и минусах соглашения с компанией «Экология-Новосибирск»?
Президент Владимир Путин в январе своим указом определил 2017-й Годом экологии в России. Федеральные органы власти конкретизируют подходы к улучшению экологической ситуации в стране. Новосибирская область может одной из первых сибирских регионов запустить современную систему утилизации и переработки мусора в качестве альтернативы растущим свалкам. Но один из самых экологичных инвестиционных проектов уже почти год жёстко критикуют некоторые политики и общественники. И лишь в последние недели со стороны концессионера — компании «Экология-Новосибирск» — пошло встречное движение: представители компании вместе с правительственными чиновниками взялись активно разъяснять плюсы заключённого соглашения. Почему только сейчас?
Концессионное соглашение было подписано в июле 2016 года. Осенью с этим проектом начали разбираться депутаты. Позже подключилась общественность. Нынешней весной начались протесты против размещения одного из заводов в районе реки Издревой. Громче всего звучат вопросы по поводу экономических условий концессии: якобы соглашение невыгодно для области. За многие месяцы эта мысль уже превратилась в политическое клише, которым пользуются, в том числе, те, кто не читал документ, не вникал в него и не сравнивал с аналогами.
Чтобы разобраться в концессии, в октябре 2016-го была создана рабочая группа при комитете по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания. В апреле группа познакомила общественность с итогами своей работы. Мы рассказывали в Сводке, что члены группы усмотрели в заключённом соглашении финансовые риски, как для бюджета области, так и для жителей региона. Решение не предусматривает однозначных выводов, следует ли инициировать в этой связи процедуру корректировки или расторжения контракта с концессионером. Выводы группы будет оценивать профильный строительный комитет заксобрания на заседании 20 мая. Ответственность депутатов гораздо выше, чем у экспертов рабочей группы, поэтому народным избранникам было бы хорошо провести тщательную подготовительную работу, отделяя мух от котлет.
Концессия по переработке мусора стала одной из главных политических тем после того, как в заксобрании в прошлом году взялись детально разбирать проект соглашения по строительству Центрального моста и системно критиковать деятельность руководства Академпарка. Для депутатов нового созыва, избранных в 2015-м, было важно показать правительству свои амбиции и добиться большего влияния для законодательной власти. Формально не имея права вмешиваться в упомянутые вопросы, ответственность за которые лежит исключительно на исполнительной власти, народные избранники создавали вокруг выбранных резонансных тем атмосферу политического скандала, вынуждая правительство вступать в диалог и идти на уступки.
Тактика оказалась эффективной, поэтому следом за депутатами её взяли на вооружение общественники. Промежуточным итогом можно считать ситуацию с тарифами на тепло и воду, которые сначала решили увеличить на 15%, а затем — после серии митингов — ограничить рост на уровне 4%. Стоимость контракта по строительству Центрального моста к тому времени при активном участии депутатов была снижена с 91 до 48 млрд рублей. И так получилось, что к концу апреля концессия по мусороперерабатывающим заводам внезапно стала темой № 1, концентрирующей на себе протестные настроения.
До последнего момента инвесторы проекта и чиновники профильных министерств воздерживались от дискуссий с критиками, уверяя в комментариях, что проект глубоко проработан и учитывает все риски. Теперь стало очевидным — этого недостаточно. Пока концессионер занимался подготовкой к практическому воплощению, вокруг проекта сформировался имидж наскоро придуманной аферы, нацеленной на выкачивание миллиардов из бюджета и из карманов новосибирцев посредством строительство антиэкологичных мусорных полигонов в заповедных местах.
Между тем есть и другая точка зрения. Мало кто сегодня знает, что проект компании «Экология-Новосибирск» готовят с 2012 года. Это концессионное соглашение далеко не первое из подобных в России. Юристы, знакомые с проработкой вопроса, утверждают, что представители новосибирского правительства выторговали более выгодные условия по сравнению с концессиями в других регионах. Поэтому, в частности, концессионер не воспринимал всерьёз комментарии о высоких рисках регионального бюджета, считая, что их отсутствие должно быть очевидно для всех, кто заинтересован погрузиться в проблематику. Но главным риском проекта на сегодняшний день оказалось то, что его подвергают коллективной критике те, кто в проблеме не разбирается и погружаться не хочет.
Отсутствие интереса к официальной подробной информации о проекте, представленной в администрации Новолугового, простительно для участников публичных слушаний, прошедших 2 мая. Какой может быть спрос с обывателей, даже «подогретых"нагнетанием страстей? С депутатским корпусом ситуация иная. Источник, близкий к акционерам «Экологии-Новосибирск» указывает на то, что сегодня мнение заксобрания относительно проекта формируют всего лишь несколько депутатов, которые весьма вольно трактуют изученные документы и не дают концессионеру возможностей для подробных разъяснений. Поэтому и в политических кругах, и в СМИ ходят разночтения даже на уровне банальных вопросов — все-таки о мусороперерабатывающих заводах идет речь или о мусоросортировочных? На сколько именно и когда может вырасти тариф для населения? Хватит в городе мусора для загрузки двух заводов или нет?
Для журналистов и общественников политики формируют позицию, будто изменение концессионного соглашения или его отмена это более чем вероятный сценарий. Хотя почти все юристы, комментировавшие вопрос, считают, что такой форс-мажор нанесёт инвестиционному климату Новосибирской области огромный ущерб. А в Министерстве экономического развития печалятся, что на заднем плане остаётся тема доходов для региона: при нулевых вложениях со стороны области концессия за счёт налоговых платежей и 15% от валовой выручки должна приносить в казну по 1 млрд в год. Но позиция чиновников остается достаточно пассивной, что повышает политические риски непродуманных действий или манипуляций в заксобрании. А разобраться в ситуации подробно всё-таки следовало бы: на кону судьба проекта, который разрабатывали пять лет. И можно уже не найти альтернативу, чтобы вовремя успеть модернизировать систему утилизации новосибирского мусора в соответствии установкам президента.