«С экологической точки зрения понятно, что лучше бы Селенгу не трогать»
Общественная палата Иркутской области высказалась ни за, ни против монгольских ГЭС.
В Общественной палате Иркутской области (ОП ИО) состоялось предварительное обсуждение проблем, связанных с планами Монголии по строительству ГЭС в бассейне реки Селенга. Председатель комиссии по экологии палаты Екатерина Бояркина в предварительном комментарии для СМИ настойчиво повторила несколько раз: встреча не является ни слушаниями, ни
На научной основе
Из 19 приглашенных на мероприятие чиновников и общественников к назначенному часу собралась от силы половина. Екатерина Бояркина напомнила, что пока «обсуждать даже нечего», поскольку проектов ГЭС и даже предварительных документов к ним нет, а мероприятие проводится для того, чтобы «обозначить некие рамки». Почему Бояркина решила, что никаких документов нет — непонятно; ведь ГРП MINIS еще в апреле разместила на своем сайте тот же пакет, что обсуждался на слушаниях в Бурятии 20–24 марта. Главным его составляющим, как известно, являются предварительные варианты Технических заданий на проведение региональной экологической оценки (РЭО) и оценки воздействия на окружающую среду и социальных последствий (ОВОС и СП) проектов ГЭС «Шурэн» и водоотвода «Орхон — Гоби» (в рамках которого также планируется построить небольшую ГЭС).
Описать предысторию пришлось заместителю министра природных ресурсов Иркутской области Нине Абариновой. Она рассказала, что в 2016 году в правительство области обратились представители ГРП MINIS с просьбой о содействии в проведении слушаний. Правительство области выставило монгольской стороне список из 20 требований, которые нужно было выполнить до начала работ по организации слушаний — в том числе нужны были письменные обращения к правительству РФ и губернатору. Параллельно чиновники обратились в МИД России и Минприроды РФ, известив их о визите монгольской делегации. В конце концов, когда из Москвы было дано добро, был составлен график проведения общественных консультаций и перечень задач. В феврале 2017 года правительство области получило все необходимые документы из Монголии и приступило к подготовке слушаний. 19 мая в «сером доме» планируют провести итоговое совещание, на котором будет дана оценка всем состоявшимся мероприятиям.
Старший научный сотрудник Лимнологического института СО РАН Валерий Синюкович продемонстрировал участникам встречи презентацию с основными картами и цифрами, описывающими монгольские проекты. «Обратите внимание, что площадь зеркала водохранилищ и некоторые другие параметры плотин не указаны, месторасположение плотин может быть скорректировано — это говорит, что и другие параметры могут измениться. В некоторых местах пояснений к проекту Шуренской ГЭС есть явные ошибки в размерности — должны быть не тысячи кубометров, а миллионы. Уровень Орхонского водохранилища с разбегом от верхнего к нижнему 30 метров — это говорит о том, что все очень нестабильно, при этом ГЭС маломощная, всего 30 МВт. Главная задача обозначена как снабжение водой отдаленных районов Гоби, в год они хотят взять 0,8 кубического километра. Воздействие на Селенгу и озеро Байкал — пока это эквивалентно при заполнении 2 см уровня, а водоснабжение — 0,5 см в год. То есть столько Байкал не доберет», — отметил Валерий Синюкович.
Несмотря на столь скромные (на первый взгляд) параметры снижения притока, речь стоит вести о влиянии не одной станции, а целого ряда ГЭС, построенных на разных притоках. Работа Шуренской ГЭС в основном стоке Селенги в зимние месяцы приведет к увеличению стока реки в
Негативные последствия неизбежны
Заведующая сектором прогнозирования природообусловленных факторов в энергетике Института систем энергетики им. Мелентьева СО РАН Тамара Бережных рассказала, что в институте уже оценили монгольские проекты с технической точки зрения, а в 2017 году будет проведена работа по экологической оценке.
«Задача годового моделирования годового стока рек очень непростая. Мы разработали свою модель с учетом всех стоков, в том числе и российской части водосбора, которая дает две трети стока Селенги. Мы смоделировали водохранилища ГЭС Шурен и
При этом, по мнению Бережных, «главный вопрос, и к этому надо
Российские ученые пока не представляют, как процесс формирования водохранилищ и работы ГЭС скажется на состоянии живых организмов — нет никаких данных ни от монгольских ученых, ни собственных исследований. «Все нужно обсуждать, считать и думать. Скоропалительные выводы пользы не принесут», — завершила свое выступление Тамара Бережных.
Заместитель директора Института географии им. Сочавы Леонид Корытный прокомментировал это выступление кратко: разговор идет в условиях очень высокой неопределенности. «С экологической точки зрения понятно, что лучше бы Селенгу не трогать. Но раз уж мы с Монголией не договорились о поставках энергии — придется так. Проблема соотношения гидрологических и биологических последствий пока не изучена, мы вообще видим в докладе Бережных первую
Разговор плавно перешел на альтернативы строительству ГЭС. Тамара Бережных на основании одних только данных о количестве производимой в Восточной Сибири энергии выступила за увеличение экспорта из России в Монголию при существенном снижении цен с российской стороны. Достаточно снять проблемы на 10–20 лет, а там, дескать, видно будет. В принципе, о том же на слушаниях в Бурятии в марте говорили и монголы — что они платят втридорога (называлась даже сумма в 600 млн долларов в год) и экспорт еще и постоянно дорожает (камень в огород компании «Интер РАО», которая и является оператором поставок).
Директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов (которого Общественная палата на заседание
Далее он взял в руки распечатки предварительных вариантов ТЗ, которые монголы еще в феврале доставили в Иркутскую область (аналогичная литература раздавалась и на слушаниях в Бурятии). «Вот если взять эту книжечку, которую монголы всем раздали, то она довольно полная, а вот сроки очень сжатые — за такие сроки ничего понять нельзя. Если мы дополним этот проект своими пожеланиями, это означает, что мы на все согласились, готовы играть по их правилам», — резюмировал Федотов.
Помимо объемов стока неизбежно и снижение качества воды, тем более, что монгольская сторона не предоставила российской никаких данных наблюдений на гидропостах со свой территории. Российская сторона, пояснила Нина Абаринова, несколько раз пыталась оценить количество вредных веществ, привнесенных в Селенгу на территории Монголии (в частности, работал Байкальский институт природопользования), но разница в подходах оказалась непреодолима и Монголия не признала ни одного такого исследования.
«Давайте определимся, кто примет участие в слушаниях?» — обратилась к присутствующим Екатерина Бояркина. Но ответа не услышала, некоторые участники совещания после этих слов просто встали и вышли. Можно было понять лишь одно: в Иркутске на итоговое заседание 18 мая, которое состоится в
Константин Зверев, Иркутск