Больше денег с рекламы: опыт Петербурга
Власти Санкт-Петербурга готовятся объявить торги на размещение наружной рекламы. На втором по выручке после Москвы рынке по новым условиям количество рекламных мест сократится с 14,5 тысяч до 9,3 тысяч. За счет роста цен на оставшиеся носители город надеется получать до 1,1–1,2 млрд рублей в год вместо нынешних 700 млн.
Тайга.инфо рассказывает об опыте
Торги на размещение наружной рекламы в
Новая схема размещения рекламы насчитывает 9271 конструкцию. До сих пор владельцы конструкций продолжали эксплуатировать их без договоров при условии платежей в бюджет. При этом истекший срок договоров позволил Смольному получить в суде исполнительные листы на демонтаж всех конструкций, но применять их выборочно — в отношении неплательщиков и операторов, не исполнявших договоренности о добровольном демонтаже.
По договоренности с властями до конца мая Russ Outdoor, «Постер» и «Руан» должны были демонтировать 1026 рекламоносителей, размещение которых запрещают федеральное и городское законодательства об охране культурного наследия, в частности на исторических набережных. Кроме того, правительство города в январе утвердило эстетический регламент благоустройства: конструкции должны быть удалены на 3 м от фасадов домов, между ними должно быть не менее 50 м для мелких и 100 м для крупных форматов.
На ряде сохранившихся мест щиты 3×6 м будут заменены на 1,2×1,8 м, исчезнут крупные щиты возле аэропорта Пулково, а также 300 малогабаритных конструкций на опорах компании «Стоик», признанных мешающими механизированной уборке улиц.
Власти отказались и от 1,5 тыс. установленных на опорах навигационных указателей Gallery и не входивших в схему 8 тыс. конструкций на столбах освещения, размещавшихся по договору с городским предприятием «Ленсвет».
По оценке Смольного, демонтаж конструкций сократит поступления в бюджет примерно на 20%, но плата за оставшиеся должна вырасти примерно с 700 млн до 1,1–1,2 млрд руб. в год.
Всего на торги будут выставлены 22–25 лотов, в том числе не менее 2,2 тыс. афишных тумб (сейчас их 1,7 тыс.; их размещает «Руан») и 1,64 тыс. остановочных павильонов (сейчас — 1,75 тыс.). 15% всех лотов при этом будут предусмотрены для малого бизнеса. Впрочем, предприятия в этом сегменте имеют все ведущие участники рынка или их учредители.
В декабре 2016 года были внесены поправки в постановление «Об утверждении перечня национальных стандартов», позволяющие до 2020 года не демонтировать запрещенные ГОСТом конструкции, нависающие над автодорогами и установленные на разделительных полосах. Власти Петербурга тогда обратились в прокуратуру с вопросом, могут ли они выставить на новые торги около 800 таких конструкций, но ответа не получили. В итоге эти конструкции, принадлежавшие
Что в Новосибирске
В Новосибирске с конца апреля работает новый руководитель комитета по рекламе — Дмитрий Лобыня. Он должен найти компромисс между уменьшением рекламных площадей и сохранением доходов бюджета.
Мэр Анатолий Локоть надеется, что Лобыня продолжит «принципиальную» работу по наведению порядка на рынке наружной рекламы: «Здесь стоит двоякая задача — надо, с одной стороны, навести порядок с рекламой, потому что ее переизбыток признают сами руководители предприятий. [С другой стороны] — это бизнес, который приносит доход в бюджет Новосибирска, серьезные деньги, вот здесь потерять тоже не хотелось бы».
На порядок проведения конкурсов на размещение рекламных конструкций обращал внимание проект Sibpublicfaces.org: «В 21 веке конкурс проводится путем предоставления документов на бумажном носителе при непосредственном их предъявлении в адрес МКУ. Неудивительно, что практически все конкурсы признаются несостоявшимся, а договор заключается с единственным участником по минимальной цене».
Кроме того, из семи основных операторов пять связаны общими учредителями: среди них Марк Василенко (
«По сути это означает, что весь рынок наружной рекламы принадлежит нескольким лицам, что несомненно является следствием проведения конкурсов вместо открытой и прозрачной процедуры аукционов, — утверждают авторы Sibpublicfaces.org. — Доказательством подобного утверждения является опыт Казани, перешедшей на систему аукционов для определения победителей на размещение рекламных конструкций. В результате стартовые цены увеличились более чем в шесть раз, в отличие от Новосибирска, где по итогам конкурсов договоры заключаются по минимальной (начальной) цене».