Новосибирску нужны новые аргументы в конфликте с областной властью

© Кирилл Канин. Депутат горсовета с мэром Анатолием Локтем (справа)
Новосибирску нужны новые аргументы в конфликте с областной властью
04 Июн 2017, 07:00

Споры по поводу распределения налоговых доходов между областью и Новосибирском могут стать поводом для ревизии финансовой деятельности муниципалитета. Вопрос в том, какую роль дальше возьмется играть горсовет. У депутатов есть время подумать до июньских сессий, пишет «ЦДЖ».

Тайга.инфо публикует аналитическую заметку «Сводки» «Центра деловой жизни».

Городские депутаты формально выступили инициаторами обращения к областному руководству с требованием вернуть Новосибирску 10% от поступлений по налогу на доходы физических лиц. В 2014 году область перераспределила эти деньги (порядка 3,5 млрд рублей) в свой бюджет. К тому моменту практически все субъекты России поступили аналогично, воспользовавшись изменениями в федеральном законодательстве. Новосибирск два года получал больше других муниципалитетов. И, наверное, получал бы дальше, если бы общеэкономические проблемы не ударили по бюджетной сфере.

Теперь горсовет требует вернуть деньги, поскольку бюджет области стабилизировался и показал профицит. Принято считать, что именно перераспределение доходов от НДФЛ лишило муниципальную власть, так называемого, «бюджета развития». Для мэра Анатолия Локтя в этой ситуации нашелся очевидный плюс: объясняясь публично на тему «денег нет», градоначальник всякий раз мог жаловаться на обездоленный бюджет. А сейчас он получил всеобъемлющую поддержку горсовета.

Майская сессия была наполнена эмоциями. Консолидированная позиция городских депутатов из-за этого выглядела особо грозной. Но уже на следующий день пошла обратная реакция. В заочную полемику с городскими депутатами вступили их областные коллеги. Причем, опять же на эмоциях. Нынешний конфликт вокруг НДФЛ может мобилизовать заксобрание, поскольку областные парламентарии испытывают нехватку бюджетных денег для своих округов. На этой неделе депутаты разных уровней продолжили обмениваться выпадами через СМИ и социальные сети. Областное правительство, тем временем, постаралось перевести дискуссию в профессиональное русло.

В конце мая «Коммерсант» опубликовал интервью с вице-премьером областного правительства, министром финансов и налоговой политики Виталием Голубенко. Непубличный финансист, редко общающийся с прессой, подробно прокомментировал нынешние межбюджетные отношения между субъектом и городом. На взгляд министра, вопрос мог обостриться только из-за того, что представители мэрии и горсовета поверхностно и неполно разобрались в повестке вопроса.

Признав, что решение о перераспределении доходов от НДФЛ принималось, как временное, Голубенко уточнил, то в 2014-м никто не мог предвидеть, что с 2017 года правительство заберет у регионов в федеральный бюджет 1% от налога на прибыль и четверть доходов от акцизов на нефтепродукты. Бюджет Новосибирской области теряет на этом около 4 млрд рублей в год, а задачи остаются в полном объеме. В числе этих задач содержание новосибирского здравоохранения, поддержка образовательной сферы и социальных учреждений. Совокупно город в 2017 году получит от области порядка 30 млрд рублей почти что второй бюджет.

Первая претензия, которую областные депутаты уже предъявляли муниципалитету неспособность собрать долги за аренду земли со вполне живых компаний

Профицит областного бюджета, зафиксированный по итогам первого квартала, носит скорее технический характер, и обусловлен консервативным подходом областного минфина к планированию. В данном случае часть расходов сместили с января 2017 на декабрь 2016. В целом же для Голубенко приоритет держаться подальше от критических бюджетных параметров. Поэтому бюджет региона утверждается максимально консервативно, а затем в течение года заксобрание утверждает поправки, увеличивающие доходную и расходную части. У мэрии, накопившей долг в размере 84% от общего дохода города, подход другой: в доходной части оказываются заведомо неисполнимые планы.

Если эскалация пойдет дальше а к этому есть очевидные предпосылки к доходной части городского бюджета присмотрятся внимательней. Первая претензия, которую областные депутаты уже предъявляли муниципалитету неспособность собрать долги за аренду земли со вполне живых и здравствующих компаний. В том числе, представленных депутатами в горсовете.

В интервью «Коммерсанту» Голубенко также отметил проблему с налоговой недоимкой Новосибирска. «Если муниципальное образование мобилизует недоимку в областной бюджет, то ему вернется 20% от этой суммы. Но, к сожалению, город не использует эту возможность в отличие от сельских районов. И на сегодняшний день три четверти всей недоимки по платежам в областной бюджет сконцентрированы в городе», отметил министр.

Позиция мэрии город исчерпал возможности для получения доходов. У горсовета есть два пути. Либо поддержать главу города и обострить ситуацию, либо переключиться на разбирательства внутри муниципалитета. Другого бенефициара, кроме мэра, в нынешней истории как не было, так и нет. Удобней требовать больше денег из области, нежели трудиться над поиском новых возможностей в городе.

Градоначальник от КПРФ и горсовет, большинство голосов в котором принадлежит «Единой России», оказались в одной лодке из-за крайне неприятной ситуации с тарифами ЖКХ, увеличение которых пришлось поддержать, а потом пережить отмену этого решения. Но надо ли и дальше плыть вместе, с креном на левый борт, когда депутатам приходится огребать за мэра важный вопрос на подумать. И время до июньских сессий пока есть.

«В бюджетном конфликте с областью городу нужны новые аргументы», «Сводка» «ЦДЖ», 2 июня





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года