© Предоставлено «Русью сидящей»
26 Июн 2017, 06:53
Правозащитники нашли несколько подозрительных контрактов между ИК-2 в Новосибирске, не имеющей посевных площадей, и предприятиями депутата регионального парламента, много лет поставляющим колонии сельхозпродукцию и услуги по севу и уборке урожая. «Русь Сидящая» проанализировала сотрудничество топ-менеджера ГУ ФСИН Артема Евсеенко и депутата Глеба Поповцева.
Многолетнее сотрудничество нынешнего начальника ИК-2 ГУ ФСИН России по Новосибирской области, подполковника внутренней службы Артема Евсеенко и депутата новосибирского заксобрания Глеба Поповцева (фракция «Единая Россия») вызвало вопросы у благотворительного фонда помощи заключенным «Русь Сидящая». По мнению правозащитников, анализ госзакупок сельскохозяйственной и животноводческой направленности позволяет заподозрить коррупционную составляющую в совместной деятельности начальника колонии и парламентария.
«Под видом мнимого производства ФСИН закупает у сельхозпредприятий продукцию. Все вроде бы ничего, закупать эту продукцию можно, но какие-то колоссальные объемы идут на ИК-2 Новосибирска: за шесть лет, с 2011 по 2017 годы, — 418 млн рублей, — рассказал Тайге.инфо координатор правозащитного направления „Руси Сидящий“ Алексей Федяров. — Помимо этого, выделяются еще средства на питание зэков. Мы стали изучать, и выяснилось, в мае 2017-го заключено контрактов на 54 млн рублей, и засевается около 2900 га посевной — на каждого зэка по 1,5 гектара (там содержится 2 тыс. зэков по нормативам). Плюс 600 голов свиней. Получается, государство за каждого заключенного возделывает 1,5 га земли, засевается пшеницей, ячменем, картошкой, капустой, растит для него свиней. Не многовато ли?»
Схема закольцована, предполагает собеседник редакции: колония закупает у сельхозпредприятий продукцию, а потом объявляет аукционы на продажу излишков, и другие колонии эти излишки покупают, но так как двойная госзакупка невозможна, первая закупка оформляется как производство.
«Как можно в этом году выполнить контракт на посадку картошки в июне? Или на засев злаковых 3 тыс га в июне?»
На те же деньги можно было бы просто купить продуктов для питания зэков, считает Федяров (условия содержания заключенных в новосибирских учреждениях ФСИН при этом далеки от удовлетворительных). Кроме того, на сомнительность контрактов указывают сроки: «Как можно в этом году выполнить контракт на посадку картошки в июне? Или на засев злаковых 3 тыс га в июне? В июне не сеют. Мы нашли отчет минсельхоза, где они пишут, что в мае весь сев закончен, в том числе в „Ярковском“ (которым владеет депутата Поповцев — прим. Тайги.инфо)».
В справке, предоставленной «Русью Сидящей» Тайге.инфо, говорится, что в апреле 2017 года администрация ИК-2 в лице Евсеенко разместила на официальном сайте госзакупок предложения на участие в тендерах на общую сумму 54,026 млн руб. Все лоты имеют исключительно сельскохозяйственную направленность (поставка семенного картофеля, пшеницы, ячменя, удобрений и гербицидов, молодняка свиней и тому подобное). Единственные заявки на участие в аукционе подавали на сумму 37 млн 44 тыс 241 рублей ЗАО СПХ «Ярковское» и ООО «Сибирские овощи», которым также владеет Поповцев.
«Первый вопрос: сколько продуктов для зэков можно было купить на эти 54 млн? И эти 54 млн не включают в себя затрат, которые будут в сентябре на уборку 3 тыс га, хранение, переработку, — отметил Федяров. — По предыдущим годам есть контракты вплоть до засолки овощей и их бочкования, примерно 70 млн на одну колонию. Если найти за 70 млн просто какого-нибудь поставщика питания, чтобы он кормил зэков три раза в день, мне кажется, никаких бы проблем не было бы, все зэки могли бы каждый день хорошо есть».
По сведениям правозащитников, по аналогичным схемам контракты на поставку сельхозпродукции и услуг по посадке, культивации и сбору урожая с вышеуказанными фирмами и их предшественниками ИК-2 заключала и ранее, в том числе с «Сибирскими овощами (11 контрактов на сумму 34 млн 190 тыс. 885 рублей; с ООО «Овощевод» (43 контракта на сумму 90 млн 705 тыс. 256 рублей); ООО «СХП „Ярковское“» (59 контрактов на сумму 138 млн 99 тыс. 58 рублей); ООО «Сельхозторг» (11 контрактов на сумму 34 млн 571 тыс. 716 рублей); ООО «Альтаир» (18 контрактов на сумму 46 млн 266 тыс. 834 рублей).
«Для чего колонии такой объем продуктов, тысячи тонн зерна, картошки? Она не может это переварить физически. Вы тратите такие деньги, но почему не делаете закупки от ГУФСИН Новосибирской области?»
Будучи начальником колонии-поселения №22 ГУФСИН России по Новосибирской области, Евсеенко заключил 15 контрактов с ООО «Овощевод» на сумму 13 млн 274 тыс 20 рублей и 21 контракт с ООО «СПХ „Ярковское“» на сумму 61 млн 579 тыс 795 рублей, где также фигурировала единственная поданная заявка.
Сейчас Евсеенко продолжает поддерживать коммерческие отношения с сельхозпредприятием ООО «Группа ОСК», с которым ранее администрация КП-22 заключила 10 госконтрактов на сумму 27 млн 745 тыс 53 рублей. В мае текущего года «Группа ОСК» стала единственным участником электронного аукциона на сумму 2 млн 340 тыс рублей на поставку в ИК-2 семян ярового ячменя.
«Всего предпринимателем Поповцевым и аффилированными с ним фирмами заключено государственных контрактов с подконтрольными Евсеенко и его предшественникам исправительными учреждениями системы новосибирского ГУФСИН на сумму 418 миллионов 687 тысяч 568 рублей», — подчеркнуто в предоставленных Тайге.инфо сведениях.
«В итоге возникает резонный вопрос: для чего колонии такой огромный объем продуктов, тысячи тонн зерна, картошки? Она не может это переварить физически. Вы тратите такие деньги, но почему вы не делаете такие закупки от ГУФСИН Новосибирской области? Куда проще, казалось бы, когда ГУФСИН определяет потребности колоний, закупает и распределяет по заявкам колоний», — объясняет Федяров.
У ИК-2 Новосибирска очень маленькая территория, она расположена в городе и не может ничего «физически произвести», утверждает собеседник Тайги.инфо. Каждая колония получает 70–100 млн в год, «тратит их якобы на производство», а фактически на закупку продовольствия, и потом снова перепродает его.
«Сначала тонна картошки закупается колонией у сельхозпредприятия, а потом другие ФКУ покупают у нее эту картошку, которую колония якобы произвела. Переплачивается минимум в два раза, — рассказал координатор „Руси Сидящей“. — Связка ИК-2 и предприятия Глеба Поповцева такова: все закупки только у них в течение шести лет. А само „Ярковское“ — тухлое абсолютно, несколько гектаров засеяно, техники нет. Но если ты каждый год получаешь 50–70 млн рублей от государства и ничего не поставляешь, закрываешь конторы, где эти тысячи тонн продукции? Зэки-то жрут баланду. Но мы никого не обвиняем, мы просто выкладываем факты».
Поповцев, по данным базы «Контур-Фокус», возглавляет СХП «Ярковское» и является единственным владельцем ООО «Сибирские овощи». Формально депутат не связан с ООО «Группа ОСК», которая принадлежит Надежде Мальцевой, Юрию Беланову и Нане Рожко. ООО «МИР» формально также не связано с Поповцевым.
«Правозащитники не исключает, что указанные юрлица вообще не осуществляют заявленной в контрактах деятельности, а участвуют исключительно в выводе бюджетных средств»
«Конечными бенефициарами перечисляемых из госбюджета денежных средств в рамках расчетов по заключенным госконтрактам являются именно Поповцев и Евсеенко, получающий от данного предпринимателя материальные ресурсы в виде „откатов“ в процентном соотношении от сумм сделок, — ссылается „Русь Сидящая“ на мнение задействованного в оценке ситуации эксперта. — На коррупционную связь начальника ИК-2 и Поповцева указывает исключительный характер заключения учреждений ИК-2 и КП-22, в разное время возглавляемых Евсеенко, госконтрактов на крупные суммы с фирмами, принадлежащими Поповцеву, а также тот факт, что после перевода Евсеенко к новому месту службы в ИК-2, администрация КП-22 в какие-либо коммерческие отношения с вышеуказанными юридическими лицами не вступала».
Часть выигравших тендеры от колоний предприятий, подконтрольных Поповцеву (например, ООО «Овощевод» и ООО «Сельхозторг»), была переведена из Новосибирской области в Республику Алтай, где позже ликвидирована.
ИК-2 имеет лицензии на выращивание однолетних и многолетних культур, животноводство, переработку и консервирование мяса и мясной пищевой продукции, оптовую торговлю сельскохозяйственным сырьем и живыми животными, но не располагает ни угодьями, ни помещениями, ни людскими ресурсами, чтобы полностью самостоятельно заниматься этой деятельностью.
Правозащитники не исключают, что упомянутые в анализе юридические лица «вообще не осуществляют заявленной в контрактах деятельности, а участвуют исключительно в выводе бюджетных средств, и по окончании календарного сезона сбора урожая приобретают оптом по бросовым ценам у других фирм продукцию для передачи ее в ИК, путем расходования незначительной части аккумулированных средств, поступивших за оплату полного цикла сельхоз работ».
«Установлено, что часть фирм, с которыми заключались контракты, не имеют материальной базы, позволяющей осуществлять какую-либо сельхоздеятельность в крупных объемах. Также вызывает подозрение крайне высокий уровень внешней задолженности и низкий уровень прибыли этих предприятий. Для проверки данной информации о фиктивной деятельности отмеченных юридических лиц необходимо запросить отделение ПФР России по Новосибирской области на предмет поступивших в его адрес отчислений и сведений о численности их сотрудников, что позволит получить объективную оценку, — заключили авторы аналитической справки. — Также необходимо дополнительно провести одномоментное изъятие всей имеющей отношение к госконтрактам документации в названных фирмах и в колонии».
Маргарита Логинова