«Я зависим от других — это бесит»: новосибирская семья бьется за доступную среду для своих детей
Даже пандус не всегда залог того, что живущий в доме колясочник сможет выйти из подъезда. Без помощи другого он оказывается заперт в четырех стенах. Жительница Новосибирска Ольга Батяева, мать двоих детей с ДЦП, считает, что ее сын и дочь должны увидеть мир, а для этого им нужен специальный подъемник за полмиллиона рублей. Как они просили о помощи президента Путина, мэра Локтя и соседей — в репортаже Тайги.инфо.
Настя и Дима Батяевы живут с мамой и папой на первом этаже панельной десятиэтажки на окраине Новосибирска. Насте 13 лет, Диме 29, общих интересов у старшего брата и младшей сестры в силу возраста не очень много, но в одном они друг друга понимают как никто — как сложно жить в инвалидной коляске: у обоих ДЦП.
Особенно нелегко их маме, Ольге — она не работает и все время посвящает детям. «Человеку в коляске можно показать весь мир. Он может получить образование, он может быть полезным», — говорит Ольга, но трудности с миром начинаются сразу за порогом квартиры.В их подъезде установлен раскладывающийся пандус, вроде и широкий, но такой тяжелый, что им никто не пользуется. «Я один раз попробовала —
сорвала себе кисти. Такая тяжесть, что по этой рельсе можно танк спустить. Поэтому я тащу по ступенькам волоком и еще через порожки,
— объясняет Ольга. — Когда спускаю, Настя говорит: „Мам,
Место для парковки для машины Батяевых — прямо напротив Настиной комнаты. В любую погоду, под дождем и по снегу, Ольга практически выволакивает детей из подъезда, а потом обходит дом, чтобы загрузить их в машину. Она три года смотрела на парковку из дочкиного окна, пока не поняла, что им нужен выход наружу с подъемником с внешней стороны дома именно здесь. Просто
Тогда Батяевы обратились в компанию, которая спроектировала и обсчитала им подъемник — получилось почти 500 тыс. рублей. Таких денег у семьи не было, но Ольгу это не остановило.
«Я обратилась за помощью в приемную президента, мне ответили, что письмо скинули в Новосибирскую область. Из администрации Ленинского района к нам пришли, посмотрели, сказали, что могут предложить только облегченный пандус. Но он мне зачем, я же все равно тягаю коляски через порожки и корячусь, дверь держу. А сами они без моей помощи никуда не выйдут», — говорит мама Насти и Димы.
«Настю я каждый день вожу в школу, спускать полегче, а поднимать — мне каждый раз кажется, что кишки наружу вылезут»
После второго письма в Москву на Ольгу, как она говорит, обиделась мэрия и стала ее игнорировать. Тогда она, увидев на олимпиаде, куда приехала с Настей, мэра Локтя, кинулась с вопросом прямо к нему.
«Анатолий Евгеньевич своей свите сказала решить проблему в течение десяти дней. В итоге мне передали, что на строительство балкона с подъемным устройством мэрия выделила 175 тысяч, а в смете 440 тысяч на балкон и 60 тысяч на подъемник. Пообещали найти строительную компанию, которая построит подъемник за эти деньги, которые они выделили. Конечно, не нашли. А до встречи с Локтем хотели вообще 20 тысяч дать», — смеется Ольга.
Ради подъемника Ольга с Настей месяц собирали по всем жильцам дома подписи, что они не против его установки. Особенно их беспокоил сосед, живущий сверху, под окном которого появился бы козырек, но и он согласился на преобразования, чтобы дети Оли на колясках смогли выходить из дома, а Оля перестала надрываться.
Раньше Настя ходила в коррекционную школу, и там ей было скучно и совсем не было подруг. После переезда она пошла в новую школу №67 недалеко от дома, которая оказалась инклюзивной, и теперь одноклассники спорят, кто будет возить Настю по коридорам. «Мы так боялись перед 1 сентября, а дети все оказались хорошие. Нас завуч каждый день спрашивает, все ли удобно. Туалеты и классы оборудованы, есть тьютор, да все есть! — не скрывает радости Настина мама. — И самое главное — отношение других детей: никто никого не обижает. У нас в классе есть Леша, ходит на
Настя хочет стать
Дима пишет музыку, сотрудничает с известными новосибирскими музыкантами, участвовал в спектакле интеграционной студии «Особенный тип» «Ангел с усами», а недавно занялся паралимпийским фехтованием. «У спортсменов все четко. Мне нравится, что к тебе там не относятся, как к лошаре, даже если ты в первый раз пришел. Взрослые мужики принимают тебя за равного», — рассказывает брат Насти.
Оля надеется, что к новому учебному году подъемник у них уже будет, потому что скоро она не сможет таскать детей по лестнице, и все они окажутся запертыми в квартире. Хорошо, что семье помогают благотворительные фонды: «Спасибо!», Русфонд, «Помоги.орг» в разное время покупали вертикализатор, беговую дорожку, отправляли на реабилитацию.«У нас даже в рекомендациях от врачей написано „адаптация жилья“, чтобы все было удобно для колясочника. Государство не помогает почти, никакой доступной среды нет нигде, — добавляет Ольга. — Мне так хочется, чтобы они сели сами на коляски и поездили хотя бы у нас по Троллейке. Спасибо за эти 170 тысяч, когда первые деньги от мэрии придут, сразу начнем фундамент заливать, металлоконструкцию варить».
Как и многим родителям, оказавшимся в похожей ситуации, Ольге и ее мужу предлагали отказаться от Димы и Насти. «Но это наши дети, и пока бьются наши сердца, мы будем делать для них все, — говорит Ольга. — Просто чтобы они жили не хуже других».
На установку подъемника не хватает порядка 300 тысяч рублей. Сделать перевод, чтобы Дима и Настя Батяевы могли выходить из дома, а их мама перестала надрывать спину, можно на сайте фонда «Солнечный город» (проект «Соучастие» с пометкой в назначении платежа «Батяевы»).
Текст: Маргарита Логинова
Фото: Влад Некрасов