Меняйло ткнул губернаторов в обманутых дольщиков: «Не надо доводить ситуацию до пикетов»
Сибирский полпред Сергей Меняйло провел совещание по проблемам обманутых дольщиков. Он раскритиковал власти Омской области и Забайкалья, остановился на Новосибирске и Красноярске, а также вступился за томского губернатора. МВД насторожила активность людей: более 1 тыс. пострадавших сибиряков вышли протестовать в 2017 году.
Меняйло начал совещание 19 июля с пожеланий томскому губернатору Сергею Жвачкину «не теряться» и «иногда выходить на связь», несмотря на «напряженную пору», очевидно, имея в виду избирательную кампанию.
В Сибирском федеральном округе — 124 проблемных объекта. Более 2,7 тыс. жителей признаны обманутыми дольщиками, заявил Меняйло. По его информации, до конца 2017 года планируется сдать только 36 долгостроев.
«В последнее время в регионах округа появились дома, строительство которых начато в 2014 году. Это такая тенденция опасная, на мой взгляд», — отметил полпред. Он добавил, что регионы часто искусственно занижают количество проблемных домов. Если в Новосибирске дольщики считаются «обманутыми» до момента физического получения квартир, то в некоторых регионах — до заключения договора с
В Новосибирской области остается наибольшее количество обманутых дольщиков, но она показывает самые высокие темпы сдачи проблемных объектов: в 2015 году — 23 дома, в
Основными причинами появления обманутых дольщиков в Сибири Меняйло назвал «доверчивость граждан», их слабую юридическую подготовку и мошеннические схемы застройщиков. «Не надо доводить ситуацию до такой степени, чтобы люди выходили на пикеты для того, чтобы их услышали», — завершил он свою вступительную речь.
Заместитель генпрокурора РФ Иван Семчишин заявил, что в Омской области каждый строящийся дом является проблемным, в Новосибирской — каждый седьмой. В первом квартале 2017 года установлено более 800 нарушений закона в сфере долевого строительства.
«Я был губернатором и сталкивался с этими вопросами. Мы должны дать возможность дать регионам принимать такие решения в развитии федеральных норм»
Начальник ГУ МВД по Новосибирской области Юрий Стерликов, который также возглавляет совет руководителей территориальных органов полиции в Сибири, напугал губернаторов и их представителей количеством протестных акций обманутых дольщиков. Только в 2017 году сибиряки провели 32 пикета, митинга и голодовки, в которых участвовали более 1 тыс. человек.
«Подобная протестная активность граждан не может не вызывать беспокойство всех государственных структур», — признал Стерликов.
Общая часть совещания на этом не закончилась. Слово взяли зампред комитета по транспорту и строительству Госдумы РФ Павел Федяев (сын главы кемеровского холдинга «СДС» Михаила Федяева) и замминистра строительства РФ Никита Стасишин, опоздавший
Стасишин назвал ситуацию в Омской, Новосибирской и Томской областях наиболее тяжелой. Федеральный чиновник и депутат Госдумы говорили больше не о конкретных примерах, а в общем о теме — в связи с федеральным законодательством и правом субъектов РФ принимать собственные нормы, которые в теории должны облегчить жизнь дольщикам.
В 2016 году регионы, напомним, потеряли право отдавать без торгов участки застройщикам, которые соглашались за свой счет доделать проблемные объекты. Сейчас субъекты могут лишь принять собственные законы о масштабных инвестпроектах. Эти документы дают право выделять дополнительную землю без торгов под социальные проекты, но не под строительство жилья потенциальным инвесторам в долгострои, чем Меняйло возмутился.
«Всё понятно, — сказал он замминистра строительства РФ. — Моя позиция иная. Я был губернатором и сталкивался с этими вопросами. Мы должны дать возможность дать регионам принимать такие решения в развитии федеральных норм. Если я застройщик, я говорю: „Я готов взять на себя объект, но дайте мне земельный участок“. А емкость участка мне позволяет строить не 100 кв. м, а 100 тыс. кв. м, а обманутых дольщиков — 100–200 человек. Тут надо просто норму сформулировать — я говорю про
Бурятия
По словам врио губернатора Алексея Цыденова, в республике всего девять проблемных объектов, и по каждому власти вынуждены искать выход. Он отметил, что для них невозможно найти «типовые решения», поэтому подходить приходится «творчески».
Забайкалье
Губернатор Наталья Жданова не вышла на связь с полпредством, ее представляли подчиненные. По их словам, в регионе пять долгостроев. По данным Меняйло их оказалось три. Тем не менее, полпред жестко раскритиковал краевые власти за отсутствие четкого плана достройки домов и внятных сроков решения проблемы.
Меняйло также сослался на местные СМИ, которые сообщили, что министерство территориального развития «не решает проблему». Замминистра строительства поддержал эту позицию.
Красноярский край
Количество проблемных домов в регионе выросло за 2017 год с восьми до 12. Глава краевого правительства Виктор Томенко объяснил это изменением методики подсчета — с июня «проблемными» считаются те дома, работы на которых не ведутся больше шести месяцев.
Томенко пообещал сдать все 12 объекты до конца 2018 года. Меняйло отметил «системный подход» краевых властей, но попросил подчиненных губернатора Виктора Толоконского лично проехать по всем долгостроям.
Кроме того, полпреда возмутило, что власти не включили в реестр пострадавших дольщиков тех, кто вложился в строительство дома на улице Хабаровская,5 в Красноярске. Здание построено без разрешения мэрии, поэтому по закону его нужно снести.
Иркутская область
В Приангарье зарегистрировано 13 проблемных объектов. Меняйло не стал долго мучить зампреда регионального правительства Руслана Болотова, ограничившись предложением усилить работу с пострадавшими, которых нужно информировать о мерах поддержки.
Омская область
Больше всего досталось первому зампреду омского правительства Андрею Новосёлову. В регионе 21 проблемный объект, на которые привлечены средства более 2 тыс. человек. Один дом удалось сдать в
Новосёлов
Меняйло оговорился, что его не так уж и просто ввести в заблуждение. Он заявил, что омские власти довели некоторых дольщиков только до договоров с ЖСК и вычеркнули их из реестра, чтобы не портить статистику: «До тех пор, пока человек не получит квартиру, он не должен быть исключен из реестра!»
Новосёлов пытался возразить, что власти не исключают таких людей из реестра, но Меняйло сказал, что «у вас исключаются». «Друзья, если я говорю, что вы исключаете, я это не из головы взял, поэтому давайте будем воспринимать то, что я вам говорю, как достоверные факты», — порекомендовал он.
Минстрой РФ добавил дров в костер под омским правительством. По мнению Стасишина, контролирующие органы на региональном уровне «вообще не работают с проблемными объектами».
Алтай, Тува, Хакасия
В Республике Алтай нашлось два незавершенных дома, по которым региональные власти уже подготовили графики ввода в эксплуатацию. В Туве не оказалось местного закона по мониторингу объектов долевого строительства —представитель республики пообещал, что документ примут в ближайшее время.
Алтайский край Меняйло привел в качестве успешного региона. По словам губернатора Александра Карлина, местные власти работают «на опережение» и отслеживают потенциально опасные дома.
В Хакасии остается всего один объект, зарегистрированный еще в 2008 году. Пострадавшими признаны 20 дольщиков, которые вынуждены были дойти до Верховного суда РФ, чтобы отстоять свою правоту. У правительства Виктора Зимина пока нет решений, как помочь людям, но Меняйло рекомендовал отыскать его.
Томская область
В Томской области, по словам губернатора Сергея Жвачкина, всего шесть проблемных объектов. По всем есть графики завершения строительства. Он обратил внимание федеральных властей, что нужно менять законы, потому что полиция не может довести до суда большинство дел в отношении недобросовестных застройщиков: «Мы не занимаемся теми, кто создавал обманутых дольщиков».
Кроме того, Жвачкина удивили слова Минстроя «из московской студии», что Томская область одна из худших: «Все идет по графику, у
«Тогда, пожалуйста, обеспечьте корректное предоставление информации вашими подчиненными в адрес Минстроя Россия, — парировал Стасишин. — <…> Хорошо, Сергей Иванович, можно под протокол, что заместитель министра сам приплюсовывает объекты. Я сейчас покажу письмо, в котором ваши подчиненные пишут, что их 16».
Меняйло остановил спор, но признал, что «вертикаль или горизонталь» между региональным и федеральным министерствами не работает.
Ярослав Власов