Красноярское ГУ ФСИН ответило на обвинения в пытках полусотни заключенных
Правозащитники обнародовали данные об избиении заключенных в ИК-31 Красноярского края. По информации общественников, пострадавших более 40 человек. Людей ставили «на растяжку», подвешивали, били, душили, окунали в ведро с половой тряпкой, угрожали им сексуальным насилием. Инциденты скрывались. В ГУ ФСИН заявили, что речь идет о самых злостных нарушителях, в том числе оправдывающих радикальный ислам и распространяющих воровские традиции. Но пообещали провести проверку.
Текст с перечислением нарушений, именами пострадавших и примерами издевательств опубликовала 7 августа на своем сайте Общественная наблюдательная комиссия Красноярского края. Организация сообщила о большом количестве жалоб от осужденных об избиениях в Едином помещении камерного типа (ЕПКТ) в исправительной колонии №31 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Как правило, обратившиеся люди указывают на одних и тех же сотрудников.
Осужденные утверждают, что их избивали на приготовленном заранее матраце, для удушения использовали пакет, противогаз или просто тряпки, связывали веревками, скотчем, поднимали и бросали об пол. Прыгали по телу, давили ногами и коленями лицо, голову, шею, выкручивали руки и ноги, били дубинками и киянками по телу и ступням, ставили «на растяжку», раздвигая ноги киянками. В нос им заливали воду или окунали головой в ведро с водой и половой тряпкой. Двое утверждали, что после избиения им «предлагали» есть кашу и при этом хвалить сотрудников за вкусную кашу или кричать в свой адрес оскорбления.
Кроме избиений, по словам осужденных, зачастую сотрудники угрожают насильственными действиями сексуального характера, демонстрируя определенные предметы.
Заключенные также сообщают, что угроза избиения сохраняется в течение всего времени содержания в ЕПКТ
9 августа ГУ ФСИН по Красноярскому краю прокомментировало заявление общественников на своем официальном сайте. В ведомстве сообщили, что по изложенным фактам проводится проверка с привлечением прокуратуры и Следственного управления СК РФ по Красноярскому краю, отметив при этом, что ранее жалобы тоже поступали, но они не подтвердились.
«Единое помещение камерного типа предназначено для изоляции осужденных, являющихся наиболее злостными нарушителями режима содержания. Это категория осужденных, негативно влияющих на основную массу спецконтингента, открыто высказывающих свое негативное отношение к выполнению законных требований администрации, к сотрудникам учреждений, большая часть из них поддерживают и распространяют так называемые „воровские традиции“», — говорится в заявлении.
Для постоянного надзора за осужденными ЕПКТ оборудованы камерами видеонаблюдения, сотрудники обеспечены техническими средствами контроля и надзора.
В управлении ФСИН подчеркнули, что все содержащиеся в ЕПКТ
Физическая сила, по данным ведомства, применялась к осужденным в 2017 году в четыре случаях, в 2016 — в двух. Все действия в ГУ ФСИН назвали обоснованными и направленными на обеспечение безопасности сотрудников и спецконтингента.
В Общественной наблюдательной комиссии заявили о 48 пострадавших — это те, кто сообщил сам или о ком рассказали другие заключенные. По оценкам правозащитников, потерпевших больше. Как минимум, 22 человека направили заявления в Следственный комитет РФ. По сведению членов наблюдательной комиссии, ни одного уголовного дела возбуждено не было, невзирая на четыре случая наличия зафиксированных телесных повреждений.
В Совете по правам человека уже заявили о намерении проверить сообщения о пытках в колонии. «Мы примем участие в проверке этих сообщений. Красноярское управление ФСИН всегда было на очень хорошем счету, поэтому подобное сообщение — это гром среди ясного неба. Все нужно проверить тщательнейшим образом», — сообщил РБК председатель организации Михаил Федотов.
Между тем, в 2017 году националист Вячеслав Дацик отсудил в Европейском суде по правам человека компенсацию в 5 тыс. евро за условия пребывания именно в красноярской колонии ИК-31. Как писала «Фонтанка», обращение в суд было обусловлено стесненными условиями проживания (1,9 квадратных метра на человека), переполненностью камеры, нехваткой кислорода и постоянным присутствием сигаретного дыма.