Портрет на стене
Отвернувшись от Запада, Россия в «троллейбусе, который идет на Восток» движется в сторону Китая и Японии. «Три чукотских мудреца» в одной песне с «алюминиевыми огурцами» словно предсказывают появление олигарха Романа Абрамовича. «Апрель» при желании можно истолковать как рассказ о втором пришествии Иисуса Христа: «И умрет Апрель, и родится вновь, и придет уже навсегда».
Возле памятника Цою на Социалистическом проспекте в Барнауле почти всегда можно встретить молодежь.
«Нам уже стали тесны одежды, сшитые вами для нас одежды, и вот мы пришли сказать вам о том, что дальше!» — нескладно поет долговязый парень в черной кожаной куртке. Его девушка держит в руках шапку. Улыбаясь, она взглядом предлагает прохожим поддержать молодого исполнителя. От парочки пахнет спиртным.
Спустя 27 лет после смерти Цоя его песни можно услышать на улицах, на радио и телевидении, в социальных сетях. Простые мелодии легко поддаются аранжировке, это позволяет адаптировать их для проектов современного шоу-бизнеса вроде «Голоса». В Барнауле, к примеру, музыку группы «Кино» сыграет оркестр русских народных инструментов «Сибирь». Вряд ли Цой предполагал, что ритмы, рожденные в коммуналках, когда-нибудь прозвучат на балалайках и домрах.
Но причина популярности Виктора Робертовича кроется, конечно, не только в музыке. Для племени перестройки рок-музыкант был глашатаем эпохи. Сердца и глаза миллионов людей требовали перемен, — и Цой спел об этом. Он провозгласил смену эпох, но сам «крупнейшую геополитическую катастрофу XX века» не увидел. Для выросших в те времена «Группа крови», «В наших глазах» и «Звезда по имени Солнце» — часть жизненной истории. Такая же, как авария на Чернобыльской АЭС и подписание соглашения в Беловежской пуще. Советское время заканчивалось на кухнях под цоевский гитарный бой, и музыка была неотделима от истории.
Советский ренессанс получил прописку на экранах под одобрительный хруст попкорна
Но почему песни
90 млн рублей на третий фильм получит студия Алексея Учителя. Деньги выделила структура Министерства культуры РФ — Фонд кино. Режиссер «Матильды» задумал сделать фильм о Цое без актера, который Цоя будет играть. Вместо этого используют кадры документальной хроники. «Потенциал фильма о Цое не меньше, чем фильм „Высоцкий“. Это история
Мы живем во времени, в котором нет современных героев. Политическая и общественная ситуации сегодня таковы, что основой для сценариев «важнейшего из искусств» становятся мифы и легенды СССР. Байопики советских спортсменов, актеров и космонавтов собирают кассу и заставляют людей говорить: «Ну
В этой ситуации идеологический вектор совпадает с коммерческим. В фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» нам показывают «хорошего человека на плохой работе» — благородного полковника КГБ, совершающего тяжелый нравственный выбор и в итоге спасающего людей от тюрьмы. Во «Времени первых» успех космической операции полностью зависит от простого пилота вертолета, который находит в ледяной тайге Леонова и Беляева. «Спасибо, Володя!» — говорит ему великий конструктор Королев, и это, без сомнения, не случайно. Государство, выделяя средства, транслирует нужный образ, люди платят за просмотр деньги — кажется, что все довольны. Советский ренессанс получил прописку на экранах под одобрительный хруст попкорна.
Все это немного напоминает компьютерную игру — кажется, что нашу реальность
Тем удивительней, что сегодняшняя система дает деньги на фильм о человеке, который предсказал крах системы предыдущей. И уж совсем невероятно, что появившееся в глубинах Минкульта желание увидеть кино про «Кино» совпало с устремлениями Кирилла Серебренникова — человека, которого сложно заподозрить в следовании политической конъюнктуре.
Если бы Цоя не существовало, его следовало бы выдумать. Сейчас это идеальный герой. Его песни — пластилин, из которого каждый может вылепить удобный для себя образ мира. Кореец Цой заставляет вспомнить блоковские строчки «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, с раскосыми и жадными очами!» И отвернувшись от Запада, Россия в «троллейбусе, который идет на Восток» движется в сторону Китая и Японии. «Три чукотских мудреца» в одной песне с «алюминиевыми огурцами» словно предсказывают появление олигарха Романа Абрамовича. «Апрель» при желании можно истолковать как рассказ о втором пришествии Иисуса Христа: «И умрет Апрель, и родится вновь, и придет уже навсегда». А фраза «мы родились в тесных квартирах новых районов» хорошо описывает современную политику точечной застройку провинциальных городов. Находятся и желающие порассуждать о детях, чьи сердца и глаза требуют немедленных перемен.
В ближайшие полтора года мы увидим трех героев. И каждый сможет выбрать себе понравившегося. Все это немного напоминает компьютерную игру — кажется, что нашу реальность
«Посмотри на часы, посмотри на портрет на стене!» — поет долговязый парень.
Это он про
Михаил Беднаржевский, специально для Тайги.инфо