Тимофей Кулябин: «Ни один директор больше не рискнет ставить со мной „Тангейзер“»
На встрече со зрителями «Красного факела» главный режиссер театра Тимофей Кулябин рассказал о планах поставить «Колымские рассказы» Варлама Шаламова в Мюнхене, возможной «личной мести» в деле Кирилла Серебренникова, ориентации «на бабушку», цене «Тангейзера» для Бориса Мездрича, хороших актерах и провокациях на сцене. Видео Тайги.инфо.
Кулябин встретился со зрителями накануне нового театрального сезона. Он, в частности, прокомментировал «чудовищное», «стыдное» дело Серебренникова, в защиту которого подписались австралийская актриса Кейт Бланшетт и художественный руководитель Пермского театра оперы и балета, многократный обладатель национальной премии «Золотая маска» Теодор Курентзис.
По его словам, в обвинении режиссера, который «очень успешно начинает работать в Германии» «очень мало обоснований». Человека со съемочной площадки забирают ночью, «везут девять часов в воронке, потом сажают в клетку», описал ситуацию Кулябин. Причины преследования Серебренникова неизвестны: «Это выглядит так, что государство сажает художника. На самом деле причины могут банальными, в том числе и личная месть».
«Самое главное, чтобы человек в этой ситуации морально не сломался. Я знаю это, хотя ситуацию и не сравнить с „Тангейзером“, конечно. Когда не понимаешь, что происходит, ты в полном абсурде. Это очень тяжело морально. Очень легко, наверное, сломаться. Главное, чтобы с ним этого не произошло, потому что он очень важная фигура для русского театрального процесса, а теперь уже становится и для европейского. Это действительно так, в том числе и для кино. Если художника сломают и не дадут ему реализовываться — это будет большая трагедия», — объяснил Кулябин.
Также Тимофей Кулябин ответил на вопрос, кого он считает «умным» и «чутким» актером.
Режиссер рассказал, что постановка оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета была для него «важным этапом», потому что он впервые «осмысливал либретто».
«Те, кто оскорбились, они его [спектакль] не видели. Мы этом знаем. Как они могли оскорбиться? Нет такого механизма. Я спокойно отношусь к тому, что мои спектакли не нравятся. Не думаю, что есть такие спектакли, которые могут вызывать резкое отторжение. Потому что для этого нужно, чтобы была
Главреж «Красного факела» также ответил на вопрос ведущего встречи актера Константина Телегина, может ли получиться римейк «Тангейзера», упомянув бывшего директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича: «Не меня боятся, а повторения ситуации. Если директор уволен? И это на самом деле катастрофа. Суд его оправдал, а директор уволен. Борис Мездрич — безработный. Один из ведущих, легендарных
Телегин спросил у Кулябина, стоит ли режиссеру ориентироваться на условную «бабушку», есть ли у него задача «быть понятным»?
«К примеру, спектакль по роману Франца Кафки „Процесс“ в том виде, в каком я его делал в Новосибирске, я никогда не сделаю, условно говоря, в Мюнхене. По разным причинам. Другая культура восприятия, другой контекст. Я бы вообще не стал его там делать, зачем я буду им рассказывать про Кафку? Сейчас в Мюнхене спектакль по „Колымским рассказам“ Варлама Шаламова. Но я бы его никогда не стал делать в Новосибирске, — пояснил Кулябин. — Всё зависит от контекста. Важен не только город или страна, важен конкретный театр».
«Театр мне предложил любое название, которое я захочу, — рассказал главный режиссер „Красного факела“. — На самом деле, связь очень понятная, потому что Мюнхен — это город, где родилась нацистская партия. И рядом находится Дахау — это первый концентрационный лагерь в Германии. И поэтому многим в Мюнхене эта тема понятна, хотя немецкий и сталинский лагерь — это, конечно, разные вещи. Это мой первый спектакль на иностранном языке. Я не знаю немецкого, только английский, поэтому там будет особый прием с текстом».
В этом видео Тимофей Кулябин объясняет, когда ждать его премьер в Новосибирске, Цюрихе и Большом театр в Москве.
Подготовили Анастасия Фадеева и Кирилл Канин