Вторая тарифная война: Алексей Мазур о «мусорной концессии»
Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур об обсуждении концессии по сортировке мусора в Новосибирской области, рисках, тарифах, позиции правительства региона и Ноевом ковчеге оппозиционных активистов.
В Новосибирске прошла
Соглашение принималось без широкого обсуждения, оно стало неожиданностью и для общественности, и для депутатов законодательного собрания. Законодательство о концессиях позволяет исполнительным органам не согласовывать условия концессий с депутатами, даже в тех случаях, когда возникают обязательства бюджета.
131617 «Если не гарантируем доход концессионеру, на проект не дадут денег»
Состав участников, поворот тематики протеста от экологической к социальной (главный упор организаторы конференции сделали на экономическую модель соглашения и рост тарифа на вывоз мусора) — всё говорило о том, что повторения истории с тарифами никто не хотел. Накануне губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий заявил о приостановке строительных работ в рамках концессии и поручил своим заместителям Сергею Сёмке и Юрию Петухову «организовать работу по тщательному обсуждению всех аспектов вопроса обращения с отходами».
Собственно, Сёмка и представлял областное правительство на конференции.
Перескажу содержание вкратце. Сначала был длинный и обстоятельный доклад депутата Агеенко, который разобрал чуть ли не каждое положение концессионного соглашения. Также он перечислил основные претензии депутатов — чрезмерные обязательства бюджета (он считает, что завышены объемы мусора), слишком высокие тарифы на сортировку и захоронение (Агеенко привел расчет, согласно которому платеж за вывоз мусора для двухкомнатной квартиры вырастет в пять раз и может превысить платеж за капитальный ремонт). В соглашении заложены риски для бюджета и гарантированная прибыль концессионера. А кроме того, последний получает все доходы от продажи сырья, что никак не сказывается на тарифе. Также, по мнению Агеенко, нарушено федеральное законодательство — один из полигонов слишком близко к аэродрому «Ельцовка» (птицы со свалки будут представлять угрозу самолетам), а другой находится над резервуаром подземных вод. Кроме того, концессионное соглашение приводит к монополизации мусорного рынка.
Доклад продолжался сорок минут, публика героически перенесла поток цифр, расчетов и умозаключений.
Сергей Сёмка заверил собравшихся, что при расторжении концессионного соглашения никакой компенсации концессионеру не предполагается.
Было несколько выступлений, касавшихся опыта переработки мусора в других городах. Из них наиболее интересное — опыт Коченёвского мусоросжигательного завода. Кандидат химических наук Геннадий Багрянцев рассказал о наработках СО РАН в высокотемпературном сжигании мусора (при высокой температуре пламени практически не образуется вредных веществ).
Директор
Виктор Козодой, как всегда, сделал акцент на социальной составляющей — концессия приведет к росту тарифа, опять все проблемы решаются за счет населения (и с прибылью для концессионера).
133330 почему без полигона тбо не обойтись
Дальше было свободное обсуждение, которое порой переходило в политические манифесты. Многие выступавшие упрекали областное правительство за порочную практику принятия решений — всё в кулуарах, без обсуждения, а потом приходится проводить конференции и митинги. Сергей Сёмка пытался возражать — мол, почему же в кулуарах, всё было вывешено на официальном сайте государственных торгов! Первыми СМИ, написавшими о проекте, исходя, в том числе, из этой «тайной» информации, были Тайга.инфо и «Центр деловой жизни».
Наиболее ярко и эмоционально высказался депутат городского совета Вячеслав Илюхин — припомнил и четвертый мост, и тарифы, и спросил, не пора ли нам провести городскую ассамблею, посвященную губернатору?
В поддержку Владимира Городецкого неожиданно выступил другой депутат горсовета — Олег Шестаков, который начал свою речь со слов «Не надо политизировать!». Мол, Владимир Филиппович принял мудрое решение —приостановить концессию, и по тарифам ЖКХ он тоже принял мудрое решение.
В итоге единодушно (никто не выступал против) были приняты следующие решения:
— Рекомендовать расторгнуть концессию и начинать обсуждение «с нуля»;
— Изучить опыт других городов и регионов и провести активный поиск потенциальных инвесторов (а не ждать, когда
— Подготовить поправки в федеральное законодательство, которые бы убрали нормы, принуждающие к подобного рода концессиям.
И пару слов о составе собравшихся. Виктор Козодой сравнил конференцию с Ноевым ковчегом. Были представители разных партий — патриоты, либералы, ОНФ, сторонники Алексея Навального, депутаты горсовета Новосибирска, заксобрания и Госдумы (Вера Ганзя). И хотя политические взгляды собравшихся были ортогональны, по поводу концессии зал был единодушен.
Алексей Мазур