© ria.ru
01 Сен 2017, 05:51
В Генпрокуратуру направлено заявление с просьбой проверить решение ФСБ России не обнародовать определение об отказе в реабилитации адмирала Александра Колчака. Житель Санкт-Петербурга Дмитрий Остряков утверждает, что власти ограничивают доступ к материалам о нереабилитированных репрессированных. Вопрос актуализировался в связи с демонтажом таблички в память о Колчаке.
Дмитрий Остряков вместе с юристами правозащитной группы «Команда 29» добивается от Центрального архива ФСБ копии определения суда об отказе в реабилитации адмирала Александра Колчака, пишет «Коммерсантъ».
«Зимой в Санкт-Петербурге демонтировали табличку в память об адмирале, заявив, что Колчак — военный преступник. Так решил Забайкальский окружной военный суд в 1999 году, отказав в реабилитации Колчака, — рассказал изданию Остряков. — Мне стало интересно, что в этом решении».
В Восточно-Сибирском окружном военном суде мужчине сообщили, что определение находится в уголовном деле, которое рассматривал Забайкальский окружной суд и которое теперь хранится в Центральном архиве ФСБ. Судебный департамент при Верховном суде уточнил, что делу присвоен гриф «совершенно секретно». В свою очередь, замначальника Центрального архива ФСБ Николай Иванов сообщил, что на судебном определении ограничительного грифа не стоит, но выдать его копию отказался.
«Ограничение доступа к архивам прописано только в ст. 25 ФЗ „Об архивном деле в РФ“, — отмечает зампред совета научно-информационного и просветительского центра „Мемориал“, один из ведущих специалистов по истории органов ВЧК-ОГПУ-НКВД Никита Петров. — Документ не выдают никогда, если он содержит гостайну, либо до 75-летнего срока со дня создания документа, если он содержит личную тайну. Но ни личной, ни гостайны в документах Колчака нет». Таким образом, Центральный архив ФСБ нарушил ст. 25 закона «Об архивном деле РФ», подчеркивает господин Петров. На этот же аргумент опирается Остряков в своем заявлении в Генпрокуратуру с просьбой «применить к ФСБ России меры прокурорского реагирования и обязать предоставить копию определения суда».
Александр Колчак — российский исследователь Арктики, адмирал. В сентябре 1918-го приехал в Сибирь, где присоединился к Временному всероссийскому правительству и был выбран «верховным правителем». В январе 1920 года адмирала предали союзники: командование Чехословацкого корпуса задержало его во время отступления на восток и передало вместе с золотом большевикам в обмен на эвакуацию корпуса из России. В ночь на 7 февраля Александр Колчак был расстрелян без суда в Иркутске.
В Санкт-Петербурге на доме, в котором несколько лет жил Колчак, в 2016 году была установлена мемориальная табличка, однако она просуществовала чуть больше полугода. Она была демонтирована по решению суда, куда обратились активисты движения «Суть времени», указавшие в заявлении, что Колчаку ранее было отказано в посмертной реабилитации. Согласно определению военного суда Забайкальского военного округа 1999 года, подтвержденному в 2001 году Верховным судом РФ, Александр Колчак не подлежит посмертной реабилитации, указывали истцы. Смольнинский районный суд в январе 2017 года удовлетворил иск и обязал городской комитет по культуре демонтировать табличку.