Новосибирской элите нужен новый консенсус
Основные проблемы Новосибирска связаны как с правлением Владимира Городецкого, так и с эгоизмом и лоббистскими талантами нашей политической элиты. Распилены земельные ресурсы города и пригорода, окраины застроены безликими микрорайонами, в которых нет ни школ, ни поликлиник, ни детских садов, общественный транспорт роздан близким перевозчикам. Алексей Мазур рассказывает, как нужно менять управленческие практики.
Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо с первой частью программы для врио губернатора.
9 октября политической элите Новосибирской области был представлен новый губернатор (формально — врио, но даже его «временность» — почти год) Андрей Травников.
Представление правительству, журналистам и депутатскому корпусу было ожидаемо малосодержательно. Из информативного — Андрею Травникову хлопали меньше, чем уходящему Владимиру Городецкому.
Если бы у аплодировавших присутствовала хоть немного рефлексия, они бы задумались, почему при продолжительном правлении «династии»
Основные проблемы Новосибирска — неблагоустроенность, искалеченность точечной застройкой, развал общественного транспорта, отсутствие внятной промышленной и инвестиционной политики, пыль и грязь на улицах — связаны как с правлением Городецкого, так и с эгоизмом и лоббистскими талантами нашей политической элиты». Распилены земельные ресурсы города, а теперь еще — и пригорода, в ущерб текущему и будущему развитию, окраины застроены безликими микрорайонами, в которых нет ни школ, ни поликлиник, ни детских садов, общественный транспорт роздан (задаром) близким перевозчикам, которые выжимают все соки из автопарка и пассажиров. А тротуары в Новосибирске зимой в принципе не чистятся от снега, хотя деньги на содержание дорожных служб выделяются исправно.
136838
За каждым безобразием в Новосибирске стоит конкретная фамилия, имя и отчество, зачастую представленная либо в администрации, либо в заксобрании, либо в горсовете. Они хлопали Владимиру Филипповичу, когда он был мэром, рассыпаясь в благодарностях чиновникам, они сделали его (действующего мэра!) почетным жителем Новосибирска. Ровно как и Толоконского — в бытность того губернатором.
Андрей Травников сказал, что президент Владимир Путин поставил ему задачу работать на пользу Новосибирской области и жителей. Но проблема в том, что собравшиеся в зале и остальные жители региона имеют разное представление как о том, что такое польза, так и о том, на благо каких именно жителей надо работать.
Пресловутый конфликт элит в Новосибирске связан не столько с тем, что наши политики и бизнесмены особо склочные и задиристые, сколько с тем, что сокращается рентный пирог, который можно делить. Упали цены на недвижимость, сложнее распределять свободную землю, да и меньше ее осталось, как и свободных бюджетных денег. Кроме того, усилилось внимание общественности к процессу дележа общественного богатства — как к госзакупкам, так и к земельному вопросу.
Прежняя политика, которую эффективно проводил Толоконский и менее эффективно — Городецкий, состояла в том, чтобы добиться консенсуса элит путем их модерации. Каждый входивший в систему новосибирской власти и связанной с ней экономики знал и свое место, и свои бонусы, и кому он за это должен быть благодарен. Система была вполне эффективна и устойчива. Но так было, пока новосибирский обыватель оставался доволен или равнодушен.
Эти времена прошли. Сейчас обыватель скорее недоволен, консенсус элит распался, и среди политических игроков — все больше желающих воспользоваться протестными настроениями. Накопились и «выпавшие из тележки» игроки. Одних только бывших губернаторов в Новосибирске сейчас четыре!
Одна из главных проблем, которая очевидна и для Травникова, и для любого другого губернатора — что делать с новосибирской элитой, как с ней работать? Очевидно, что одномоментно заменить ее на
Можно обозначить две заведомо провальных линии поведения. Первая — попытаться всех примирить и быть для всех хорошим. Это невозможно уже хотя бы потому, что суммарные амбиции больше имеющихся у новосибирского бюджета возможностей. Если и можно удовлетворить пожелания всех лоббистских групп, то только ценой резкого усиления недовольства населения.
136808
Вторая — попытка быть «диктатором» (или «директором») области. Меня назначил президент — как я сказал, так и будет. Это очень быстро приведет к тотальной фронде, противодействию со стороны депутатов и мэрии. И даже возможная популярность у «простого народа» не спасет (как это было с Юрченко).
Так или иначе, придется переходить к новому уровню консенсуса, который можно обозначить примерно так: «Да у нас был период, когда мы „дербанили“ регион, но пора подумать и о развитии, и о народе, мы же патриоты своей области. Давайте зарабатывать с прибыли, а не с воровства. Давайте устраним самые вопиющие практики. Давайте у нас будет больше прозрачности и справедливости, меньше блата и беспредела».
Как ни странно, в такой формулировке этот новый консенсус поддержит даже большинство из нынешней элиты и очень многие из тех, кого принято называть общественностью. Очень многие в нашей элите искренне ненавидят ту систему, в которой вынуждены работать. Они бы с удовольствием играли бы по другим, более честным и прозрачным правилам, если бы они существовали.
Есть конечно, и «конченные», но их не так много, большая часть из них побоится идти против общего тренда, а меньшую можно демонстративно наказать, если на то найдется политическая воля.
Эффективным союзником в построении нового консенсуса может стать общественное мнение. Все гнусные и эгоистические решения принимаются в кулуарах, вдали от внимания прессы. Те же самые люди в публичном поле ведут себя
134224 политический феномен Новосибирска
Для этого необходимо сменить практику принятия решений в новосибирской власти. Сейчас происходит так: сначала кулуарно принимаются решения, потом изображается ее публичное
Пусть это и неприятно для «чистого управленца», существенную часть усилий придется тратить на согласование, утряску и обсуждения. Иначе будет «как всегда».
Алексей Мазур