«Центр стал непроезжаем и непроходим»: дискуссия о платных парковках в Новосибирске
Власти Новосибирска решили отказаться от услуг частного инвестора и самостоятельно развивать проект платного парковочного пространства. Нужно ли взимать плату за стоянку автомобилей в центральной части Новосибирска? Какие факторы нужно учитывать при реализации проекта? Эти вопросы в эфире радио «Городская волна» обсудили руководитель аналитического отдела сайта Тайга.инфо Алексей Мазур и депутат горсовета Александр Бурмистров.
Публикуем фрагмент беседы в программе «Вечерний разговор с Артемом Роговским», опубликованной на сайте «Новосибирские новости».
Артем Роговский: Итак, тема нашей программы — платные парковки, и пока будем говорить о центральной части Новосибирска. Нужны ли платные парковки в центре или, на ваш взгляд, город к этому еще не готов? Оба моих гостя были на круглом столе, который проводился в мэрии Новосибирска и был посвящен развитию платного парковочного пространства. Алексей Витальевич, что обсуждали вы на правах руководителя общественного совета по вопросам транспорта при мэре Новосибирска?
Алексей Мазур: Мы обсуждали введение платных парковок в Новосибирске. Эта тема обсуждается, на моей памяти, уже семь лет, и только в этом году она вышла в реальность в виде одной парковки на площади
Когда город представляет собой парковку, и перерезан автомагистралями, центр города деградирует, умирает, что сейчас и происходит. Приезжать в центр города, кроме как по делам, особо незачем. Второе — это проблема пробок, так как у нас общественный транспорт тоже деградировал, и ездить на нем неудобно, люди садятся в автомобили и встают в гигантские пробки. И с каждым годом эта проблема только нарастает.
Естественно, платное парковочное пространство — это часть мер. Мы одновременно должны улучшать общественный транспорт и вводить плату за парковки в центре. Сейчас мы не можем говорить о комплексном развитии по многим причинам: у нас не решены проблемы с общественным транспортом, перехватывающими парковками. Но в данный момент нужно решить хотя бы одну простую вещь: если человек приезжает по
Первый этап реализации платного парковочного пространства решает именно эту проблему. Возникает точечно всего несколько платных парковок, и те люди, которые хотят и готовы заплатить небольшие деньги за то, чтобы в течение
Артем Роговский: Подключим к разговору и другого нашего гостя. Александр Сергеевич, вопрос о том, что платные парковки в Новосибирске нужны, уже не стоит обсуждать, надо уже приступать, или еще подискутируем?
Александр Бурмистров: Несколько платных парковок не представляет опасности для города, поэтому если в центре города их появится
Артем Роговский: Назрела необходимость в платных парковках?
137053
Александр Бурмистров: В этих
И я понял, что частный инвестор, который получит некие гарантии, не нужен, потому что наживаться на людях, ничего не делая, это неправильно, а
Артем Роговский: Алексей Витальевич, насколько это важно?
Алексей Мазур: Действительно, когда начинали обсуждать проект платного парковочного пространства, было два момента, которые вызывали резкое неприятие со стороны общественности и с моей тоже. Это привлечение частного инвестора. Мы знаем, что во многих европейских городах существенную часть бюджета составляют доход именно от платных парковок. Почему муниципалитет должен отдавать это в частные руки, непонятно. И, естественно, возникает подозрение, что зайдет инвестор, и будет частная лавочка брать деньги со всех новосибирцев.
Вторая проблема, которая сильно напрягала — это предложение перевести в зону платной парковки сразу большой кусок территории между улицами Мичурина и Советской. Если мы массово в центре города переводим бесплатные парковки в платные, мы тут же получаем огромное количество скандалов, коллапсов. Я сторонник того, что в случае таких реформ хвосты надо резать по частям: взять маленький кусочек и посмотреть, что получится, а что — нет, какая технология работает, а какая не работает. С той же парковкой на
Автоответчик: Я хочу высказать свое мнение по поводу платной парковки в центре города. Это пополнение бюджета города, но это большое ухудшение условий жизни дворовых территорий всех окружающих кварталов и вообще центра города. Во дворах уже нет мест для парковок, а водители машин, чтобы не платить, будут тоже парковаться во дворах. Надо подумать на эту тему и решать транспортную проблему не заплатками на старом одеяле, а придумывать что-то новое.
Артем Роговский: Такое мнение у нашей радиослушательницы, я так понимаю, жительницы центральной части города. И есть опасение, что поедут все эти машины во дворы.
Александр Бурмистров:
А концепция, помимо парковок, должна включать такой вопрос, как реализация
Артем Роговский: Алексей Витальевич, а вы что скажете?
Алексей Мазур: Да, радиослушательница в целом права. Я согласен с тем, что, столько автомобилей, сколько могут въехать в центр, уже въезжают. И дворы уже забиты, и жители большей части дворов поставили шлагбаумы и заборы. Центр стал непроезжаем и непроходим. Есть много дополнительных мер, которые нужно применять.
Звонок: Добрый вечер, меня зовут Александр. Платить, конечно бы, не хотелось за парковку даже в центре. Но я хотел привести, так скажем в кавычках, хорошие примеры. В Москве тоже вначале шел разговор, что платное парковочное пространство введут только в районе Садового кольца, в центре и больше нигде. А в итоге уже дошли до окраин таких, как наши Затулинка, Родники. Ставятся знаки, запрещающие парковку, там, где машины никому не мешают, особенно ночью, и потом все это переводится на платную основу. А по поводу привлечения частного бизнеса, концессий
Артем Роговский: Спасибо, Александр, за звонок. Сразу несколько тем затронул наш радиослушатель.
Александр Бурмистров: Я бы хотел одну из тем поддержать, по поводу эвакуаторов. Действительно, такое ощущение, что они просто выполняют функцию отдела продаж
И за эти 700 рублей шла борьба всю ночь, пока
Артем Роговский: Алексей Витальевич, упоминание эвакуаторного бизнеса, назовем вещи своими именами, в контексте платного парковочного пространства, насколько уместно?
Алексей Мазур: Как было правильно замечено, если существенная часть парковочного пространства в центре становится платной, то нужно обеспечить безопасность тротуаров, газонов, прилегающих дворов, потому что уже сейчас много автомобилей паркуются и на тротуарах, и на газонах, и мы не видим, чтобы эвакуаторы с этим работали.
Артем Роговский: Далеко за примером ходить не надо. На Красном проспекте, где выделена полоса для общественного транспорта, регулярно
Алексей Мазур: Я согласен, эвакуаторщики делают бизнес, потому что эвакуаторы работают у нас много лет, но проблема так и не решена. Решена лишь одна проблема — штрафстоянка всегда полная. И машины, как стояли, так и стоят. Это означает, что этот способ проблему не решает.
Александр Бурмистров: Кстати, еще один очень интересный момент: парковка на тротуарах и на газонах — формально это разные вещи. За парковку на тротуарах вы заплатите штраф, а вот штрафовать за парковку на газонах, к сожалению, пока сложно. Надо эту ситуацию нормативно менять.
Артем Роговский: Предлагаю обсудить опыт работы первой платной парковки в Новосибирске в районе железнодорожного вокзала. На ваш взгляд, то, что именно это место выбрано для первой платной парковки — это логично?
Алексей Мазур: Я думаю, нет, потом что мне кажется, что первое место для платной парковки должно быть рядом с мэрией или с областным правительством. Платные парковки должны быть там, куда люди ненадолго приезжают по делам: банки, мэрия, страховые компании.
Александр Бурмистров: Вокзал, кстати, тоже. Приехал, встретил родственников.
Алексей Мазур: Там есть подъезд снизу.
Александр Бурмистров: А он занят, не припаркуешься.
Алексей Мазур: Там рядом открылся торговый центр с большой бесплатной парковкой. И вообще там рядом много бесплатных парковок. Площадь
Артем Роговский: Александр Сергеевич, ваше мнение на тему выбора для первой платной парковки в Новосибирске?
Александр Бурмистров: Наверное, есть логика, потому что людям надо приезжать встречать своих родственников, гостей, и эта возможность должна быть. Такой способ, который реализован сейчас, вполне для этого годится. Точно так же, как это работает в аэропортах по всему миру.
Алексей Мазур: Я замечу, что мы зря ищем
Артем Роговский: Закрывая тему уже действующей платной парковки, насколько адекватен тариф 20 рублей в час?
Алексей Мазур: На мой взгляд, тариф должен быть таким, что парковка в основном должна быть заполнена, но несколько мест свободные. Если парковка вся пустая, значит тариф слишком высокий, если вся полная, то тариф слишком низкий, а если посередине, значит, адекватный.
Артем Роговский: Согласны, Александр Сергеевич?
Александр Бурмистров: В целом, наверное, да.
Артем Роговский: Самое время поговорить о том, где появятся по плану первые плоскостные парковки. Итак, в 2017 году уже запущена парковка на площади
Алексей Мазур: Просто это места, где можно организовать плоскостную парковку. Кстати, у зоопарка она и так платная, просто сейчас плата идет не муниципалитету.
133899 Слепой везет незрячего: доклад о транспорте в Новосибирске
Артем Роговский: Александр Сергеевич, а вы как думаете?
Александр Бурмистров: Вы знаете, с моей точки зрения, это все вторично, главное, как будет выглядеть проект на следующем шаге, когда будет обсуждаться тиражирование, масштабирование этого проекта. Сейчас есть угроза того, что попытаются это отдать частному инвестору, и, на мой взгляд, ни в коем случае нельзя этого допустить. Поэтому эти четыре места или другие — это вопрос вторичный.
Алексей Мазур: Там речь идет всего о 280 машиномест, что на фоне 30 тысяч машин, въезжающих в центр, капля в море.
Артем Роговский: А есть информация, что именно 30 тысяч автомобилей въезжает ежедневно в центр?
Алексей Мазур: Да, примерно так. Но речь точно идет о десятках тысяч.
Артем Роговский: Да, и самый затык происходит, когда въезжают и, самое главное, когда начинают разъезжаться эти автомобили. Александр Сергеевич, опыт других городов по введению платных парковок? Многие города,
Александр Бурмистров: В первую очередь меня интересовали цифры, экономика этого проекта. На первом этапе было 1250 машиномест, проект обошелся в 36 миллионов рублей. Это заметно дешевле, чем предлагается в Новосибирске. Затем проект расширили до 1900 машиномест. Всего три автомобиля, которые ездят по кругу и осуществляют фотовидеофиксацию.
Механизм таков: весь цикл 70 минут, сначала едет одна машина, через 20–25 едет следующая машина, еще через 20–25 минут едет еще одна. Если машина попадается на фотовидеофиксацию дважды и при этом не оплачивает, то сразу попадает в число штрафников. Главное, что я понял, находясь в Казани, что проект может быть муниципальным, никакой частный инвестор не нужен: все окупается при грамотной работе в течение года.
Артем Роговский: Как, на ваш взгляд, идет реформа общественного транспорта?
Алексей Мазур: Никак не идет. Есть проблема, и она — федеральная. Реформа общественного транспорта идет только в Москве, потому что там очень много денег. Я слышал цифру, что от продажи билетов общественный транспорт Москвы получает только треть доходов, остальное финансирует из бюджета. У нас же общественный транспорт — это способ изъятия денег с населения, причем не в пользу бюджета, а в пользу частных перевозчиков.
Есть плохо прописанный закон —
Александр Бурмистров: Надо объяснить радиослушателям, что такое
Алексей Мазур:
Это все происходит, потому что общественный транспорт отдан частникам.
Но,