Архитектор: «Властям Красноярска хватило воли отстоять зеленые массивы»

© Слава Степанов
Архитектор: «Властям Красноярска хватило воли отстоять зеленые массивы»
02 Ноя 2017, 07:40

Около 75% населения России проживает в мегаполисах. Важнейший ресурс стабильного развития каждого из них — земля. Во многом от механизмов работы с этим ресурсом зависит создание гармоничной городской среды, в том числе, развитие проектов комплексной застройки. В этом плане у Красноярска, как считают эксперты, — уникальный опыт.

Сибирский милионник одним из первых в России утвердил генеральный план, правила землепользования и застройки, выполненные в единой логике. Сейчас продолжается разработка проектов планировки территорий. О достижениях Красноярска в градостроительной политике рассказал Народный архитектор РФ, академик Российской академии архитектуры и строительных наук Андрей Боков.

В процессе подготовки российскими городами пакета градостроительной документации стало ясно, что в стране существует дефицит специалистов и институтов, которым под силу справиться с такой сложной и ответственной задачей. И в этом отношении Красноярску повезло: город получил документацию достаточно высокого качества. Но не это главное. Мало иметь генплан, правила землепользования и проекты планировок территорий. Важно, как принятые правила игры реализуются на практике. И с этим возникают реальные проблемы у большинства мегаполисов. Справедливости ради стоит заметить, что и советские генпланы были во многом утопичны, нереализуемы. Так что у этой проблемы большая история. У муниципалитетов не хватает реальных инструментов для поддержания дисциплины застройки. Те силы, которые рассматривают город, как ресурс для получения прибыли, а не как пространство, принадлежащее всем, предполагающее комфортное проживание каждого, не редко доминируют. Существующий градостроительный кодекс, в первую очередь, отстаивал интересы инвестора и застройщика. И эта практика себя исчерпала. Последовательно отстаивать интересы городского сообщества удается немногим. К числу таких городов можно отнести Красноярск и Санкт-Петербург, проявляющие достаточно воли для проведения последовательной политики.

В Генплане развития Красноярска до 2033 года сделан акцент на создание рекреационного «зеленого каркаса», формирование общественных пространств. Как вы оцениваете такой подход?

Однозначно, положительно. Красноярску удалось отстоять зеленые массивы. Набережные Енисея, острова, та большая территория, где расположился парк имени 400-летия Красноярска это чрезвычайно привлекательные кусочки для застройщиков, но власти в лице градоначальника Эдхама Акбулатова проявили настойчивость и характер. В соответствии с принятым генеральным планом эти зоны не подлежат застройке и не застраиваются. Это достижение, которым не может похвастаться, например, столица. Москва не смогла сохранить свой водно-зеленый каркас, лесопарковый зеленый пояс и клинья, доходившие до центра города.

Роль зеленых пространств невозможно переоценить. Манхеттен без Центрального парка полностью бы утратил свою капитализацию и привлекательность. Непродуманные, хаотичные градостроительные акции существенно снижают привлекательность и капитализацию российских городов. Ситуация сегодня меняется, прежде всего, в связи с возросшей активностью городских сообществ, заявляющих, что судьба города решается не только застройщиком. В этом плане Красноярск уникален активным участием жителей, а не только экспертов, в жизни своего города. Один из успешных примеров такого взаимодействия муниципалитет не допустил строительства на набережной. При этом важно, что власти открыты для диалога. Меняется и позиция застройщиков, которые начинают понимать, что непродуманные решения, обусловленные интересами получения прибыли, в конечном итоге приводят к потерям. Рынок насыщен, люди стали более требовательны и разборчивы. Учет их интересов становится условием успеха.

Кстати, о правах застройщиков. Если говорить о российском и зарубежном опыте, то насколько отличаются градостроительные принципы?

Отвечу так: ни в одной стране мира застройщики не имеют столько прав и привилегий, как в России. Разработчики нашего градкодекса за основу брали американский опыт. Опыт страны, пространство и города которой имеют совершенно другую природу, является итогом и следствием иной градостроительной культуры. И даже там детально прописаны требования к функции и размерам того, что может быть возведено на конкретном участке. Если говорить о заимствовании зарубежного опыта, то России гораздо ближе реалии европейских стран и тех городов, в которых формируется максимально дружественная для жителей среда. Та среда, которая обеспечивает, в частности, нескончаемый поток туристов со всего мира.

Опыт Красноярска показывает, что от позиции городской власти зависит очень многое, в том числе, и толкование градкодекса в диалоге с инвестором. Да, генплан это не икона, и он должен совершенствоваться, но целью корректировок должно быть благополучие жителей, от которого, в конечном итоге, выигрывают все, включая инвесторов.





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года