Архитектор: «Властям Красноярска хватило воли отстоять зеленые массивы»
Около 75% населения России проживает в мегаполисах. Важнейший ресурс стабильного развития каждого из них — земля. Во многом от механизмов работы с этим ресурсом зависит создание гармоничной городской среды, в том числе, развитие проектов комплексной застройки. В этом плане у Красноярска, как считают эксперты, — уникальный опыт.
Сибирский милионник одним из первых в России утвердил генеральный план, правила землепользования и застройки, выполненные в единой логике. Сейчас продолжается разработка проектов планировки территорий. О достижениях Красноярска в градостроительной политике рассказал Народный архитектор РФ, академик Российской академии архитектуры и строительных наук Андрей Боков.
— В процессе подготовки российскими городами пакета градостроительной документации стало ясно, что в стране существует дефицит специалистов и институтов, которым под силу справиться с такой сложной и ответственной задачей. И в этом отношении Красноярску повезло: город получил документацию достаточно высокого качества. Но не это главное. Мало иметь генплан, правила землепользования и проекты планировок территорий. Важно, как принятые правила игры реализуются на практике. И с этим возникают реальные проблемы у большинства мегаполисов. Справедливости ради стоит заметить, что и советские генпланы были во многом утопичны, нереализуемы. Так что у этой проблемы большая история. У муниципалитетов не хватает реальных инструментов для поддержания дисциплины застройки. Те силы, которые рассматривают город, как ресурс для получения прибыли, а не как пространство, принадлежащее всем, предполагающее комфортное проживание каждого, не редко доминируют. Существующий градостроительный кодекс, в первую очередь, отстаивал интересы инвестора и застройщика. И эта практика себя исчерпала. Последовательно отстаивать интересы городского сообщества удается немногим. К числу таких городов можно отнести Красноярск и
— В Генплане развития Красноярска до 2033 года сделан акцент на создание рекреационного «зеленого каркаса», формирование общественных пространств. Как вы оцениваете такой подход?
— Однозначно, положительно. Красноярску удалось отстоять зеленые массивы. Набережные Енисея, острова, та большая территория, где расположился парк имени
Роль зеленых пространств невозможно переоценить. Манхеттен без Центрального парка полностью бы утратил свою капитализацию и привлекательность. Непродуманные, хаотичные градостроительные акции существенно снижают привлекательность и капитализацию российских городов. Ситуация сегодня меняется, прежде всего, в связи с возросшей активностью городских сообществ, заявляющих, что судьба города решается не только застройщиком. В этом плане Красноярск уникален активным участием жителей, а не только экспертов, в жизни своего города. Один из успешных примеров такого взаимодействия — муниципалитет не допустил строительства на набережной. При этом важно, что власти открыты для диалога. Меняется и позиция застройщиков, которые начинают понимать, что непродуманные решения, обусловленные интересами получения прибыли, в конечном итоге приводят к потерям. Рынок насыщен, люди стали более требовательны и разборчивы. Учет их интересов становится условием успеха.
— Кстати, о правах застройщиков. Если говорить о российском и зарубежном опыте, то насколько отличаются градостроительные принципы?
— Отвечу так: ни в одной стране мира застройщики не имеют столько прав и привилегий, как в России. Разработчики нашего градкодекса за основу брали американский опыт. Опыт страны, пространство и города которой имеют совершенно другую природу, является итогом и следствием иной градостроительной культуры. И даже там детально прописаны требования к функции и размерам того, что может быть возведено на конкретном участке. Если говорить о заимствовании зарубежного опыта, то России гораздо ближе реалии европейских стран и тех городов, в которых формируется максимально дружественная для жителей среда. Та среда, которая обеспечивает, в частности, нескончаемый поток туристов со всего мира.
Опыт Красноярска показывает, что от позиции городской власти зависит очень многое, в том числе, и толкование градкодекса в диалоге с инвестором. Да, генплан — это не икона, и он должен совершенствоваться, но целью корректировок должно быть благополучие жителей, от которого, в конечном итоге, выигрывают все, включая инвесторов.