Демократия по-русски: почему сменили власть в Новосибирской области
В России легко впасть в иллюзию, что от мнения простых избирателей ничего не зависит, и можно спокойно заниматься важными вещами, например, концессиями. Но это не так. Нельзя забывать, от кого зависят реальные, а не бутафорские выборы — рейтинг президента должен быть высок, и никто не должен тянуть его вниз. Обозреватель Тайги.инфо Алексей Мазур об итогах губернаторопада.
Авторитаризм в России стал общим местом, и никто всерьез не станет утверждать, что мы живем в стране развитой демократии, но политические процессы здесь все же подчинены электоральным законам.
Одной из главных ошибок команды бывшего губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого было непонимание этого факта. Справедливости ради — не только его, добрый десяток глав субъектов «погорел» в эту осень. И в основном по тем же причинам.
130806 KPI для государства: реформы без потрясений
Да, выборов
Выборы мэров зачищены (за редким исключением) и также превращены в назначение. Еще более откровенное, чем в случае губернаторов. Депутатские выборы девальвированы — из 400 опрошенных на улице новосибирцев ни один не смог назвать своего депутата Госдумы.
Поэтому, конечно, легко впасть в иллюзию, что от мнения простых избирателей ничего не зависит, и можно спокойно заниматься важными вещами, например, концессиями.
Судя по всему,
Почему же это иллюзия, где тут вообще демократия? Вот это и должен спросить осведомленный читатель. Что еще за байки?
А
Вся эта конструкция держится на высоком рейтинге Владимира Путина. Губернаторы в современной России легитимны не потому, что набрали
135219
Но эта популярность тоже не просто так появилась и не просто так держится. Работает пропагандистская машина, обратная связь обеспечивается по многочисленным каналам — от соцопросов до аналитических записок разных ведомств. Налажена работа с обращениями граждан, отслеживаются разные индикаторы.
Все это прекрасно знала новосибирская власть, но, похоже, не понимала смысла.
А смысл простой — рейтинг президента должен быть высок, и никто не должен тянуть его вниз. В результате осенний губернаторопад отсчитывали только одному параметру — степени непопулярности глав регионов.
Это и были реальные, а не бутафорские выборы руководителя Новосибирской области, и Владимир Городецкий их проиграл. Опять же, неполноценные выборы, «плебисцитные», когда выбирают (или не выбирают) одного из одного. Но уж какие есть.
Весь прошедший год правительство Новосибирской области демонстрировало чиновничью логику поведения. Нарастающее недовольство граждан, да и депутатов, игнорировалось, так как вроде и сверху, и снизу возобладала старая административная логика. Как в конце существования СССР. И по этим критериям все в Новосибирске вроде бы было неплохо. А подумать о том, как все выглядит в политической логике, оказалось уже некому.
Алексей Мазур