Дайджест #СпасиБайкал: встреча Донского и Энхтувшина, бурятские обсуждения и красавица из Читы
Проект #СпасиБайкал подготовил второй дайджест основных событий недели, связанных с темой монгольских ГЭС.
Донской поддерживает Минэнерго
Минприроды РФ сообщило на этой неделе, что глава ведомства, сопредседатель российской части Межправительственной Российско-Монгольской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Сергей Донской, провел рабочую встречу с вице-премьером Монголии, сопредседателем монгольской части Межправкомиссии Улзийсайханом Энхтувшином. Где прошла эта встреча – не уточняется, видимо, в Москве. Монгольское агентство МОНЦАМЭ о ней ничего не сообщало.
Речи о проведении 21-го заседания МПК, которое сначала планировалось на октябрь, потом – на ноябрь (местом был изначально выбран Иркутск), на встрече, видимо, не шло – во всяком случае, в пресс-релизе Минприроды РФ об этом вообще ничего не говорится. Так что интрига сохраняется, хотя поверить в то, что столь статусное мероприятия, которое проходит раз в год, все-таки в этом году состоится, становится все труднее. Год назад МПК заседало в середине декабря в Улан-Баторе. Но декабрь уж наступил, а даты все не озвучено…
О чем же говорили два сопредседателя? Обсуждали «уверенное восстановление роста двусторонней торговли»: по итогам первого полугодия 2017 года товарооборот между двумя соседними странам вырос более чем на 32%, превысив 561 млн долларов. Увеличился экспорт в Монголию продукции химпрома, металлургии, машин и оборудования, а из Монголии – более чем в полтора раза возросли поставки текстильной продукции. Возобновило деятельность Торговое представительство РФ в Улан-Баторе. «В то же время, по словам главы Минприроды России, как в РФ, так и в Монголии имеется много товаров, пользующихся спросом на рынках двух стран, которые могли бы увеличить товарооборот. Одним из перспективных направлений сотрудничества С. Донской назвал работу по реализации проектов в области геологии и недропользования. Он также высоко оценил достигнутый уровень сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования», - сообщило Минприроды РФ.
Но для нас важнее не это. Во-первых, Донской заявил своему монгольскому коллеге, что Россия по-прежнему «считает необходимым рассмотреть альтернативные варианты строительству ГЭС на водосборной территории реки Селенга».
Во-вторых, что соглашение между правительством РФ и правительством Монголии о сотрудничестве в области электроэнергетики, разработанные министерствами энергетики двух стран, «послужит важным шагом в решении данных вопросов». По данным проекта #СпасиБайкал, такое соглашение действительно давно готово и передано на рассмотрение монгольской стороне. Но ответа от нее в Москве не получали.
В-третьих, Донской снова подтвердил, что «в результате принятых на российской стороне решений, цена покупки мощности для целей поставок в Монголию в 2017 году снизилась, что привело к снижению экспортных цен в контрактах на поставку электроэнергии для монгольских компаний». «Многолетняя взаимовыгодная кооперация в поставках электроэнергии из России в центральный и западный регионы Монголии свидетельствует о надежных партнерских отношениях между энергетическими компаниями наших стран», - заявил Донской.
То есть Россия идет навстречу соседу – и цены снижает, и альтернативы угрожающим Байкалу ГЭС готова предложить. Осталось дождаться встречных объятий. Энхтувшин отметил только, что у обеих сторон есть возможность и готовности наращивать объемы товарооборота.
В Бурятии нашли поводы для радости
По данным телеканала «Ариг Ус», Роснедра отзывают лицензию на разработку Холоднинского месторождения в Бурятии. «Экологи ждали этого 30 лет… (Месторождение) расположено в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и вот, ученые ликуют – соответствующий приказ должен выйти в течение двух дней», - говорилось в сюжете. Какая тут связь с монгольскими ГЭС? Журналисты ее нашли! Причем так, что лучше бы не искали.
«Весной этого года в Бурятии и Иркутской области прошли публичные слушания. Соседи-монголы просили одобрить им строительство нескольких плотин и ГЭС на Селенге и ее притоках. Экологи и население высказалось против. В итоге китайский Эксим-банк не дал кредит на строительство самой крупной монгольской ГЭС. Проект на 1 мрлд долларов сейчас заморожен», - сообщал телеканал. «Мы считаем, что эта проблема движется в нужном направлении. И если дальше этому будет уделяться достаточное внимание, то мы, думаю, с этой угрозой справимся», - заявил в интервью «Ариг Усу» глава Бурятского регионального объединения по Байкалу Сергей Шапхаев.
Причинно-следственные связи задвинуты в долгий ящик. Во-первых, соседи-монголы не просили одобрить им строительство плотин, они привозили проекты Технических заданий на проведение экологических исследований по проектам ГЭС. Причем только по тем станциям, что входят в программу MINIS. Во-вторых, Китай заморозил кредитную линию еще летом 2016 года, а не после слушаний в России – и говорить нужно о заморозке кредита, а не проекта (или проектов). Самую крупную ГЭС на реке Эгийн-гол монголы, похоже, по-прежнему хотят построят – во всяком случае, по ней никаких слушаний в России не проходило. А MINIS проводит свою работу на кредит Всемирного банка, а не Китая.
«Проект строительства ГЭС в бассейне Селенги – прямая угроза для Байкала. Благодаря вмешательству президента России кредит на строительство ГЭС был заморожен. Все работы по подготовке инфраструктуры удалось остановить. Сейчас рассматривается техзадание на экологическую оценку», - говорится в сюжете ГТРК «Бурятия» по итогам заседания природоохранной прокуратуры республики.
В комментарии этому телеканалу Сергей Шапхаев отметил, что в новом ТЗ «обязательно будет присутствовать «нулевой вариант», то есть отказ от намечаемой деятельности и рассмотрение решения проблемы энергетического комплекса Монголии без ГЭС. И такие переговоры между Минэнерго России и Минэнерго Монголии уже начаты».
А пока, по данным природоохранной прокуратуры, основным загрязнителем Байкала остается река Селенга, которая, в свою очередь, страдает от деятельности Улан-Удэ. Очистные сооружения города не справляются с нагрузкой и 500 млн кубических метров сточных вод ежегодно сбрасываются в водные объекты Бурятии.
На конкурсе красоты
Где только не всплывает тема монгольских ГЭС! Так, 27 ноября сайт «Чита.Ру» сообщил о том, что студентка Первого санкт-петербургского медицинского университета им. ак. Павлова, уроженка Забайкальского края 21-летняя Янжима Батожаргалова поборется 2 декабря за титул «Мисс Азия Санкт-Петербург».
«Этот год объявлен Годом экологии, но несмотря на это продолжается строительство гидроэлектростанций на реке Селенга, что, как говорят экологи, приведет к эко катастрофе на Байкале. Учитывая особенности конкурса, мы не могли обойти эту тему стороной. Девушки готовят костюмы из полиэтилена, банок и прочего «вредного» мусора, которые представят на финальном шоу под песню «Байкал спасите» бурятской рэп-группы «Luxor», - заявил этно-дизайнер, руководитель проекта Жамсо Очиров.
По данным группы «Центр культурных традиций» в соцсети «ВКонтакте», в финале конкурса красоты и таланта будут также участвовать девушки из Красноярска, Иркутска, Казахстана, Монголии, Татарстана, Башкирии, Бурятии и Республики Тыва: «Всего 13 участниц, которым предстоит дефиле в вечерних платьях, купальниках, а также коллективное исполнение песни и танца. Кроме того, они продемонстрируют национальный костюм и наряд из подручных средств». Победительница за счет организаторов отправится для участия от Санкт-Петербурга в отборочном туре мирового конкурса «Мисс мира АТР» (Miss Asia Pacific World).